Интегрированный урок по теме "О математических словах". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

  • Обеспечить в ходе урока повторение, закрепление темы: ”Сложение, вычитание, сравнение дробей  “с учетом межпредметных связей, сформировать умения применять данные знания на других предметах.
  • Продолжить формирование общеучебных умений и навыков работы с книгой, со словарями, каталогом школьной библиотеки.
  • Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.
  • Развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать.
  • Усиление межпредметных связей, расширение получаемой информации.

1 этап. Организация начала урока. (подготовка учащихся к работе на уроке)

Учитель математики:

Здравствуйте, ребята.

Проверим все ли готово к уроку…..

Садитесь…..

2 этап. Проверка домашнего задания.

Учитель математики: Ответственным за проверку домашнего задания доложить….

По 1 ряду, по 2 ряду, по 3 ряду….

Итак, все учащиеся выполнили домашнее задание и готовы к дальнейшей работе. Спасибо ответственным и всем ребятам за добросовестное отношение к своим обязанностям.

3 Этап. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель математики: Cегодня у нас необычный урок, его будут вести 2 учителя: математики и русского языка, а также библиотекарь нашей школы.

Итак, вы готовы работать?

Запишем число и тему урока.....

Ребята, как вы думаете почему мы с Ольгой Сергеевной решили провести такой урок?

.....……..

Да мы хотим обратить ваше внимание на то, чтобы вы умело применяли знания одного предмета в другом, узнали новое, закрепили ранее изученный материал. Это цель нашего урока.

Задание 1. Отгадайте ребус.

рис.1

Правильно, ребята, это слово дробь. Я прошу вас записать слова, относящиеся к математике начинающиеся с буквы ”д”.

(Кто записал больше всех получает кружок и наклеивает его на полях в тетради)

Учитель русского языка: Давайте разберем по составу слова: делимое, делитель, дробь.

……………………

Учитель математики: Ребята, давайте остановимся на слове дробь. Как вы думаете почему?

…………………..

Да, последние наши темы связаны с понятием дробь, дробное число, поэтому проверим наши знания.

Задание №2. Запишите неравенства 2х дробей с одинаковыми знаменателями.

1/4<3/4; 1/3<2/3;  7/12>5/12

Задание №3. Запишите неравенства 2х дробей с одинаковыми числителями.

1/4<1/2; 2/7<2/5

Задание №4. Запишите неравенства 2х дробей одна из которых правильная, а другая неправильная.

Задание №5. Решите уравнение.  

(39/48) - ((41/48) - x) = 5/48

Задание №6. Задача.

Для выпечки хлеба отсыпали 2/7 мешка муки, а затем еще 1/7 мешка, после чего осталось 28 кг. муки. Какова первоначальная масса муки?

(Решения всех заданий проверяется с помощью слайдов)

Итак, вы показали хорошие знания по изученным темам.

Все что связано с понятием дробь в математике мы выяснили. Что такое дробь? Как на этот вопрос ответит учитель русского языка?

Учитель русского языка:  Что такое? А в каком смысле? Ведь это слово многозначное.

Учитель математики: Но я знаю многозначные числа, но бывают ли многозначные слова?.....

Ребята помогите мне вспомнить.

………………………

Учитель русского языка: (обобщает ответы учащихся) Нужно вспомнить о логических значениях слов. Слово называется многозначным, если  у него несколько значений. Если поразмышлять над словом “дробь” то нетрудно догадаться, что у него как раз несколько значений. Вот три словосочетания, в которых это слово используется с разными значениями: 1) охотничья дробь; 2) барабанная дробь; 3) десятичная дробь. В третьем словосочетании значение слова “дробь” относится к математике. Давайте договоримся называть математическим всякое слово, которое имеет значение, относящееся к математике.

Учитель математики: Приведите несколько примеров математических слов.

…………………………..

У вас на парте лежит таблица №1 в которой записаны многозначные математические слова.

