Мастер-класс «Мороз рисует на окне»

Разделы: МХК и ИЗО


Форма проведения: мастер-класс.

Цель: распространение  педагогического опыта в направлении экологическое воспитание детей средствами ДПИ на занятиях детских объединений.

Задачи:

  • создание условий для обмена опытом;
  • создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
  • внедрение новых технологий обучения и воспитания на занятиях и в семейном творчестве.

Оснащение занятия:

  • электронные презентации: Моя образовательная программа.

Музыкальное оформление: “Белые снежинки”, “К Элизе” Л. В. Бетховен:

  • проектор,
  • компьютер,
  • бумага (полоски цветной бумаги, ватман),
  • клей ПВА,
  • инструмент для квилинга: линейка с окружностями, пинцет, игла.

Структура занятия.

I. Теоретическая часть.

  • Презентация образовательной программы и деятельность объединения “Истоки” – 5 минут.
  • Презентация “Квилинг” – 5 мин.

II. Практическая часть. Самостоятельная работа – 25 минут.

  • Рефлексия – 5 мин.

Ход занятия

Педагог:

Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Русакова М.Ю. педагог д.о. Дворца творчества, объединения “Истоки”.

Прежде всего, мне хотелось бы поближе вас познакомить с основными Направлениями моей программы, которую я реализую 3-й год.

(Слайд 1)

Занимаюсь я с детьми декоративно-прикладным искусством 10 лет. За этот период я была в поиски новых технологий по ДПИ и чтобы заинтересовать детей я разнообразила свою образовательная программа “Истоки”, которая включает следующие блоки.

(Слайд 2)

Природный мир. Название этого блока говорит само за себя. Мы с ребятами ходим на экскурсии в лес, любуемся красотой природы,

(Слайд 3)

Собираем необходимый природный материал для своих творческих работ.

(Слайд 4)

На занятиях блока “Бумажный мир” ребята знакомятся с разными видами работы с бумагой. Мы пробуем свои силы в овладении простейшими приемами техник: оригами, коллаж, бумагокручение, тиснение, вытынянка.

(Слайд 5)

Для изготовления поделок мы применяем следующие виды бумаги: картон, цветная, белая офисная бумага, гофрированная, газетная. С помощью декорирования бумаги мы учимся делать открытки, поделки, картины, панно, аппликации к праздникам.

(Слайд 6)

Блок “Цветная ниточка” знакомит с работами народных мастеров Бурятии и умельцев России.

(Слайд 7)

Ребята осваивают приёмы вышивки.

(Слайд 8)

Самостоятельно учатся шить мягкие игрушки, мастерить “Обереги”, изучают виды тканей и нитей.

(Слайд 9)

В блоке занятий “Бисерный мир” ребята знакомятся с видами плетения из бисера, узнают о возможностях использования его в украшениях и в быту.

(Слайд 10)

Большой интерес у ребят вызывает “Работа с соленым тестом”. В этом блоке дети знакомятся со способами изготовления народных игрушек, посуды, панно из солёного теста. Кропотливая работа по росписи посуды в стиле бурятских орнаментов и русских доставляют мне и детям особое удовольствие.

На занятиях очень много говорим о природе родного края, как богата и красива наша малая Родина Бурятия. Мы изучаем традиции празднования различных праздников: Рождество Христово, Масленица, Проводы зимы, Пасха, “Сагаалган”, “Сурхарбан”.

(Слайд 11)

Дети принимают участие в конкурсах и выставках разного уровня.

(Слайд 12)

А что же такое бумага?

Бумага - наш тайный друг. Ей мы доверяем сокровенные мысли, ведя дневник.

Она помогает нам общаться между собой, когда мы пишем записки друг другу или письма друзьям, родителям.

Бумага делает нас умнее, культурнее, но не сама по себе, а те книги, которые печатаются на бумаге и которые мы читаем. Бумага – незаменимый атрибут нашей повседневной жизни: тетради, журналы, конфетные фантики, пакеты для молока и соков, деньги, которыми мы производим взаимные расчеты и многое, многое другое – все это бумага.

