Внутреннее строение Земли

Разделы: География


Цель урока: Сформировать представление о внутреннем строении Земли. Развивать умение систематизировать информацию на примере работы с таблицами. Ознакомить учащихся с внутренними слоями Земли: земная кора, мантия, ядро, астеносфера. Сформировать представление о литосфере и астеносфере.

Оборудование: Демонстрационная таблица «Внутреннее строение Земли»; другие виды наглядности и ТСО, таблицы.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученной темы «План и карта»
  3. Изучение нового материала «Внутреннее строение Земли»
  4. Первичная проверка знаний
  5. Задания для закрепления новой темы (тест)
  6. Домашнее задание

Ход урока

Обратите внимание на схему изучения географии в 6 классе. Схема на доске: План и карта → Литосфера → Гидросфера → Атмосфера → Биосфера

Вопрос: Какую тему мы изучили?

Ответ: (План и карта.)

– Мы должны перейти к следующей теме.

Вопрос: Как она называется? (Литосфера)

–Но прежде чем перейти к новой теме, проверим, как вы запомнили уже изученную тему. Ответьте на ряд вопросов.

Вопросы для проверки знаний по пройденной теме.

  1. Что такое масштаб?
  2. Какие виды масштабов вы знаете?
  3. Определите относительную и абсолютную высоту холма? (рис. На доске).
  4. Что не хватает в этом рисунке, чтобы понять, что это действительно холм? Как это исправить?
  5. Назовите самую длинную параллель?
  6. Какие линии на карте указывают направление на Север-Юг, на Запад-Восток?
  7. Какую широту имеет Северный полюс?
  8. Какую широту имеет экватор?
  9. Где проходит нулевой меридиан?
  10. Может ли быть широта 95 С.Ш.?
  11. Может ли быть долгота 183 В.Д.?
  12. Для определения, какого места на Земле нужно знать только широту?
  13. Определите название объекта 12 Ю.Ш. и 132 В.Д?
  14. Где находится точка широта и долгота которой 0 градусов?

Оценки за ответы.

Итак, молодцы. Вы справились с заданием, и теперь мы отправляемся на литосферу. Что предстоит вам узнать о литосфере, вы прочтете по содержанию учебника. (Дети читают). Что вам нужно узнать на сегодняшнем уроке? Взяли таблицы, которые лежат у вас на столах. Запишем тему в тетрадь тему урока «Внутренне строение Земли»

Сегодня мы пополним наши знания о внутреннем строении Земли и все свои наблюдения вы должны занести в таблицы. Посмотрим на демонстрационную таблицу «Внутреннее строение Земли».

Ученым удалось установить, что в твердом теле нашей планеты выделяют три основных слоя: ядро, мантия, земная кора. Между ними происходит постоянный обмен веществом и энергией, с энергией земных недр связано образование гор и впадин на земной поверхности, землетрясения, вулканизм, и другие геологические процессы. Все эти процессы, происходящие внутри Земли, называются эндогенными (т. е. внутренними), о них мы более подробно будем говорить в 8 классе. Первую колонку – ядро заполним вместе. Заполняем таблицу №1.

Ядро. (По демонстрационной таблице) Рассказывает учитель. Ядро небольшое, но очень плотное и разогрето до темп. 6 тыс.град.. Недра Земли это своеобразный реактор, где сложные ядерные реакции сопровождаются выделением огромного количества энергии. За счет этого в глубинных слоях планеты поддерживаются высокие температуры, накапливаясь энергия ядреных реакций, требует выхода и производит грандиозную работу, вызывая движение вещества мантии и твердой земной коры.

Ядро имеет очень высокую температуру, около 6 тыс. градусов, находится в очень плотном состоянии, давление высокое. При высокой температуре и высоком давлении в ядре происходят различные реакции. Раньше считали, что ядро Земли гладкое. Почти как пушечное ядро. Но оказалось, что перепады границ достигают 260 км. Проверили таблицу.

Следующую оболочку, сделать самостоятельно, прослушав сообщение с электронного учебника. Слайд «Мантия». Учащиеся заполняют таблицу. Вы познакомились с новым понятием астеносферой, которая находится в верхней части мантии. Это особый слой (от греч. «астенес» – слабый) он более пластичный, чем остальная мантия и по нему перемещаются жесткие литосферные плиты.

В 5 классе мы узнали, что поверхность земли состоит из литосферных плит. Следующий слайд «Земная кора» Учащиеся слушают сообщение о следующей оболочке – земной коре. Продолжают заполнять таблицу – Земная кора.

Заполнили. Проверим таблицу. Учитель добавляет температуру и давление. Температура с глубиной повышается в среднем на 3 град. На каждые 100 м. Давление с глубиной повышается. Проверка таблицы Хорошо справились.

Вопрос 1. Почему человеку непосредственно доступны только самые верхние слои земных недр?

