Урок «Экономическое развитие России в XVIII в.»

Разделы: История и обществознание


Цели.

  1. Дать студентам представление о социально-экономическом развитии России в XVIII веке.
  2. Развивать у студентов познавательный интерес к предмету “история России” посредством компьютерной презентации, умения и навыки работы со схемами и алгоритмами;
  3. Развивать аналитическое мышление студентов посредством анализа текста, исторического материала по алгоритму;
  4. Продолжить формирование у студентов умения и навыки работы с исторической картой;
  5. Раскрыть сущность понятий “мелкотоварное производство”, “всероссийский рынок”, конкретизировать новыми фактами известные учащимся понятия “мануфактура”, “наёмный труд”.
  6. Содействовать воспитанию экономической культуры студентов.

Задачи для студентов:

  • охарактеризовать экономику России XVIII века;
  • определить роль государства в этих процессах;
  • развивать умение работать коллективно, самостоятельно, составлять схемы и работать по алгоритму (Приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Повторение изученного материала (6 мин.)

- Прежде чем приступить к изучению новой темы нам предстоит выполнить ряд заданий (Приложение 3).

№ 3. Задание “Своя игра”. (Cлайд 1. Презентация)

Студенты заранее должна записать по 1 вопросу, по очереди учащиеся отвечают на вопросы, выбирая раздел и стоимость вопроса. (Слайд 2)

III. Актуализация темы (3 мин.)

- Мы продолжаем изучение раздела “Россия в XVIII веке” и тема сегодняшнего нашего урока “Экономическое развитие России в XVIII веке”. (Cлайд 3). Работать будем по следующему плану:

1. Сельское хозяйство в XVIII веке.

2. Развитие промышленности в условиях феодализма.

3. Торговля.

Исходя из названия темы и плана урока, определите цели нашего занятия:

- что будем изучать?

- как будем работать? (Cлайд 4)

- В конце урока нам нужно (слайд 5) ответить на вопрос: “Какова особенность развития экономики России в XVIII веке?” (Cлайд 6)

- Территория России во второй половине XVIII в. значительно расширилась с 14 мил. кв. км до 14,5 мил. кв. км. (клик) В ее состав возращены Белоруссия, Правобережная Украина, Крым, Приазовье, Причерноморье, Литва. (клик) Численность населения выросла в 2 раза: с 18 до 37 млн. человек. (Cлайд 7)

- Российское общество в XVIII веке было представлено следующими сословиями… Оставаясь аграрной страной, в городах проживало лишь 4% населения, основную часть населения составляли сельские обыватели из которых: 54% крестьян принадлежали помещикам, 40% - казне, остальные вольному казачеству. (Cлайд 8)

IV. Сельское хозяйство в XVIII веке (10 мин.) - самостоятельная работа. (Приложение 1)

- (клик) Основой производства оставалось сельское хозяйство (с/х), которое в основном развивалось экстенсивно - за счет освоения присоединенных земель на юге. (клик)

- Как происходило развитие сельского хозяйства в данный период времени, вы рассмотрите самостоятельно заполнив сравнительную таблицу и ответить на вопрос, которые находятся перед вами.

1.

Вопросы для сравнения Нечерноземные губернии Черноземные губернии
Феодальная рента    
Объем ренты    
Особенности развития в данный период    

Последствия внедрения капиталистических начал

   

(Слайд 9)

2. Что представляет собой процесс секуляризации церковных земель?

Вывод: Какие изменения произошли в России в XVIII веке в развитии хозяйства и положении крестьян? (Слайд 10)

V. Развитие промышленности в условиях феодализма (10 мин.) коллективная работа. (Приложение 1)

- Какими видами товарного производства были представлены предприятия в России в XVIII веке? (клик)

- Чем представлено каждое их них? (клик)

- Какие типы мануфактуры существовали в XVIII веке в России? (клик)

- Что общего и в чём различие мастерской и мануфактуры? (Cлайд 11)

- Какими категориями населения представлен наёмный труд на мануфактуре? (клик)

К следующему вопросу на понадобится построение интеллект-карты. (Cлайд 12)

- Какими основными отраслями было представлено мануфактурное производство в России в XVIII веке, в каких регионах получили распространение?

Вывод: В какой из отраслей экономики, сельском хозяйстве или промышленности, капиталистические черты были более выраженными?

VI. Торговля (7 мин.) – опережающее задание

(Cлайд 13) Один из студентов рассказывает о развитии торговли в XVIII веке. (Опережающее задание).

- Составить легенду к интеллект-карте, т.е. из словаря выписать определения следующих понятий: торжки, ярмарка, Всероссийский рынок, экспорт, импорт.

VII. Рефлексия (2 мин.)

(Cлайд 14). Какова особенность развития экономики России в XVIII веке?

- Что нового узнали?

- Чему учились?

VIII. Подведение итогов и д/з (1 мин.)

  1. Оценка работы студентов на уроке.
  2. & 50. (Cлайд 15)

Вспомогательный материал в виде карточек-презентаций (архив)