Интегрированное занятие по математике и биологии по теме "Все о хомяках". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели занятия:

  • познакомить учащихся с кодированными заданиями,
  • научить учащихся работать по блок-схеме;
  • повторить все действия с десятичными дробями;
  • показать межпредметные связи математики и биологии;
  • воспитать уважение и любовь к окружающему животному миру.

Оборудование: проектор, компьютер, модель конуса, различные иллюстрации о хомяках.

Ход занятия

Организационный момент.

Учитель математики говорит о том, что сегодня пройдет необычное занятие, его проведет учитель математики, но много внимания мы уделим биологии. Рассмотрим некоторые вопросы о жизни и среде обитания таких маленьких животных, как хомяк.

1. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание было творческим, ребята нарисовали хомячков. Приготовили выступление о некоторых фактах из жизни этих животных. У кого дома есть хомяки, можно было принести его или сфотографировать своего питомца, составить рассказ о своем любимом животном. Некоторые ребята подготовили компьютерную презентацию. Учитель проверяет готовность домашнего задания.

2. Повторение изученного материала по математике.

Учитель. Вы, ребята, знаете числа натуральные. Часто при решении задач приходится пользоваться не только целыми, но и дробными числами, которые возникают при измерениях. Мы с вами, также, изучили простые и десятичные дроби и действия над ними. Сегодня мы обобщим знания и умения при решении примеров на все арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями.

Вопросы:

Какие числа называются натуральными?
Какие дроби называются десятичными?
Как выполнить сложение и вычитание десятичных дробей?
Как умножаются десятичные дроби?
Как разделить десятичную дробь на десятичную?

Учитель объявил о том, что 4 октября Всемирный день защиты животных. Об истории этого праздника расскажет ученик класса.

Ученик класса приготовил небольшое сообщение об истории возникновения Всемирного дня защиты животных:

4 октября отмечается День защиты животных. Именно в этот день в 1226 умер святой Франциск Ассизкий, основатель монашеского ордена, заступник и покровитель “братьев наших меньших” – зверей и птиц. Трепетное отношение к любому проявлению жизни, ко всем живущим существам, способность сострадать и чувствовать их боль острее собственной сделали его святым, почитаемым во всем мире. Церкви многих стран проводят службы, посвященные Всемирному дню животных.

Премия святого Франциска присуждается за выдающие заслуги в области защиты природы.

Решение о праздновании Всемирного Дня защиты животных было принято в 1931 году во Флоренции на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы. В этот день общества защиты животных многих стран заявили о готовности ежегодно отмечать эту дату и организовывать разнообразные массовые мероприятия, направленные на воспитание в людях чувства ответственности за все живое на планете. Позже в Европе идеи о защите прав животных получили юридическое оформление. Так, в 1986 году Совет Европы принял конвенцию по защите экспериментальных животных, а в 1987 – по защите домашних животных.

Не секрет, что во многих странах домашние животные считаются полноправными членами семьи – у них есть свои собственные праздники, свое медицинское обслуживание, свое “меню” на каждый день и т. д.

В нашей стране широко этот день отмечается с 2000 года. Однако известно, что Россия стала одной из первых европейских стран, в которой обратили внимание на проблему защиты животных. Уже в 1865 году в нашей стране появилось “Российское общество покровительства животным”, которое курировали супруги российских императоров.

Россия прочно удерживает второе место в мире после США по численности домашних животных. В каждой третьей российской семье живут “братья наши меньшие”.

Всемирный день защиты животных призван объединять усилия людей в сохранении животного мира нашей планеты и защите прав домашних животных, необходимости защиты окружающей среды.

Далее учитель говорит о том, что занятие посвящено представителям животного мира. Тема занятий: “Все о хомяках” и говорит о том, что хомяки бывают дикие и домашние. Сегодня мы познакомимся сначала с дикими хомяками, живущими на воле, узнаем о них много интересного, затем послушаем рассказы о домашних хомячках. На протяжении всего занятия будем решать математические задания.

(На экране появляется Слайд 1. Приложение 1.)

Затем предоставляет ученику слово для выступления.

Часть 1. Дикие хомяки (Слайд 2), (Слайд 3).

Ученик класса приготовил небольшое сообщение о диких хомяках:

Представители семейства мышей – хомяки, неуклюжие, толстые животные с большими защечными мешками. Довольно красивый по наружности, но безобразный по характеру – ворчливый, раздражительный и вместе с тем очень отважный.

Общие признаки его: коренастое тело, довольно заостренная голова, кожистые уши средней величины, большие блестящие глаза, короткие ноги со светлыми, короткими когтями и конически заостренным хвостом.

