Внеклассное мероприятие "Своя игра"

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным.

Б.Паскаль

Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? Проблема формирования когнитивного интереса школьников к учению относится к числу наиболее актуальных в современной педагогической науке и практике.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор.

Станет ли кто-то в наше время отрицать настоятельную необходимость самого широкого распространения и популяризации знаний по математике? Само собой разумеется, что умственную самодеятельность, сообразительность и смекалку нельзя ни “вдолбить”, ни “вложить” в чью-то голову. Результаты надежны лишь тогда, когда введение в данные области знаний совершаются в легкой и приятной форме.

Данная игра предназначена для учащихся 10-х классов.

Предлагаемая Вашему вниманию математическая игра-викторина “Своя игра” предназначена для развития познавательного интереса учащихся к математике, воспитания стремления к непрерывному интеллектуальному самосовершенствованию. Конкурсная составляющая мероприятия способствует формированию чувства солидарности и здорового соперничества.

Использование ИКТ делает это мероприятие красочным, запоминающимся и достаточно простым в подготовке и проведении.

Цели и задачи:

  • развивать математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление, укреплять память учащихся;
  • развивать и укреплять интерес к математике;
  • развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету;
  • познакомить учащихся с известными учеными математиками древности и нашего времени.
  • формирование и развитие интереса учащихся к занятиям математикой и информатикой, расширение кругозора учащихся.

Место проведения: актовый зал.

Форма проведения: дидактическая игра (две команды по 7 человек и болельщики)

Предварительная подготовка:

  • создание жюри и обеспечение его необходимыми материалами;

  • помощь учащимся в организации команд, выборе капитанов;

  • в наглядном оформлении и подготовке “Визитной карточки” команд;

  • подбор материала для конкурсов.

Оборудование: компьютер, проектор, эмблемы команд, математические газеты, плакаты болельщиков, оценочная карта для команд, призы.

Несмотря на то, что непосредственных участников в игре небольшое количество, ее форма позволяет задействовать всех присутствующих зрителей, т.к. во-первых, между турами проводятся игры с болельщиками, а во-вторых, все задания для участников решают и болельщики, ведь в любой момент ведущий может обратиться к ним за помощью, если никто из игроков с поставленной задачей не справился.

Разработанные приложения позволяют упростить работу ведущего и стоять перед аудиторией не с огромным сценарием в руках, а с небольшими карточками, что более эстетично и практично, на мой взгляд.

Созданные в презентации гиперссылки позволяют просто переходить от одного вопроса по выбору команд к другому вопросу, даже не пользуясь “стоп-кадром” проектора.

Разработанное мной мероприятие по математике “Своя игра” я думаю, поможет учителям в организации внеклассной работы.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Сегодня мы проводим викторину “Своя игра!”.

Мы проверим ваши знания по математике. Наша цель узнать, кто из вас имеет больше всего знаний по этому предмету. Победители будут награждены дипломами и призами.

Ведущая: Внимание! Объявляю участников игры! (Представление команд – название команды и выбор капитана команды).

Ведущий: Правила игры. Игра состоит из трех раундов: 2 раунда по 20 вопросов, которые объединены в четыре категории и третий раунд – Большая игра. В каждой категории вопросы различаются по цене (стоимости). На игровом поле записаны категории и очки. Участник выбирает вопрос по категории и по цене. Отвечает на вопрос тот, кто первым поднимет руку. При правильном ответе количество баллов команды увеличивается, при неправильном – баллы снимаются. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. На вопрос – аукцион право ответа имеет та команда, которая назначит большую сумму, если на счету игроков сумма, меньшая чем стоимость вопроса, то они могут предложить только номинал (стоимость вопроса). На вопрос кот в мешке отвечает команда– соперница. Отвечать надо быстро, ответы не обсуждаются.

Ведущая: Количество баллов будет считать счетная комиссия в составе:

Ведущий: А теперь выберем команду, которая будет начинать игру! Для этого мы поступим следующим образом – Я задаю вопрос. Кто первым ответит, тот и будет выбирать категорию.

Внимание, вопрос!

Арифметический я знак,
В задачнике меня найдёшь во многих строчках,
Лишь “о” ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка. (плюс – полюс)

Первой выбирать вопрос будет команда

Итак, игроки готовы. Зрителей прошу не выкрикивать, не подсказывать, так как в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты.

Начинаем игру!

