Приобщение родителей к экологической культуре

Разделы: Работа с родителями


«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь,открыватель мира.
Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,
ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте»

В.А Сухомлинский.

Природа оказывает важное влияние на формирование личности. Вырастут ли дети экологически грамотными, зависит от нас взрослых. Именно взрослые могут научить детей не только брать у природы, но и заботиться, охранять и приумножать её богатства. Много лет я работаю по воспитанию экологической грамотности у дошкольников. Могу сказать, что воспитание экологически правильного отношения к природе может быть полноценно лишь в том случае, если работать в тесном взаимодействии с семьёй.
Постоянная забота к природе, любовь ко всему живому возникнет у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними будет пример экологически правильного отношения взрослых. Ведь дети берут пример во всем с нас.

Для приобщения родителей к экологическому воспитанию детей, использую разные формы взаимодействия:

  • Консультации.
  • Круглые столы.
  • Экологические тренинги.
  • Природоохранные акции.
  • Фотовыставки.
  • Выставки поделок из природного материала.
  • Экологическую газету «Наш дом – природа».
  • Экологические досуги (КВН, викторины, спектакли, развлечения)

Экологические досуги – это результат совместной деятельности детей, родителей, воспитателя, музыкального руководителя. Совместная подготовка к праздникам родителей и детей, будь это придумывание эмблемы, девиза, создание образа, заучивание стихотворения, способствует формированию у детей инициативы, повышает самооценку ребёнка, создает в семье микроклимат доверия, понимания, взаимоуважения и сотрудничества. Родители, принимая участие в досуговых мероприятиях, имеют возможность видеть своего ребёнка в обществе сверстников, наблюдать за динамикой его развития. Досуговая деятельность способствует созданию весёлого настроения у всех участников, повышает интерес детей и взрослых к экологии, объединяет всех участников.

Предлагаю вашему вниманию семейную викторину «Этот удивительный мир» в подготовительной группе.

Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их психологического и эмоционального сближения.

Задачи:

  • Повышать интерес родителей к экологическому образованию детей.
  • Способствовать развитию творческой активности детей, умению мыслить, анализировать.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Материал к викторине: лекарственные растения в пакетах (ромашка, сосновые почки, чабрец, подорожник); коробка с двумя отверстиями сбоку для игры «Угадай, что в коробке», природный материал для игры – шишка, камень, ракушка, грецкий орех; магнитофонная запись с голосами животных; картинки с изображением представителей животного мира; листы ватмана, фломастеры, восковые мелки, карандаши; для оформления зала мягкие игрушки, рисунки детей; фишки, сигнальные карточки, грамоты,
поощрительные призы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущая:

Лесная тишь полна чудес.
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка – это лес.
Ты эту сказку сохрани:
Не рви, не мни и не спугни.

– Дорогие дети, уважаемые взрослые, мы рады приветствовать вас на нашей викторине «Этот удивительный мир». Сегодня в викторине примут участие семейные команды, давайте поприветствуем их.
(команды входят под торжественную музыку, садятся за столы, ведущая представляет участников)

  • Семейная команда 1
  • Семейная команда 2
  • Семейная команда 3
  • Семейная команда 4

Окружающий мир природы невозможно представить без деревьев, цветов, птиц, насекомых. Всё это нас окружает повсюду: в лесу, по дороге в детский сад, в парке, во дворе, в квартире. Природа всегда рядом с нами. И то, сколько она сможет нас радовать, зависит от нас людей, от нашего отношения к ней.

Ребёнок:

Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобой родились
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относится добрей.

Ведущая: В природе множество загадок и чудес, сегодня мы постараемся некоторые из них отгадать. Но ведь у нас игра, а в каждой игре есть правила, послушайте правила нашей игры.

  • Обсуждать вопрос командой.
  • Внимательно слушать ведущего.
  • Пользоваться сигнальной карточкой, если готов ответ.

Оценивать правильность ответа будетжюри (ведущая представляет жюри). За правильный ответ команда получит фишку, у кого будет больше фишек, то и станет победителем.
Ведущая: Начинаем нашу викторину. Каждая команда дома придумала название своей команды, эмблему и девиз. Наш первый конкурс «Домашнее задание». Вам слово участники! (команды отвечают)
Ведущая: Молодцы! Хорошо потрудились дома! А сейчас 2 конкурс «Разминка».

Каждой команде я буду задавать вопросы, ваша задача правильно на них ответить.

  • В какое время года опадают листья?
  • Плоды, какого дерева любят белки?
  • Сколько ног у паука?
  • Чем покрыта река зимой?
  • Как называются листья у хвойных деревьев?
  • Какой кустарник называют «дикой розой»?
  • Какую птицу называют доктором леса?
  • Как называется книга, куда записывают исчезающих животных?

