Игровые педагогические технологии как средство развития познавательной активности у учащихся с задержкой психического развития

Разделы: Коррекционная педагогика


Введение

“Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности”

В.А.Сухомлинский

Главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике.

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям я отношу проблемное и развивающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, а также игровые.

Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Ребенок младшего школьного возраста податлив на воспитывающее воздействие извне. В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, которая предоставляет им большие возможности для общения. С приходом в школу меняется их деятельность– ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна “вырастать” из игровой. Поэтому и на этапе школьного обучения игра должна занимать определяющее место.

В современной методике и практике обучения в начальной школе все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего щкольного возраста и поэтому упор на игру ( игровая деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательное воздействие и нормальных условий жизнедеятельности.

Выбор мною игры в качестве первоочередного объекта, творческого анализа и практического освоения продиктована тем обстоятельством, что именно она может выполнить исключительную роль усиления познавательного интереса, обеспечения сложного процесса учения, ускорения развития детей с задержкой психического развития. Психологами доказано, что знание, усвоенное без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.

Кроме того целью моей статьи является изложение собственного опыта моей многолетней педагогической деятельности.

Дидактическая игра как средство обучения детей с ЗПР

Проблема помощи детям с задержкой психического развития приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост младших школьников, страдающих задержкой психического развития . по данным Министерства образования Российской Федерации , среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Проблема неуспеваемости в начальной школе является одной из острых. Учебные нагрузки и напряженный школьный режим часто приводят к резкому ухудшению психического здоровья таких детей. В нашей школе-интернате растет число детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении со стороны медицинского персонала, психологов, дефектологов, логопедов.

Для детей данной категории характерны нарушения произвольности и целенаправленности познавательной деятельности, трудности планирования заданной психической операции, нестойкость произвольного внимания и контроля.

У большинства детей с задержкой психического развития (ЗПР) отсутствует учебная мотивация или она выражена крайне слабо. Снижение познавательной активности рассматривается как одно из важнейших причин трудностей обучения детей с ЗПР. На мой взгляд, главная задача учителя начальных классов на уроке – это обеспечение собственной деятельности обучающихся. Для этого учитель должен создавать условия для активного включения учащихся в познавательный процесс и обеспечивать их эмоциональной поддержкой. Коррекционная направленность уроков в школе-интернате VII вида обеспечивается системой и методами изучения учебного материала, учитывающие индивидуальные особенности развития учащихся. Учебный процесс выстраивается от ученика. Мною организуется совместная деятельность учителя и ученика в атмосфере делового сотрудничества. Комфортное пребывание учащихся в школе-интернате необходимое условие для реализации его внутреннего потенциала.

Мною используются дидактические игры, коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать. Т.к. особенности познавательной деятельности детей с ЗПР проявляются в виде несформированности этих важнейших мыслительных операций.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста с ЗПР, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Применение игровых технологий позволяет добиться решения не только образовательных задач, но сохранить работоспособность и повышать познавательную активность детей, кроме того дает возможность даже самым слабым учащимся принимать участие в коллективной деятельности и чувствовать себя комфортно.

Практическое применение игровых технологий на уроках в начальной школе

Несмотря на всю важность и знание игры в учебном процессе, она не самоцель, не средство развлечения учеников. Это обычное упражнение, облеченное в занимательную форму. Учитель сам в определенной степени должен включаться в игру, иначе руководство и влияние его будет недостаточно естественным. Умение включаться в детскую игру – тоже один их показателей педагогического мастерства учителя. Содержание игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.

Одним из главных рычагов познавательного интереса в учебной деятельности – это создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости их пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Мною на всех уроках используются игры и различные развивающие задания. Учащиеся легко вовлекаются в игровую деятельность. “Игра для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают”. Проводить игру можно на разных этапах урока.

Большое внимание мною уделяется работе с пословицами. Например, при изучении темы “Части речи”, “Словосочетания ча-ща, жи– ши” и др.

На картинках изображены, хаотично расположенные “елочки” со словами, из которых учащиеся собирают пословицы. Можно усложнить задания, если на доске прикреплены картинки с елочками из 2-х пословиц (смотри приложение).

При изучении темы “Предложение” я часто работаю на уроке с деформированными предложениями. Например, на “шариках”, вырезанных из цветной бумаги, написаны слова, из которых учащиеся составляют предложения. Можно усложнить задание, увеличив количество шариков со словами, чтобы можно было составить 2-3 предложения.