Первый тур

Математики

Четырёхугольники

Считаю устно

Числа вокруг нас

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

4

5

5

5

5

6

6

6

6

Ведущий: 1 тур. Математики.

  • 2. Назовите авторов учебников алгебры и геометрии, по которым вы сейчас занимаетесь. Ответ: алгебра – Александр Григорьевич Мордкович, геометрия — Алексей Васильевирч Погорелов
  • 3. Назовите фамилию автора учебника по математике, по которому все вы учились в 5 классе. Ответ: Виленкин Наум Яковлевич
  • 4. Во время ремонта не хватило обоев, и стены комнаты пришлось оклеить страницами из учебников по высшей математики Остроградского. От долгого созерцания формулы просто врезались в память, и с 15 лет она начала с интересом изучать высшую математику, впоследствии став академиком и членом-корреспондентом Петербуржской академии наук. А какие стихи писала!!!

Ответ КОВАЛЕВСКАЯ Софья Васильевна (3.01.1850-29.01.1891), русский математик, писательница, первая русская женщина-профессор.

В юности брала уроки у видных преподавателей; чтобы получить возможность заниматься наукой вступила в фиктивный брак и уехала в Германию, где освоила университетский курс математики. В 1874 была удостоена ученой степени “доктора философии” в Гёттингенском университете. По возвращении в Россию занялась литературной деятельностью (повесть “Нигилистка”, 1884, драма “Борьба за счастье”, 1887, семейная хроника “Воспоминания детства”, 1890). С 1883 преподавала в Стокгольском университете. Основные научные труды посвящены математическому анализу, механике и астрономии

5. Кто из них сказал:
“Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит!”?

Ответ Ломоносов Михаил Васильевич (1711 года – 1765 года) – гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки.
Родился в семье крестьянина в деревне Денисовка. В 1730 он приходит пешком в Москву, где получает образование в Славяно-греко-латинской академии. В начале 1736 года как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, где он изучает философию, физику, химию, минералогию. В 1741 после возвращения в Санкт-Петербург он назначен адъюнктом физического класса, а в 1745 – профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Ломоносов публикует труды по теории цвета, открывает (раньше Лавуазье) закон сохранения материи. В 1752 он пишет на латинском языке "Введение в истинную физическую химию". Первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, было написанное еще в Германии Письмо о правилах российского стихотворства (1739, опубликовано в 1778). Его перу принадлежат две трагедии – "Тамара и Селим" (1750) и "Демофонт" (1752), "История Российская", публицистические работы. Ломоносов является одним из создателей современного русского языка. Умирает он в Санкт-Петербург в зените славы.

6. Вопрос аукцион. Чтобы занять первоклассников, учитель велел им сложить все числа от 1 до 100. Но не успел он закончить чтение условия задачи, как этот первоклассник написал на своей грифельной доске ответ и положил на учительский стол. Позднее он стал одним из крупнейших математиков XIX века, “царем математиков”

Ответ Гаусс Карл Фридрих (1777–1855гг.) – немецкий математик, внесший также фундаментальный вклад в астрономию и геодезию, почетный член Петербургской Академии наук (с 1824г.). Отличительные черты творчества Гаусса – глубокая органичная связь в его исследованиях между теоретической и прикладной математикой, необычайная широта проблематики. В частности, Первый эффектный успех пришел к Гауссу, когда ему не было еще девятнадцати — доказательство того, что можно построить правильный 17 — угольник циркулем и линейкой. Лично Гаусс придавал этому открытию очень большое значение и завещал выгравировать правильный 17-угольник, вписанный в круг, на своем памятнике. Что и было исполнено.

Ведущая: 1 тур. Четырехугольники.

  • 2. Сколько тупых углов в квадрате? (Нисколько)
  • 3. Четырехугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны? (трапеция)
  • 4. В каких четырехугольниках диагонали взаимно перпендикулярны? (Ромб, квадрат)
  • 5. Какая фигура получится из 2-х равносторонних треугольников? (Ромб)
  • 6. “Кот в мешке” Сколько осей симметрии у квадрата?)(4)

Ведущий: 1 тур. Считаю устно.

  • 2.(3)
  • 3 (4,5)
  • 4. (1)
  • 5. ()
  • 6. Вопрос-аукцион ответ 0,5

Ведущая: 1 тур. Числа вокруг нас.