Ведущая: Хорошо вы отвечали и нисколько не скучали!

Ребёнок:

Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.

Леса Красноярского края очень богаты, в них произрастают разные виды деревьев и кустарников. Почти все растения обладают целебными свойствами. Наш следующий конкурс «Лесная угадайка». Каждой команде необходимо по внешнему виду, запаху определить лекарственное растение и рассказать о его лечебных свойствах, способах применения. (Лекарственные растения: ромашка, сосновые почки, подорожник, чабрец).

Ведущая: Пока команды готовятся, у меня загадки о растениях к болельщикам.

  • «Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок». (Лиственница)
  • «Длинноногие сестрички, вышли стайкой на лужок, словно снег у них реснички, и как солнышко глазок». (Ромашка)
  • «Как зовут меня, скажи, часто прячусь я во ржи, скромный, полевой цветок, синеглазый…» (Василёк)
  • «Золотой и молодой за неделю стал седой, а денёчка через два облетела голова». (Одуванчик)
  • «Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти. Нагнись, солдатик у дороги готов на помощь всем прийти». (Подорожник)
  • «Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, очень любят бусы эти дети, птицы и медведи». (Малина)
  • «У забора живет, никого не признает, не собака, а кусается, и погладить не даёт». (Крапива)

Ведущая: Наши команды готовы отвечать (команды отвечают). Замечательные знания о лекарственных растениях. А сейчас для всех музыкальная пауза.

Песня «Мой щенок»

Ведущая: А сейчас мы предоставим слово жюри. (жюри называет количество набранных фишек). Наша викторина продолжается следующий конкурс «Угадай, что в коробке». Для этого конкурса нужен 1 представитель от каждой команды. Ваша задача, определить на ощупь, что находится в коробке». (участники поочередно выполняют задание). Молодцы! А сейчас для всех стихотворение «Слышишь – не наслышишься».

Ребёнок:

«Слышишь – не наслышишься гомоном лесным,
Дышишь – не надышишься воздухом родным.
От земли, от травушки он летит звеня,
Каждая былиночка здесь тебе родня.
Рядом с нею, ласковой, ты рождён и рос,
У зелёной ёлочки и седых берёз.
Прохожу я по лесу и дышу полней.
Нет мне чище воздуха Родины моей».

Ведущая: Наша викторина продолжается, следующий конкурс «Лесные звуки». Для каждой команды прозвучит запись с голосами представителей животного мира. Ваша задача – определить кто это?

  • Жужжит пчела, рычит лев, хрюкает свинья.
  • Мяукают котята, лает собака, кричит обезьяна.
  • Воркуют голуби, воют собаки, квакают лягушки.
  • Звенит комар, ржёт конь, гогочет гусь.

Музыкальная пауза «Танец цветов»

Ведущая: Следующий конкурс «Угадай, кто это?». Каждая команда получит конверт, где находится картинка с изображением представителей животного мира. Командам необходимо с помощью жестов, мимики изобразить того, кто на картинке. Участники других команд определяют. В этом конкурсе жюри оценивает быстроту и правильность ответа, а также артистические данные. Пока команды готовятся, мы поиграем с болельщиками. Сейчас мы попробуем составить стихотворение, я буду начинать, а вы продолжите, называя животное в рифму.

Игра с болельщиками

«Прекрасный день», – сказал… (олень, тюлень)
«Но дождь пойдёт», – сказал… (енот)
«Тут нет, мой друг», – сказал … (верблюд)
«Пойду в вагон», – ворчит … (питон)
«Не торопись», – сказала… (рысь)
«А я боюсь», – захныкал … (гусь)
«Ты всех смешишь», – сказала… (мышь)
«Игре конец», – сказал… (скворец).

Ведущая: Команды готовы отвечать! Жюри оценивает.

Ребёнок:

Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они.
На планете мы останемся одни.

Ведущая: Наш последний конкурс для участников «Нарисуйте плакат в защитуприроды». Пока команды рисуют, для болельщиков хитрые загадки.

В чаще голову задрав, воет с голоду… (волк)
Дочерей и сыновей учит хрюкать… (свинья)
Кря-кря сказав через камыш, идёт к реке купаться… (утка)
Любит драку, похож на собаку… (волк)
Кто в малине знает толк, косолапый, бурый… (медведь)

Ведущая: Понравились загадки? А наши команды уже закончили. (Команды представляют свои работы). Наша викторина «Этот удивительный мир» подошла к концу. Сейчас мы предоставляем слово членам жюри.

(Жюри объявляет победителя, все участники награждаются грамотами и поощрительными призами).

Литература:

  1. Грехова Л.И. В союзе с природой. Москва-Ставрополь, 2000.
  2. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания. Волгоград, 2006.