Развитие интереса к предмету "Физика" в начальной и средней школе

Разделы: Физика


Развивать интерес к физике можно начинать с раннего возраста. В начальной школе учащиеся изучают предмет “Окружающий мир”, на котором знакомятся с различными явлениями природы. Важно в этот период познакомить их с предметом “физика”, который изучает законы окружающего нас мира. С целью создания мотивации к изучению физики и приобретению практических навыков работы с физическим оборудованием в каждом классе начальной школы мною были проведены уроки под названием “Физический фейерверк”. Эти уроки были призваны сформировать интерес к изучению этой увлекательной дисциплины.

На уроке учащиеся познакомились с некоторыми методами научного познания. Они наблюдали физические опыты, делали выводы, производили измерения таких физических величин как масса и время, получая при этом практические навыки работы с физическими измерительными приборами: динамометром, электронным секундомером и электронными весами.

Начало урока было посвящено теме “Атмосферное давление”. Учащиеся познакомились с прибором “барометр” и приняли активное участие в опыте с “магдебургскими полушариями”. Самым сильным учащимся не удалось преодолеть силу атмосферного давления и разорвать полушария, но самые слабые лёгким движением разъединили их после того, как внутрь попал воздух.

Особый восторг ребят вызвал опыт со сдутым шаром, помещённым под стеклянный купол, из-под которого с помощью насоса был откачан воздух. По мере уменьшения внешнего давления яркий красный шар увеличивался в объёме. После соединения купола с атмосферой шар принял прежние размеры.

Во время опыта по нагнетанию воздуха в бутылку, соединённую с насосом через манометр, учащиеся с помощью электронных секундомеров измеряли интервал времени от начала накачивания бутылки до момента её взлёта, после чего пришли к выводу, что газ совершил работу.

Вторая серия опытов, проводимых на уроке, была посвящена теме “Электричество”. Учащиеся узнали, что при работе электрофорной машины происходит разделение электрических зарядов, они самостоятельно заряжали и разряжали электроскоп, увидели разряды в газах и колебания электростатического маятника. Ребята познакомились с принципом работы генератора переменного тока и убедились в том, что при вращении рамки в магнитном поле в ней вырабатывается электрический ток.

Следующий этап урока был посвящён практическим занятиям. На столах заранее было подготовлено оборудование: электронный секундомер, динамометр, набор грузов по механике, электронные весы, набор из 3-х брусков, изготовленных из различных веществ. С помощью трубчатых динамометров учащиеся определяли массу грузов (на динамометрах имеются 2 шкалы: для измерения силы в ньютонах и массы в граммах). После этого на электронных весах были определены массы трёх тел.

Заключительный этап урока был посвящён подведению итогов занятия. Учащиеся пришли к выводу, что физика изучает явления природы, открывает законы, которые человек использует в механике, строительстве, энергетике, военном деле, мореплавании и в других областях. При изучении явлений природы физики прибегают к физическому эксперименту, в ходе которого производят измерения и вычисления.

На мой вопрос, хотелось бы учащимся самостоятельно изучать физические явления и производить измерения с помощью физических приборов, я заручилась их согласием. Мы договорились встретиться ещё раз в апреле во время проведения Недели физики на уроке, посвящённом полёту человека в космос. Такие уроки, проведённые с учащимися начальной школы, являются первым этапом на пути формирования интереса к изучению физики. У ребят появилась мотивация к работе с физическим оборудованием.

Для дальнейшего развития интереса к физике для учащихся 6-х классов мною был организован спецкурс, на котором ребята получили практические навыки при работе с физическими приборами и начальные знания, которые пригодились им в 7-ом и 8-ом классах при выполнении лабораторных работ, а также способствовали более глубокому изучению физики в средней школе. Спецкурс был организован в рамках дополнительных образовательных услуг в 2008-2009 учебном году на базе 6 класса и проводится по настоящее время. Тематическое планирование приводится ниже.

Спецкурс включает в себя фронтальные опыты и лабораторные работы, при выполнении которых происходит первичное знакомство с приборами и методами измерения физических величин. Под контролем учителя на спецкурсе учащиеся приобретают экспериментальные умения и навыки. Показателем результативности является выполнение учащимися следующих действий:

  • определение цены деления прибора, определение предела измерений, снятие показаний;
  • выполнение работы по подробной письменной или устной инструкции учителя;
  • оформление отчёта о работе согласно требованиям учителя;
  • знание и выполнение правил работы в лаборатории.