Так например, при изучении темы “Дикие животные” (ОЗОМ) мною используются следующее пособие. Каждому учащемуся раздаются карточки (в виде сигнальных) со словами и он составляет предложение. Если оно составлено правильно, то на другой стороне ученик сможет прочитать слово – верно. Например “Волк живет в логове”, “У белки тонкое обоняние”.

Для развития логического мышления, я использую игру “Кто быстрее”. Задание – из букв данного слова составить другие слова, например – ХРАБРОСТЬ : ОСА, СОР, СТО, БРАТ, ТРОС, ХОР.

– Собрать слова из слогов. На геометрических фигурах– слоги, например, при изучении темы “Словосочетание чу-щу”.

– Игра “ Буква потерялась” (при изучении звука Ф)

Задание – вставить пропущенные буквы в слова: . абрика, шо . ер, . лаг.

Занимательные задания, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, используемые мною на разных уроках, способствуют активизации мыслительной деятельности.

После проведения этапа “чистописания”, учащиеся находят и читают слово (введение в тему урока.)

И П Р Е Д Л О Г И А (ПРЕДЛОГИ)

При обучении чтению в первом классе я использую, например, пособие “Пчелка”. У каждого учащегося цветок (из бумаги) с гласной буквой, а у учителя пчелка (из картона) с согласной буквой (изучаемой на уроке); “пчелка ”подлетает к каждому ученику и он читает слог.

Следующий этап – это составление из букв слова.

img7.jpg (18955 bytes)

– У детей с ЗПР нарушено зрительное восприятие и они долго не могут запомнить образы букв. Можно использовать задание “Найди и обведи букву (У)”

img8.jpg (16977 bytes)

– На этапе “Введение в тему”, учащиеся разгадывают слова (части речи)

Составить слова из 1-х (последних) букв слов

ДУШ – ОСА – МЯЧ –> ДОМ

Или учащиеся составляют слова по картинкам, выделяя 1-е (или последние звуки).

Особое внимание уделяю играм, требующим от детей преобразующей и поисковой деятельности. Очень интересна детям игра “Поможем Незнайке”. Предлагаю ситуацию: “Незнайка учится в первом классе. Он решал примеры, а ответы записывал на листочке. Вдруг подул сильный ветер и листочки разлетелись. Очень расстроился Незнайка. “Как теперь быть?” – думает он”. Ребята догадываются, что надо возвратить ответы – листочки на свои места. С радостью выполняют задание.

Мною на уроке используются различные развивающие задания.

– Например, при изучении темы “Умножение чисел” я использую следующее пособие: на карточках наклеены кружки. Дети составляют примеры на умножение. Кроме того, с помощью этих карточек можно тренировать у учащихся зрительную память (карточки разного цвета). Можно эти карточки переставить местами или убрать 1-2.

img10.jpg (7206 bytes)

Мною используются игры с элементами соревнования. Так, например, для автоматизации вычислительных навыков я использую пособие “Елочка”. Двое учащихся выходят к доске и по команде учителя начинают решать числовые выражения. Выигрывает тот, кто больше решит примеров и прикрепит шарики (с ответами) на “Ёлочку”.

img11.jpg (9767 bytes)

– Для развития абстрактного мышления я использую следующее пособие: на карточках наклеены изображения предметов. Дети составляют задачи, по картинкам или составляют примеры в пределах 20.

img12.jpg (3900 bytes)

img3.jpg (7347 bytes)

При изучении темы “Компоненты при умножении (делении)”. На этапе “введение в тему”, учащиеся составляют слова из слогов (произведение, множитель).

Большинство занимательных упражненений строятся мною на материале различной трудности. Это даёт возможность осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся с ЗПР, обеспечивая участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Формирование вычислительных навыков – трудоемка и скучная работа. Учебные задания с нематематической информаций – один из возможных приемов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков.

Например, я использую игру “Проверь себя”. Например:

– Какое дерево является лучшим пылесосом?

Береза – 3, Сосна – 5, Тополь – 4.

Для проверки выбора ответа предлагаю воспользоваться цепочкой примеров:

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические вычисления и т.д. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Следовательно, дети стремятся быть находчивыми, чётко выполнять учебные задания, выполнять правила игры.

Перечисленные мною игры и занимательные задания представляют собой систему. С одной стороны, проводя на уроке уже знакомую детям игру, я меньше затрачиваю времени на пояснение содержания и правил игры. С другой стороны, постепенно усложненная игра, проведенная в различных формах, воспринимается детьми как новая и интерес к ней не пропадает. В процессе правильно организованной игры, дети выполняют большое количество занимательных упражнений в быстром темпе. Хочется отметить, что игры в движении – профилактика гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья учащихся напрямую связано с их двигательной активностью.