  • 2. Назовите наименьшее натуральное число. (1)
  • 3. Сколько атомов водорода в серной кислоте? (2)
  • 4. Сколько чудес света создано людьми? (7)

Пирамиды в Эль-Гизе, Статуя Зевса Олимпийского, слайд Фаросский маяк, Храм Артемиды в Эфесе, слайд Мавзолей в Геликарнасе, Колосс Родосский, Висячие сады Семирамиды

  • 5. Назовите самое маленькое простое число. (2)
  • 6. “Кот в мешке” Может ли быть в одном месяце пять воскресений? (да)

Ведущий: Пока счетная комиссия подводит итоги после первого тура, для вас звучит музыкальный подарок.

Ведущий: Итак, готова ли счетная комиссия подвести итоги первого тура.

Победитель первого тура – _____.

Второй тур.

Дадим право победителю первого тура выбрать первую категорию второго тура.

Начинаем игру!

Формулы тригонометрии

Формулы и теоремы по геометрии

Линии и фигуры

Уравнения

7

7

7

7

8

8

8

8

9

9

9

9

10

10

10

10

11

11

11

11

2 тур. Формулы тригонометрии.

7. Основное тригонометрическое тождество.

8. Формула косинуса двойного угла.

9. Вопрос аукцион. Формула синуса двойного угла

10.Формула разности синусов двух углов.

11. Формула тангенса суммы tg

2 тур. Формулы и теоремы по геометрии.

7. Площадь круга.

8. Теорема Пифагора. Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

9. Формула длины окружности. С=2

10. Формула площади трапеции S = (a+b)/2*h

11. Теорема косинусов Квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов длин двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними.

2 тур. Линии и фигуры.

7. Какой многоугольник называют правильным? (у которого все стороны равны)

8.Вопрос-аукцион. Назовите основные простейшие фигуры стереометрии (плоскость, прямая, точка)

9. Назовите основные простейшие фигуры планиметрии (точка, прямая)

10. Чем отличается окружность от круга? (Окружность — это точки, равноудаленные от центра окружности. Круг — часть плоскости, ограниченная окружностью)

11. Квадрат и ромб имеют одинаковые стороны. Площадь, какой фигуры больше? (ромб)

2 тур. Уравнения.

7. Так называют квадратное уравнение, если в нем коэффициенты b и (или) c равны нулю.

8. Решите уравнение (ответ:2 и 3)

9. Кот в мешке. Решите уравнение (ответ: )

10. Решите уравнение | x – 27 | = 31

11. Бутылка с пробкой стоит 11 рублей. Бутылка на 10 рублей дороже пробки. Сколько стоит пробка?

Ведущий: Пока счетная комиссия подводит итоги второго тура, для вас музыкальная пауза.

Ведущая: Итак, по итогам 2 туров победителем является команда________________

Ведущий: Финальный тур Большая игра. Игроки делают ставки, затем письменно отвечают на вопрос. Исходя из правильности ответа, сумма ставки прибавляется или вычитается из общей суммы очков. Победитель – тот, кто набрал больше всех очков. На ответ вопроса вам дается 2 мин.

Ведущая: Команда победительница первой выбирает вопрос из любой категории.

1.

Смекай, отгадывай

2.

Шарада

3.

Цифра

4.

Ребус

5.

Дети

Смекай, отгадывай.

1. Вставьте недостающее число 5 9 17 33 … 129

Шарада.

2. Привычное слово кудлатой наседки
Поставьте на первое место.
На месте втором, посмотрите–ка,-нота
Важна для любого оркестра.
На третьем одна одинокая буква,
Пятнадцатая в алфавите.
Один из волос на мордашке котенка
На месте четвертом. Прочтите. (Косинус)

Цифры.

3. В какие цифры мужчины одеваются? (тройка)

Дети.

4. Один мальчик охотился в кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил в три раза больше. Трех тараканов мальчик ранил смертельно и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на мальчика и навсегда ушли к соседям. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда? (12)

Ребус – (диагональ)

Ведущий: Для вас музыкальная пауза.

Подведение итогов. Вот они – команда победителей! Они проявили знания, находчивость, смекалку в нашей игре. Поздравляем! (награждение).

Ведущая: Огромное спасибо участникам игры, всем, кто помогал проводить игру, учителям за подготовку вопросов, зрителям, активно поддерживающим своих игроков. Наша игра прошла весело, интересно, мы узнали много нового и проверили свою эрудицию.

Все науки хороши
Для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
А для развития ума предназначена она – Математика.
Это было, это будет, это вечно!
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку,
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты!
Мы сегодня искренне тебе посылаем гром аплодисментов!

Приложение 1

Приложение 2