На своём опыте я убедилась в том, что развивать у учащихся интерес к изучению физических явлений и предмету “физика” нужно как можно раньше, начиная с начальной школы, продолжая затем в среднем звене.

В 7-м классе у группы учащихся, посещавших спецкурс, наблюдается устойчивый интерес к предмету, они уверенно работают с оборудованием, правильно определяют цену деления прибора, легко справляются с лабораторными работами и с интересом осваивают новый материал.

Спецкурс по физике для 6 класса “Пропедевтика физики в 6-м классе”.
Автор программы - Пещеркина Валентина Валентиновна.
Курс рассчитан на 26 уроков в год (с октября по апрель: 1 час в неделю)

Тематическое планирование

№ урока Тема урока Темы практических и лабораторных работ, выполняемых на уроке
1 Строение вещества 1) Определение размеров малых тел.

2) Определение скорости диффузии в газах.

Д/з.: Определить среднюю длину своего шага. Определить среднюю скорость своего движения

2 Масса вещества 1) Определение массы тела с помощью лабораторных рычажных весов.

2) Определение массы тела с помощью динамометра (на динамометрах нового образца имеется специальная шкала).

3) Определение массы тела с помощью электронных весов

3 Плотность вещества 1) Определение объёма тела неправильной формы с помощью мензурки.

2) Определение плотности тел правильной и неправильной формы по массе и объёму.

Д/з.: Определить объём и плотность своего тела способом погружения в ванну

4 Сила. Сила тяжести. Сила упругости 1) Изучение принципа действия динамометра. Измерение силы тяжести, действующей на тело.

2) Определение центра тяжести плоской фигуры

5 Действие жидкости на погруженное в неё тело.

Выяснение условий плавания тела

1) Определение силы Архимеда с помощью динамометра при погружении тела в воду
6 Сила трения покоя, качения скольжения 1) Измерение силы трения скольжения с помощью трибометра.
7 Давление твёрдых тел 1) Определение давления тела на поверхность
8 Атмосферное давление 1) Опыт с “магдебургскими полушариями”; опыт с шаром, помещённым под купол насоса.

2) Измерение атмосферного давления барометром

9 Простые механизмы: наклонная плоскость, блок 1) Выяснение условий равновесия рычага
10 Свободные колебания. Математический маятник. Пружинный маятник 1) Измерение промежутков времени с помощью секундомера.

2) Определение периодов колебаний пружинного и математического маятников

11 Относительная влажность воздуха. Психрометр 1) Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра.

2) Определение относительной влажности воздуха

12 Поверхностное натяжение жидкости. Капиллярные явления 1) Определение капилляров промокательной бумаги.
13 Кристаллические и аморфные тела Наблюдение за особенностями плавления кристаллических и аморфных тел
14 Измерительные приборы. Цена деления измерительного прибора 1) Определение цены деления термометра, измерительного цилиндра (мензурки), амперметра и вольтметра.
15 Постоянный электрический ток. Источники тока 1) Знакомство со схемами. Сборка электрической цепи по схеме.

2) Измерение силы тока амперметром

16 Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные линии 1) Опыты с железными опилками.

2) Работа с компасом (с магнитной стрелкой) как индикатором магнитного поля

17 Магнитное поле катушки с током. Электромагниты 1) Сборка действующей модели электромагнита
18 Электромагнитная индукция. Генератор электрического тока. Электрический двигатель 1) Изучение работы электрического двигателя.
19 Свет. Прямолинейное распространение света. Законы отражения. Законы преломления 1) Изучение законов отражения с помощью плоского зеркала.

2) Изучение законов преломления света в плоскопараллельной пластинке

20 Линзы. Правила построения изображений в линзах Определение фокусного расстояния линзы
21 Глаз человека как оптический прибор. Дальнозоркость. Близорукость. Очки. Бинокль 1) Опыты на зрительные иллюзии.

2) Наблюдения за удалёнными объектами в бинокль

22 Способы и методы наблюдения в астрономии.

Солнечная система - наш космический дом

Демонстрация кинофильма по астрономии.
23 Законы Кеплера Демонстрация кинофильма по астрономии
24 Планеты Солнечной системы. Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры Демонстрация кинофильма по астрономии
25 Строение атмосферы Солнца. Источники энергии и внутреннее строение Солнца Демонстрация кинофильма по астрономии
26 Физическая природа звёзд Знакомство с картой звёздного неба