Густой, гладкий, слегка блестящий мех его состоит из короткого, мягкого подшерстка и из более длинных и жестких, редких волос ости. Туловище сверху обыкновенно окрашено в светло-желто-бурый цвет, а верхняя сторона рыльца, глазная область, шея – в красно-бурый; на щеках желтые пятна, а живот и ноги большей частью – черные, хотя ступни ног – белые. Встречаются разновидности других цветов.

Места обитания полевых хомяков от Рейна до Оби. Постройки хомяков можно узнать по небольшим кучкам земли, лежащим возле выхода.

Хомяк опустошает хлебные поля, всходы льна, бобов, гороха. Причем нагибает передними лапами высокие стебли, откусывает колос, и ловко вылущив его, забирает в свои защечные мешочки. В таком нагруженном состоянии он беспомощен и его жизнь в опасности. Но, почуяв опасность, он быстро выбрасывает зерна и принимает оборонительное положение.

Учитель. Хомяки, неуклюжие, толстые животные с расщепленными губами, большими защечными мешками и тремя большими зубами на каждой стороне челюстей.

Задание 1. Узнайте сколько всего зубов у хомяка? Поможет вам блок схема.

(На экране появляется Слайд  4.)

Коллективная работа (на доске и в тетрадях). Ребята выполняют задание № 1.

Проверка результатов (на экране появляется Слайд 5).

Учитель задает вопросы и задания:

– Какие числа делятся на 5?
– Как число разделить на 10?
– Сколько раз 5 содержится в 10?
– Удвойте количество зубов хомяка.
– Что значит утроить число?

Учитель. Довольно красивый, но безобразный по характеру, а вместе с тем отважный хомяк сам по себе небольших размеров

Задание 2. Узнайте длину туловища хомяка и длину его конически-заостренного (от слова конус) хвоста в сантиметрах. Задание выполняется по схеме.

(На экране появляется Слайд 6.)

Коллективная работа (на доске и в тетрадях). Ребята выполняют задание № 2.

Проверка результатов (на экране появляется Слайд 7).

Учитель задает вопросы и задания:

– На сколько хвостик короче туловища?
– Во сколько раз хвостик короче туловища?
– В числовом выражении 120 * 8, назови компоненты.
– В числовом выражении 120 – 62, назови компоненты.
– В числовом выражении 58 + 53, назови компоненты.

Учитель. Норка хомяка состоит из нескольких камер, из которых меньшая для жилья, а большие по размеру – для склада разных припасов на зиму.

Задание 3. Норы хомяков могут находиться на глубине нескольких метров. Узнайте на какой, а вам поможет этот удивительный квадрат. Что такое удивительный квадрат вы знаете. Каким свойством обладают числа квадрата?

(На экране появляется Слайд 8.)

Коллективная работа (на доске и в тетрадях). Ребята выполняют задание № 3.

Проверка результатов (на экране появляется Слайд 9).

Учитель задает вопросы и задания:

– Назовите все четные числа квадрата.
– Назовите все нечетные числа.
– Каких чисел больше и на сколько?
– Назовите тройки чисел в квадрате, которые могут быть делимым, делителем и частным.

Учитель. Хомяк делает большие запасы еды на зиму, в течение которой он предается спячке.

Задание 4. Название месяцев, в течение которых хомяк находится в спячке, зашифровано в таблице. Дай правильный ответ.

(На экране появляется Слайд 10, Слайд 11.)

Коллективная работа (на доске и в тетрадях). Ребята выполняют задание № 4.

Проверка результатов (на экране появляется Слайд 12).

Учитель задает вопросы и задания:

– Сколько месяцев продолжается спячка хомяка?
– Расскажи правило деления на десятичную дробь.
– Найди по таблице, на сколько самое большое число больше самого маленького.
– Во сколько раз значение буквы “В” “больше” значения буквы “Ф”?
– В таблице самую большую десятичную дробь увеличь в 100 раз.

Учитель. Иногда в норках хомяков можно обнаружить несколько десятков килограмм отборного зерна.

Задание 5. Сколько килограммов зерна можно обнаружить в норках полевых хомяков?

(На экране появляются Слайды 13, 14, 15.)

Коллективная работа (на доске и в тетрадях). Ребята выполняют задание № 5.

Проверка результатов (на экране появляется Слайд 16).

Учитель задает вопросы и задания:

– Сравни количество зерна в норке со своим весом.
– Вычисли, сколько килограммов зерна может употреблять хомяк за один месяц спячки.
– Вычисли, сколько килограммов зерна может употреблять хомяк за один день спячки

Ученик класса приготовил небольшое сообщение о диких хомяках:

Это интересно.

