Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ЗПР подготовительной к школе группы

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока.

1. Образовательные:

  • обогащать и уточнять словарь по теме;

  • закреплять последовательность весенних месяцев; продолжать

  • учить составлять рассказ-описание по простым сюжетным

  • картинкам с использованием опорных слов.

2. Коррекционные:

  • развивать произвольное внимание, мышление,

  • временную ориентацию, связную речь, мелкую моторику.

3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы: демонстрационные картинки 4 времён года; картинка “Весна”, разрезанная произвольно на 5 частей; изображение дерева весной, летом, осенью и зимой; простые сюжетные картинки: “солнце сияет в небе”, “тающий тёмный снег, проталины”, “журчат ручейки”, “голые деревья с набухшими почками”, “подснежник пробивается из-под снега”, “воробьи весело чирикают на ветке”, лист со схемой – две разные по длине и цвету полоски (чёрная короткая, жёлтая – длинная); листы с заданиями к упражнению “Дорисуй сосульки”; стаканчики с цветными карандашами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Доскажите, пожалуйста, словечко.

Приходит с добром, веет теплом.
Светом солнечным красна, а зовут её … (весна).

– Что такое весна? (Время года.)

– Разложите правильно картинки на столе, что за чем идёт, начиная с отгаданного времени года. (Весна, лето, осень, зима.)

– За каким временем года идёт весна? (За зимой.)

– Перед каким временем года идёт весна? (Перед летом.)

2. Игра “Сложи картинку”.

Детям предлагается сложить из 5 частей картинку “Весна” и ответить на вопросы.

– Сколько месяцев длится весна? (Три.)

– Назовите первый (последний) весенний месяц. (Март, май.)

– Назовите месяц, который идёт между мартом и маем. (Апрель.)

3. Игра “Подставь картинку правильно”.

Детям предлагается подставить картинку с изображением дерева правильно под картинку соответствующего времени года: какое дерево весной, летом, осенью и зимой.

– Вы правильно подставили картинки, но скажите, сейчас на улице деревья такие, зелёные? (Нет, листочков ещё нет, потому что сейчас ещё ранняя весна.)

4. Составление рассказа о ранней весне.

а). Составление предложений по простым сюжетным картинкам и опорным словам с помощью педагога.

Солнце, сильнее. (Солнце пригревает сильнее.)

Снег, проталины, кое-где. (Снег почернел, начал таять. Кое-где образовались проталины.

Ручейки, звонкие. (Побежали, зазвенели, зажурчали звонкие ручейки

Деревья, ещё, уже. (Деревья ещё стоят голые, но на ветках уже набухли почки.)

Подснежник, снег, первый, из-под. (Из-под снега выглянул первый  подснежник.)

Воробьи, ветка, весело. (Воробьи весело чирикают на ветке.)

б). Составление предложения по схеме.

Детям предъявляется лист со схемой: две разные по длине и цвету полоски; чёрная короткая, жёлтая – длинная.

Какое предложение можно составить по этой схеме? (Ночь становится короче, день – длиннее.)

в). Объединение предложений в связный рассказ.

Детям предлагается составить связный рассказ по цепочке: один ребёнок начинает, следующий продолжает. (Педагог помогает.)

г). Детям задаётся проблемный вопрос.

Можно ли рвать подснежники? Почему? (Ответы детей.)

5. Физкультминутка. Пальчиковое упражнение “Весна”.

Снова солнце в небе /Соединять пальцы правой руки с большим. улыбается,

Снег растаял, ручейки /Соединять пальцы левой руки с большим. звенят.

И подснежник первый /Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья распускается, рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отодвигая их друг от друга.

С юга птицы с песнями /Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы  летят. выпрямлены и переплетены – “птичка”, остальными пальцами совершать колебательные  движения.

6. Игра “Отгадай загадки”.

Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи пробегаю по стене.

(Солнечный зайчик)

С помощью чего мы можем вызвать солнечного зайчика? (С помощью зеркала.) Сейчас вы сможете вызвать солнечного зайчика? (Да, если светит солнце. Нет, если солнце за тучами.)

Растёт она вниз головою, не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт – заплачет она и умрёт.

(Сосулька)

7. Игровое упражнение “Обведи сосульки”.

Детям предлагается обвести карандашом сосульки на крыше. (Цвет выбирается по желанию ребёнка.)

8. Итог занятия. Оценка деятельности детей.