Ответ: Так как земные недра нагреты до очень высоких температур.

Вопрос 2. Почему глубинные недра Земли нагреты до высокой температуры?

Ответ: Высокие температуры в земных недрах создаются сложными ядерными реакциями.

Вопрос: Что такое литосфера? Это земная кора и верхняя часть мантии.

И так запишем определение литосферы в тетрадь. Литосфера включает в себя земную кору и верхнюю часть мантии. Толщина литосферы примерно 200 км. В переводе с латыни «покрывало». Астеносфера верхний слой мантии, по которому перемещаются литосферные плиты.

Несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение. По демонстрационной таблице (слайд в электронном учебнике), обратим внимание на строение и состав земной коры. Земная кора под океанами и материками сильно различается. Принято выделять 2 вида земной коры. Заполним таблицу № 2 – Виды земной коры: Материковая и океаническая. Заполните самостоятельно толщину и состав слоев земной коры. С помощью учебника на стр. 39 последний абзац читаем и заполняем таблицу. Проверим (можно по электронному учебнику) по слайду «Типы земной коры».

Вопрос: Чем отличается один тип земной коры от другого? Ответ: (толщиной и слоями)

Земная кора в масштабе всей Земли представляет тончайшую пленку и достигает максимальной толщины 75 км над горными массивами Памира, Тибета, Гималаев. Но, несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение.

Вопрос: Как же изучают земную кору?

Способы изучения земной коры

Существуют разные способы изучения внутреннего строения Земли. При бурении скважин можно заглянуть на несколько км. в глубь Земли. Показать слайд «Буровая скважина». Самая глубокая скважина расположена на Кольском полуострове, глубина ее 15 км. По образцам пород, извлеченных из глубин, были получены новые данные о строении земной коры. Слайд (вулкан Рейнир в Северной Америке) К современным методам исследования земных недр относятся космические и сейсмические методы. Космические снимки со спутников, позволили более подробно исследовать поверхность Земли. На них хорошо видны разломы, а также дно океанов до глубины 700 м. Проникнуть гораздо глубже помогает наука геофизика, а познать глубокие недра в наше время позволяет сейсмология – наука о землетрясениях. Прибор, который фиксирует колебания земной коры, называется сейсмограф. Посмотрим слайд как работает обычный сейсмограф. Прибор состоит из маятника и регистрирующего устройства. При прохождении сейсмических волн барабан вздрагивает, и перо вычерчивает график.

Вопрос 1. Какими способами можно изучать строение земной коры?

Ответ: С помощью бурения скважин, а также космическими и сейсмическими методами.

Вопрос 2. Почему можно утверждать, что наука пока не располагает абсолютно точными данными о внутреннем строении Земли?

Ответ: Из-за того, что человеку не удалось проникнуть в недра Земли глубже, чем на

15 км.

Теперь подведем итоги.

  1. В твердом теле Земли разделяют слои: (ядро, мантию, земную кору).
  2. С энергией земных недр связаны внутренние процессы: (образование гор и впадин на земной поверхности, землетрясения и вулканизм и др.)
  3. Что такое литосфера? Астенофсфера?

Закрепление на доске Тест: Определите, о какой оболочке Земли идет речь.

A) ближе всего к центру Земли
Б) состоит из материковой и океанической частей, толщина от 5 до 70 км.
B) в переводе с латыни «покрывало»
Г) температура вещества около 6 тыс. градусов
Д) верхняя оболочка Земли
Е) толщина около 2900 км.
Ж) состояние вещества особое: твердое и пластичное

  1. Земная кора
  2. Мантия
  3. Ядро

Ключ: А)3, Б)1, В)2, Г)3, Д)1, Е)2, Ж)2

Можно поменяться работами и проверить с помощью учителя.

Сдали свои работы, таблицы вклеить в рабочую тетрадь.

Запись домашнего задания в дневник: параграф 16, задание 3 письменно.

Дополнительные вопросы:

Вопрос 1. Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом.

Что хотят показать этим сравнением?

Вопрос 2. Объясните, почему мантию называют основной частью Земли. Спасибо.

Тема урока «Внутреннее строение Земли»

Таблица № 1

Внутренние оболочки Земли

Характеристика оболочек Земли

 

 

состояние

температура

давление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 2

Вид земной коры

Толщина

Состав (слои)

 

 

 

 

 

 

Тест:

А) ближе всего к центру Земли
Б) толщина от 5 до 70 км.
В) в переводе с латыни «покрывало»
Г) температура вещества около 6 тыс. градусов
Д) верхняя оболочка Земли
Е) толщина около 2900 км.
Ж) состояние вещества особое: твердое и пластичное
3) состоит из материковой и океанической частей.

  1. Земная кора.
  2. Мантия.
  3. Ядро