Отряд грызунов состоит из семейства беличьих, бобровых, мышей, тушканчиковые и многие другие. В наши дни хомячки населяют разные ландшафты: от тундры до субнивальной зоны гор, поднимаются в Андах до высоты в 5500 м, а на Памире и Тибете – до 4000 м над уровнем моря! Те, что покрупнее, называются хомяки сирийские. А более миниатюрные грызуны могут относиться к разным видам – хомячок джунгарский, кэмпбелла, китайский. Самый маленький представитель щекастых красавцев – хомячок Роборовского.

Самый мелкий грызун – карликовый хомячок Тейлора, обитающий в центральной Мексике и в южных штатах США.

Его длина вместе с хвостом всего 10 см, и весит 7 – 8 г. Врагами хомяков, живущих на воле, кроме человека, являются совы, вороны, а также хорьки и ласки. Человек же, преследуя этих животных, имеет в виду те хлебные запасы, которые накапливаются ими в подземных норах.

Часть 2. Домашние хомячки. (Слайд 17), (Слайд 18).

Учитель. Теперь поговорим о хомяках, которые живут у нас дома.

Ученик класса приготовил небольшое сообщение о хомяках, которые могут жить в домашних условиях.

В середине прошлого века хомяки были завезены в Англию профессором Ахарони, который во время исследовательской экспедиции по пустыне Сирии отловил несколько особей этих грызунов. На практике оказалось, что хомяки идеально подходят для лабораторных опытов. При соблюдении нехитрых правил содержания грызунов, в неволе животные хорошо размножаются, неприхотливы, обладают высокой выживаемостью. В домашних условия выращивают несколько видов хомяков: золотистый или сирийский, хомяк Роборовского или карликовый, серый, джунгарский, хомяк Эверсмана и хомяк Кемпбелла. Каждый из перечисленных видов хомяков характеризуется особой окраской и длиной мехового покрова, размерами и формой тела, длиной лап и др. В рамках международных и республиканских выставок хомяков, разработаны стандарты, по которым строгое жюри оценивает грызуна. Выставочный стандарт предусматривает оценку окраса меха хомяка, его маркировку, темперамент животного, размер, вес и форму тела, состояние мехового покрова, а также форму головы, глаз и ушей. По внешним признакам хомяка, можно судить о чистоте генов и возможности разведения данного вида. Относительно темперамента, хомяк должен быть добродушным, подвижным и ручным. Не должен нападать и кусаться. Мех грызуна должен быть аккуратный, густой и блестящий.
Интересно, что есть виды хомячков, приспособившиеся к быстрому бегу или даже полуводному образу жизни. Имеются и немногочисленные лазающие грызуны. Они питаются различными растениями, их семенами, плодами и вегетативными частями, а некоторые и насекомыми.

Выставки грызунов и хомяков проходят в Западной Европе и Северной Америке уже давно. А в России первые такие выставки стали проводиться около пяти лет назад. В нашей стране стали появляться даже эксперты по хомякам, которые оценивают соответствие зверька стандартам породы. Ими строго оценивается качество шерсти зверька, правильность рисунка, окрас, форма тела, длина хвостика и, конечно же, характер грызуна. А еще – хомяк будет безмерно благодарен, если в его жилище поставить колесо. Интересно, что в природе хомяк может пробегать до 12 км в сутки! В домашних условиях, кстати, можно легко замерить, сколько километров любимец пробегает в колесе. Люди с техническим складом ума изобрели приспособление, фиксирующее количество оборотов колеса. И вот они, результаты для сирийского хомяка: 6-10 км за ночь на скорости – от 2 до 3,6 км в час. Все-таки, хомяки – зверьки необычайно шустрые!
Сложно, на самом деле, сказать, что "думают" хомяки, когда вовсю бегут в колесе. Может быть, они надеются куда-нибудь добежать? Ведь многие из них время от времени останавливаются, выбегают из колеса, осматриваются по сторонам и бегут дальше.

Часть 3. Практическое приложение.

Учитель предлагает перейти к домашнему заданию.

Ребята рассказывают и показывают своих любимых питомцев.

У кого их нет, можно было приготовить компьютерную презентацию о домашних хомячках. Один их учащихся прочитал стихотворение:

Я доволен хомячками-
Их не надобно просить:
“Съешь за папу, съешь за маму!” –
Только успевай кормить.
В. Игнатиус.

Учитель. Ребята, попробуйте сочинить свое стихотворение о хомячках.

Часть 4. Заключение.

Учитель. Сегодня занятие было необычным, т.к. вы узнали много нового о маленьких животных-хомячках, используя математические вычисления, при решении нестандартных заданий. Вы теперь знаете, что есть хомяки, которые живут в дикой природе, а есть карликовые, которые могут проживать рядом с вами, быть вашими соседями по квартире. Вы увидели и полюбовались домашними питомцами ваших одноклассников.

Мы педагоги, надеемся, что после такого занятия, вы станете добрее, и еще бережнее будете относиться к братьям нашим меньшим, соседям по планете – Земля.