Слово

Словосочетание, где используется значение слова, относящееся к математике

Словосочетание, где используется какое-нибудь другое значение слова

Натуральный

Натуральный ряд

Натуральный сок

Разряд

Разряд десятков

Разряд молнии

Класс

Класс миллионов

 

Прямая

 

Прямая речь

Многозначное

 

 

 

 

 

 

 

 

Назовите подходящие словосочетания для пустых клеток таблицы и заполните ее.

Дома продолжить и сдать к следующему уроку.

Некоторые многозначные слова могут иметь два разных значения из которых оба относятся к математике.

Внимание! Математический чемоданчик…(сносится чемоданчик) Здесь лежит то, что имеет два значения и оба математические. (Учащиеся угадывают, что лежит в чемоданчике)

Слово ”нуль”; есть число и есть цифра нуль.

Учитель русского языка: Как вы знаете значения слов указываются в толковом словаре. Бывает интересно узнать и происхождение слов.

От какого глагола происходит “точка”? Если не знаешь, можно обратиться к специальному словарю, в котором рассказывается о происхождении слов. Такой словарь называется этимологическим. Много слов вошло в русский язык из других языков, такие слова называют заимствованными.

“Цифра” заимствованное слово, оно арабского происхождения.

А возникло оно так. Индийские математики, придумавшие (в 6 веке) позиционную десятичную нумерацию, поняли (в 9 веке), что нужен специальный знак для обозначения отсутствия какого-нибудь разряда в записи числа. Такой знак она назвали “сунья”, что означает п у с т о й.

Арабы перевели это слово на свой язык, и получилось слово “сифр”. Из арабского языка это слово перешло( в средние века) в европейские языки, превратившись в “цифру”.

Итак, сначала слово “цифра” означало н у л ь.

Учитель русского языка: В русский язык слово “цифра” вошло в 18 веке.

Во французском языке слово “цифра” превратилось в слово “шифр”

Учитель математики: Немало заимствованных математических слов пришло из греческого и латинского языков.

Сейчас наш библиотекарь покажет словари какие есть у нас в школе и расскажет как ими пользоваться.

(Выступление школьного библиотекаря)

Учитель русского языка: Если хорошо помнить смысл некоторых приставок и корней, заимствованных из других языков, то легко будет понимать смысл многих математических слов.

Учитель математики: Обратимся к таблице №2

Приставка

Ее значение

Примеры

Дека(гр.)

10 кратно исходной единице

Декалитр =10 литров

Гекто(гр)

100 кратно…

Гектолитр = 100 литров

Кило(гр.)

1000 кратно

Килолитр = 1000 литров

Деци(лат)

0.1 исходной ед.

Дециметр = 1/10 м

Санти(фр.)

0.01 исходной ед.

Сантиметр = 1/100 м

Милли(лат)

0.001 исходной ед.

Мм = 1/1000м

Мг = 1/1000 гр

миллилитр = 1/1000л

(гр – из греческого языка)

(лат – из латинского)

(фр – из французского)

Какие приставки вы видите? И что они означают? (работа с таблицей)

(Рекомендовать учащимся приклеить таблицу в дневник)

Эти приставки нередко используют в названиях единиц физических величин. Когда вы в старших классах узнаете, например, что такое вольт и ампер, автоматически будут понятны и слова “киловольт” и ”миллиампер”.

Приставка “гекто” (только без гласной “о”) используется в слове гектар, которое означает 100 аров.

А теперь давайте подведем итог нашего урока: что нового вы узнали? О чем хотели бы узнать более глубоко?

(Ответы учащихся)

Все работали хорошо. Но кто же набрал набольшее количество кружков на полях? (Выставляю оценки за работу на уроке)

Домашнее задание:

  1. Дописать таблицу №1, можно привлечь родителей (для всех).
  2. Для желающих поработать со словарями в библиотеке, приготовить информацию к следующему уроку.
  3. Составить вопросы по всему услышанному и изученному на уроке .

Литература:

  1. Шеврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О. Учебник-собеседник для 5 класса.
  2. Энциклопедический словарь юного математика.