Сотрудничество педагогов и ребенка в процессе формирования активной личности с использованием технологии оригами

Разделы: Работа с дошкольниками


«Чем больше уверенности   и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее  движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский.

Оригами – японское  искусство. Возникло искусство складывания в Японии в период Хэйан (794 – 1185 гг.). По-японски «ори» – «сложенный», «ками» – «бумага».Оно является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее  интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти; т.к ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность  её изготовления, приёмы и способы складывания. Особенно  технология «оригами» актуальна в работе с детьми в корректирующих детских садах, куда дети поступают в основном на 1-2 года, в возрасте 5-6 лет, с нарушениями речи и с задержкой психического развития. У таких детей не только плохая речь, но и плохо развито слуховое и зрительное восприятие: память, усидчивость, внимание. Вся наша работа направлена на то, как можно больше помочь детям в развитии уверенности в своих силах и способностях. Изготавливая фигурки из бумаги,  дети лучше закрепляют материал занятий по развитию речи, лучше  усваиваются элементарные математические понятия: квадрат, треугольник, сторона, угол, параллель, диагональ, прямоугольник и т. д.; ориентировка в пространстве и на листе бумаги. Одновременно происходит обогащение словаря за счёт специальных терминов. Также занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге). Совершенствуются трудовые умения ребёнка, умения доводить начатое дело до конца.

Оригами развивает творческие способности у детей, художественный вкус, воображение.

Оригами – коллективное творчество. Работая вместе, дети делают множество интересных композиций, изготавливают подарки к праздникам.

Изготовлению каждой поделки предшествует большая предварительная работа, которая проходит через все разделы основной программы. Исходя из лексических тем, данных логопедом и их последовательности составляем перспективный план, где показываем взаимосвязь оригами с такими видами деятельности как: развитие речи, окружающий мир, математическое развитие, театральная деятельность, развивающие игры, аппликация, лепка, конструирование, экологическое воспитание, нравственное и трудовое воспитание, работа с родителями.

На первом году обучения детей знакомим с базовой формой «треугольник» и с базовой формой «воздушный змей», дети назвали эту форму «сахарная трубочка». Не у всех детей сначала получается всё правильно и аккуратно. Часто приходится приходить на помощь, помогать выполнять ту или иную поделку, но со временем дети сами начинают помогать друг другу.

В течение первого года обучения делаем такие поделки как: мордочки зверюшек, овощи и фрукты, оформляем коллективное панно «Кошка с котятами», «Собака со щенками», «Птицы у кормушки», «Густой лес», «Заюшкин огород» (грядки с морковкой), «Букет для мам», «Бабочки на лугу».

Наряду с творческими задачами решаем задачи нравственного воспитания такие как: выбрать место для своей работы на коллективном панно, выполнить работу не мешая друг другу, прийти на помощь товарищу. К концу учебного года заметны результаты: дети становятся более усидчивыми, аккуратнее выполняют работы, доводят начатое до конца. Поделки становятся интересными, привлекательными, больше носят сюжетный характер.

На втором году обучения знакомим детей с новыми базовыми формами: «блинчик», «двойной треугольник», «дверь», «рыба». Учим делать надрезы на поделках где надо, и, конечно, закрепляем ранее изученные базовые формы. В течение всего учебного года учим детей изготавливать поделки исходя из лексических тем, данных логопедом и набранного опыта. Проводится большая предварительная работа (посещение музеев, выставок, разучивание стихов, пословиц и поговорок, чтение художественной литературы, инсценировка сказок). Работы становятся более сложными объёмными. Даём возможность детям самостоятельно выбирать размер квадрата, цвет бумаги. В этом возрасте знакомим со схемами изготовления поделок. Некоторые работы дети самостоятельно выполняют используя схемы: («Теремок» – по русской народной сказке, «Серая шейка», «Овощи и фрукты на тарелке».)

В течение года дети вместе со взрослыми выполняют такие работы как: «Грибы в корзине», «Осенний лес», «Отлёт журавлей», «Лягушка-путешественница», «Свиноферма», «Зоопарк».

В этом возрасте дети чаще самостоятельно участвуют в оформлении фона панно. Чаще используют восковые мелки, карандаши, краски, аппликацию и т.д. («Цветы для мамы», «Букет васильков с колосьями ржи», «Пингвины на льдине», «Аквариум», «Зимние развлечения» и многие другие.) Также могут рассказать, почему свою поделку поместили в то или иное место на коллективной работе. Некоторые дети начинают интересоваться книгами по оригами, прося взрослых помочь ту или иную поделку.

На втором году обучения составляем с детьми и оформляем творческие рассказы и сказки по их поделкам. Теперь дети с большой охотой не только показывают свою работу, но и с удовольствием дают почитать свой рассказ или сказку о поделке.

Часто предлагаем родителям книги и образцы-схемы по оригами взять домой, чтобы дети смогли вместе с близкими сделать интересную игрушку или составить целую картину. Также для родителей мы проводим консультации по оригами, где не только показываем технологию изготовления поделок, но и знакомим с огромным значением оригами для всестороннего развития  ребёнка, В уголке для родителей вывешиваем схемы поделок. Систематически проводим ряд открытых занятий, где мамы и папы своими руками с помощью своих детей могут изготовить поделку, о чём свидетельствуют отзывы и благодарности.

Приятно, что после посещения открытых занятий некоторые родители помогают нам собирать библиотеку книг по оригами, приносят вырезки из журналов, публикации с сайтов интересных работ, посещают с детьми выставки, где  представлены работы, выполненные в технике оригами.

Итак, хотим отметить, что все наши работы в технике оригами выполняются как завершающий этап по пройденным лексическим темам и поэтому тесно связан с сотрудничеством воспитателя, логопеда, ребёнка и родителя.