Гениального создателя бумаги можно поставить в один ряд с изобретателем колеса и с человеком, первым покорившим огонь.

Скоро замечательный праздник, который любят взрослые и дети.

Какой? (Ответы)

(Слайд 13)

А как вы готовитесь со своими детьми к Новому году? (Ответы)

Музыкалтный фон. “К Элизе” Л. В. Бетховен

Что для вас Новый год? Это зима, снег, снежинки. Это красивые узоры на окне, которые рисует мороз, наступают долгие зимние вечера, которые можно скоротать в кругу семьи за любимым занятием и занятием квилингом.

И сегодня я хочу показать мастер класс и поделиться своим творческим опытом по изготовлению панно в техники квилинг.

Что такое квилинг?

(Слайд 14)

В России искусство квилинга считается корейским и известно как бумагокручение. Однако истоки этого рукоделия восходят к монастырям Европы XVI века, а по некоторым сведениям — даже к ранним цивилизациям Ближнего Востока и Древнего Египта, где оно эволюционировало из других видов филиграни.

(Слайд 15)

К сожалению, точно проследить историю квилинга невозможно по той простой причине, что бумага — материал очень недолговечный.

(Слайд 16)

Ещё в XVI веке итальянские и французские монахи и монахини украшали бумажной филигранью т.е. квилингом, иконы и панно на религиозные темы, обложки религиозных книг и предметы культа, например ковчеги для хранения реликвий. Позолоченными и посеребрёнными полосками бумаги успешно заменяли настоящие золото и серебро в бедных церквях. В XVII и XVIII веках бумагокручением увлеклись в среде благородных дам. Квиллинг был одним из немногих видов рукоделия, которыми представительницы знати могли заниматься, не роняя своего достоинства.

(Слайд 17)

Дамы украшали орнаментом из кручёных бумажных полосок коробочки и ящички, корзинки, чайницы, родовые гербы. С первыми поселенцами из Европы искусство квилинга попало в Америку, где оно особенно любимо.

(Слайд 18)

На протяжении веков в мире квиллинга происходили изменения: менялись техники, стили, материалы, инструменты и популярность этого вида рукоделия. Сегодня искусство бумажной филиграни особенно популярно в США и странах Латинской Америки (таких как Бразилия), распространено в Великобритании и некоторых других странах Европы, в Японии и Корее.

(Слайд 19)

В ряде стран оно только набирает популярность, а в некоторых — например, в Израиле и Гонконге — о нём только начинают узнавать.

(Слайд 20)

В настоящее время с помощью квилинга декорируют подарочную упаковку, открытки, фоторамки, а также создают картины, и прочие красивейшие изделия.

(Слайд 21)

Цель моего занятия поделится опытом и научить вас этому творчеству.

(Слайд 22)

Тема: Мастер – класса “Мороз рисует на окне”.

Для начала я познакомлю Вас с основными элементами квилинга, у каждого элемента есть своё название: 

(Слайд 23)

Листик

(Слайд 24)

Спираль

(Слайд 25)

Сердечко

(Слайд 26)

Капелька

(Слайд 27)

Треугольник

(Слайд 28)

Квадратик

(Слайд 29)

Из которых можно сотворить чудесное панно цветы.

В квиллинге применяются разнообразные инструменты и приспособления.

(Слайд 30)

Основными являются пинцет, ножницы и инструмент для наматывания с прорезью. Такой инструмент представляет собой рукоятку со стержнем, в конце которого сделана прорезь. В прорезь вдевают кончик бумажной полоски и накручивают полоску на стержень, затем снимают уже готовый рулончик ролл. Я сделала такое приспособление (с помощью мужа) из цыганской иглы, которая удобна в применении. (Показ)

И эти инструменты, лежат на ваших столах.

Давайте для начала вспомни правила техники безопасности при работе с инструментами.

На каждом занятии с детьми я повторяю вот эти правила:

(Слайд 31)

Правила техники безопасности на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.