Я считаю, использование игровых технологий на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала у учащихся с ЗПР. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Как известно начальная школа закладывает фундамент для обучения в среднем звене. Дети умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций.

Игра – мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.

Активная познавательная деятельность – вот что делает урок интересным для учащихся с ЗПР, вот что само по себе способствует организации его внимания.

Мною так организуется учебный процесс, чтобы каждый фрагмент урока не только обучал, но и развивал учащихся.

Можно сделать вывод, что преобразования познавательной сферы происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка. Одна из главных задач учителя, работающего в коррекционном учреждении – это активное включение учащихся в познавательный процесс, реализуемый на уровне своих возможностей и способностей.

Развитие познавательной активности учащихся при использовании компьютера

Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, мною используются современные средства и методы обучения. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последние пять лет наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Я использую компьютер с его огромными возможностями на различных уроках при обучении учащихся с ЗПР. Он является эффективным техническим средством, при помощи которого можно разнообразить процесс обучения и естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно разнообразить процесс обучения.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, излагая учебный материал с иллюстрациями, что также способствует повышению мотивации у учащихся с ЗПР. Мною используются обучающие и развивающие компьютерные игры, служащие для усвоения и закрепления учебной программы. Особенно важно применение компьютера после объяснения нового материала, чтобы снять у учащихся усталость. С этой целью можно использовать игровые программы, где, например, детям предлагается разложить в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года. Кроме того мною используется компьютер для проведения динамической паузы (гимнастика для глаз), для коррекции высших психических функций, для развития пространственных представлений. Но важно помнить о соблюдении при этом санитарно-гигиенических норм. Таким образом, использование компьютера способствует не только повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявления учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений, что позитивно сказывается на мотивации. Возможности компьютера неисчерпаемы, и очень важно, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели. Как правило, любая компьютерная игра развивает сразу несколько навыков, главное, чтобы это было сделано своевременно и привлекательно. Использование компьютера в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения познавательной активности, развития творческих способностей и создания положительного эмоционального фона. Многие педагоги убеждены в том, что компьютер предоставляет новые возможности для развития учащихся, позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идеи и средства выражения в учебном процессе.

Заключение

Если педагог систематически будет использовать правильно подобранные методы и приемы на каждом уроке, а также игры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, то повысится уровень развития психических процессов и активизация учащихся с ЗПР.

Исходя, из выше перечисленного можно заключить, что усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее, если в учебном процессе использовать игровые технологии. Школьники гораздо меньше устают на уроке, а это важно и для последующего за этим другим уроком. Ученики более сближаются с учителем, больше ему доверяют, а это очень важно при работе с младшими школьниками. Ученики после занятий, которые вызывают у них положительные эмоции (а именно этого мы добиваемся, проводя дидактические игры в процессе обучения) чувствуют себя на последующих уроках более раскованно. Более того, если ученик чувствует себя уверенно и раскованно на уроках в школе, он будет чувствовать себя также и вне школы, что тоже не маловажно. При проведении дидактических игр школьники начинают чувствовать свою значимость, они принимают серьезные решения. Это подготавливает учеников не только к дальнейшему процессу обучения, но к дальнейшей жизни в обществе.

Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если учитель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Использование дидактических игр в учебном процессе способствует:

  • формированию уверенности в себе, заинтересованность в учении;
  • повышению самостоятельности;
  • развитию внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового и проверке знаний.

Я считаю, использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Дети с ЗПР умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их.

Для учителя важно понять, что игры в школе – это не игры дошкольников, это не игры развлечения, вводимые лишь для занимательности разнообразия заданий. Игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить.

Игра является важным средством воспитательной работы. Так ей принадлежит единственная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, памяти, мышления, решение тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Игра является игровой формой обучения, позволяет соединять познавательное и занимательное, и овладевать прочными знаниями, играя. Хочется отметить, что прочные знания, умения и навыки. учащиеся с ЗПР приобретают в процессе активной, познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. А, как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального обучения. Вот почему использование игровых технологий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Макаренко А.С. говорил, что “хорошая игра похожа на хорошую работу, каждому учителю необходимо научиться правильно использовать игру на уроке”.

Список литературы

  1. Кабанова Л.В. Учебные игры как средство повышения эффективности уроков. Начальная школа №1 1992 г.
  2. Масловская Т.А. дидактические игры на уроках математики. Начальная школа №2 1997 г.
  3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Педагогика 1972 г.
  4. Минский Е.М. От игры к знаниям. Москва , 1996 г.
  5. Зеленина Е.А. Играем, познаем, рисуем. Москва , 1996 г.
  6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. Москва , 2003 г.