Склонение имен прилагательных женского рода с твердой основой

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке русского языка.

Представленный урок предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Это возможно за счёт:

  1. Введения дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы; закрепления, повторения и обобщения изученного.
  2. Увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока.
  3. Расширение объёма работы с понятиями и терминами.
  4. Включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.

Наряду с общедидактическими принципами, основополагающими принципами данного урока являются:

  1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка.
  2. Принцип действенного подхода к обучению.
  3. Принцип обоснованного ответа.
  4. Принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся.

В ходе урока удалось решить поставленные задачи, избежав переутомления и перегрузки учащихся, сохранив при этом продуктивную мотивацию учения.

Цели урока:

  • Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написание окончаний, устанавливать написание, устанавливать связь слов в предложении, правильно ставить вопрос и распознавать падеж;
  • Развивать орфографическую зоркость, память, внимание, речь учащихся; умения точно применять в устной и письменной речи имена прилагательные;
  • Воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, чувство коллективного сопереживания и сотрудничества, сплочённости, культуру общения и поведения, любовь и уважение к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе Power Point, таблица “Окончания имён прилагательных”, карточки с заданиями по вариантам, сигнальные карточки, карточки для рефлексии.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Введение в урок

(Приложение 1, слайд №2)

– Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие по Стране Знаний.  Учащиеся проверяют своё рабочее место.

2. Актуализация знаний.

Работа со словосочетаниями.

(Слайд № 3,4)

– С какой частью речи мы с вами работаем?

– Что вы о ней знаете?

– Приведите примеры.

– А почему именно + сущ? Докажите.

– Прочитайте написанные словосочетания.

– Сгруппируйте их в группы по 4 признакам одновременно.

– Какие у вас получились группы?

– По каким признакам вы объединили словосочетания?

Ученики фронтально отвечают, доказывают свои ответы примерами

Ученики работают на индивидуальных карточках. Рассуждают и доказывают свой ответ.

3. Минутка чистописания

(слайд №5-7)

– А сейчас минутка чистописания.

– Цепочку для минутки чистописания вы составите самостоятельно, в неё должны войти окончания имён прилагательных женского рода в именительном падеже единственного числа.

– Напишите составленную цепочку до конца строки, увеличивая при каждом повторении ячеек количество букв, а на одну.

Ученики записывают дату, прописывают цепочку ая, яя, аая, яя, ааая, яя и т.д .

4. Словарная работа

(слайды №8 – 23)

– Переходим к следующему этапу урока – словарно-орфографической работе.

Запишите под диктовку слова: скалистая местность, голодная волчица, морская глубина, вагонная дверь, обтачная ткань, багряная рябина, окаменелая почва, далёкая деревня, дорогое украшение акварельная краска.

– Соедините первые буквы прилагательных женского рода, в корне которых пишется безударная гласная -а-, и вы узнаете новое слово из словаря.

– Что обозначает слово свобода?

– Что мы ещё должны узнать об этом слове?

-Откройте словарик, посмотрите на написание этого слова.

– Прочитайте слова (слайд № 22)

– На какие две группы можно разделить данные слова? (синонимы и антонимы)

– Назовите антоним вместе с подходящим к нему прилагательным. (Постоянное угнетение), определите род.

– Назовите синонимы к данному слову вместе с подходящими к ним прилагательными. (Широкий простор, и т. д), определите род.

– Как вы определяли род имён прилагательных?

Дети работают со словами и составляют слово – свобода.

5.Введение в тему:

(слайд №24)

– Составьте синквейн со словом свобода. Используйте прилагательные на твёрдую основу.  Учащиеся самостоятельно составляют синквейн, зачитывают.

6. Сообщение темы и цели урока.

– Итак, посмотрите на минутку чистописания, на словосочетания из синквейна, на новое словарное слово, вспомните словосочетание, которые вы составляли используя это слово и скажите, с какой же темой мы сегодня будем работать? Ученики самостоятельно формулируют тему урока.

7. Работа по теме урока.

(Слайд № 25 – 29)

– Для того чтобы узнать какие окончания пишутся у имён прилагательных женского рода, нам необходимо просклонять прилагательное.

– Выберите себе словосочетание из синквейна и просклоняйте его. – Выделите окончания.

– Что вы замечаете?

Проблема

– Мы заметили, что в Р.п. Д.п. Т.п. П.п. одинаковые окончания, и отвечают эти прилагательные в этих падежах на одни и те же вопросы.

– Как же быть в этом случае?

– Как правильно определить падеж?

Учащиеся склоняют в тетрадях самостоятельно, проверяем вместе через проектор. (Ледяная горка)

Ученики самостоятельно находят решение этой проблемы, приводят свои примеры.

8. Обобщение.

– Какие же окончания имеют имена прилагательные женского рода?

– Как отличить падеж имён прилагательных в Р, Д. Т. П. падежах? Приведите пример.

Самостоятельная работа. Ученик пишут по памяти четверостишие, подчёркивают прилагательные.

9. Физкультминутка.

(Слайд № 30)

– Теперь давайте немного отдохнём Дети слушают музыку и выполняют упражнения для глаз.

10. Закрепление.

(Слайд № 31)

– Теперь мы будем применять наши знания при выполнении некоторых упражнений. Предлагаю вам поработать с фразеологизмами. Мы довольно часто с вами работаем с ними.

– Прочитайте фразеологические обороты. Объедините их попарно в зависимости от значения. Составленные группы напишите. Выделите окончания, обозначьте род и падеж.

– Какой фразеологический оборот лишний? Докажите.

– А в следующем упражнении вам придётся самим составить и выполнить задание. У вас есть только начало формулировки задания, закончите его и выполните это упражнение.

Упражнение.

Прочитайте. Выпишите словосочетания, в состав которых не входят ….. (собственные имена существительные и имена прилагательные мужского и среднего рода)

(А, а) кварельная краска, (Н, н)ижний Новгород, (А, а)журную вязку, (Б, б)ерёзовой корой, (Ю,ю)жный Урал, в (В, в0есенней погоде, к (З,з)олотистой вазе, без (Л,л)ёгкой накидки, в (С,с)еверном Вьетнаме, (О,о)раньжевой шалью, на (Д,д)альнем Востоке, (К,к)олючей проволоки, (Ю,ю)жным полюсом, около(Г,г)усь – (Х,х) рустального.

 

11 . Итог урока

 – С какой же темой мы сегодня работали на уроке? Докажите свой ответ, приведите пример.

– С какой столкнулись проблемой? Как мы её разрешили? Докажите свой ответ.

 Учащиеся самостоятельно подводят итог урока.

12. Рефлексия

(слайд №32)

1. На уроке

– я узнал…
– я научился…
– мне понравилось…

2. Мое настроение...

Ученики заканчивают предложения своими словами и показывают карточку символизирующее их настроение.