(Слайд 32)

Общие правила, и работа с клеем.

(Слайд 33)

Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.

(Слайд 34)

Во время работы не размахивай руками, не вертись, не наклоняйся, если держишь острый инструмент. После выполнения операции, положи инструмент на своё место.

(Слайд 35)

При работе с клеем. Наноси клей на деталь, которую приклеиваешь.

Приклеенную деталь прижми салфеткой, убери лишний клей.

(Слайд 36)

После работы убери рабочее мест.

Как вы думаете, какая используется Бумага для квилинга? (Ответы)

(Слайд 37)

Бумагу следует взять цветную с двух сторон или белую. Я на занятиях использую офисную бумагу. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3—7 мм.

(Слайд 38)

По разметке под линейку отрезаем канцелярским ножом полоски. Отрезаем одним длинным движением. Получаем разноцветные полоски бумаги шириной 3 мм и длиной примерно 30 см.

(Слайд 39)

Для изготовления ролла берём полоску нужного цвета, зафиксируем кончик бумаги в прорези и плотно наматываем на иглу.

(Слайд 40)

Аккуратно снимаем рулончик с иглы и кладём в отверстие офицерской линейки диаметром 1,5 см. Отпускаем, бумага разворачивается до размеров отверстия. Не держите снятый рулончик долго в руках, иначе он потом будет плохо разворачиваться.

(Слайд 41)

Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть. Для квиллинга хорошо подходит густой клей ПВА.

(Слайд 42)

Вынимаем получившуюся спиральку и сильно защипываем пальцами с одной стороны.

(Слайд 43)

Вот мы и сделали один из базовых элементов квиллинга - "каплю" (или "слезинку").

(Слайд 44)

Вынимаем спиральку и защипываем одновременно с двух противоположных сторон. Этот элемент называется "глаз".

(Слайд 45)

Для разнообразия используем ещё один элемент. Он так и называется - "лист". Для этого проделываем всё, как для "глаза", но после защипывания, не отпуская концы, сдвигаем их в разные стороны по отношению друг к другу.

(Слайд 46)

А, эти элементы называют "свободной спиралью". Сердечко, рожки, завиток, веточка.

(Слайд 47)

Существует около 20 базовых элементов, но принцип для всех остаётся тем же: сворачиваем и защипываем.

(Слайд 48)

Намечаем расположение элементов, аккуратно намазываем торцы клеем и наклеиваем на основу (рыбка).

Таким образом можно сделать различные красивые картины.

(Слайд 49)

(Слайд 50)

Я предлагаю каждому из вас изготовить не менее 2-х элементов квилинга, затем попарно склеить узор, потом все вместе мы ваши узоры наклеим на наше Панно и дадим ему красивое название. Так как здесь сегодня присутствуют творческие люди, я объявляю конкурс на самое оригинальное название нашего панно.

(Слайд 51)

А теперь приступаем к самостоятельной работе.

Музыкальный фон: Песня “белые снежинки”.

(Слайд 52)

Самостоятельная работа.

Индивидуальный подход к каждому участнику.

Вы наверно засиделись давайте немного разомнёмся. (Физминутка)

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Продолжают работу.

Педагог: У кого готовы элементы подходите ко мне и мы с вами определим ваши заготовки на наше панно.

Ой, какая замечательная работа. Давайте дадим название нашему панно. Конкурс был объявлен. (Перечисляют название). Вот поступили такие предложения. Кто за?

Ну а теперь я хотела бы узнать ваше мнение о моем мастер-классе.

Интересен ли был мастер-класс?

Что нового узнали? Научила ли я вас чему-то?

Спасибо за сотрудничество и внимание.

(Слайд 52)

Интернет ресурсы:

http://magicflower.livejournal.com/128981.html

http://www.proshkolu.ru/org/birsk-a/folder/36452/

http://moikompas.ru/compas/quilling

http://www.liveinternet.ru/users/3078094/tags/квилинг/

www.study77.ru

Презентация