Урок с использованием формирования мыслеобраза «Технология вязания крючком» (биоадекватный урок)

Разделы: Технология


Особенностью методики преподнесения информации является то, что этапы проходят  в определенном режиме, наиболее естественном для функционирования нервной системы человека

Первый этап – систематизация знаний проходит в активной форме повторения (у детей происходит фаза активного раскрытия через восторг и восхищение полученными знаниями на предшествующем  интегрированном уроке)

Второй этапприобретение знаний разбит на две части:

Активная форма усвоения знаний с опорой на тактильное и чувственное восприятие предмета (рассмотрите, пощупайте, сравните).

Пассивная форма (релаксация) в стабильно спокойном комфортном расслабленном состоянии на основе природного знакомого и вызывающего восхищение образа (изящной паутины) происходит созерцание и накопление информации. В этой фазе формируется мыслеобраз и структурируется необходимая информации для освоения технологии вязания. В процессе передачи информации задействованы чувственные каналы восприятия: музыка леса, эмоции, запах леса, природная картина паутины (слух, обоняние, зрение, чувства)

Третий этап – формирование умения использовать полученные знания проходит в активной форме. Учащиеся используют свои умения словесного описания, графического изображения, логической связи, включая визуальную, слуховую, моторную и логическую связь между абстрактным представлением и личным образом. 

Четвертый этап – закрепление навыка использования знаний. На этом этапе происходит поиск собственных примеров на образцах с последующим повторением информации и её корректировки. Учащиеся анализируют и сопоставляют  полученные знания с практической направленностью (с практикой и применением  информации), используя при этом двигательные функции тела…

Здоровьесберегающий эффект достигается посредством целенаправленного использования в процессе обучения на уроке жизненно необходимых механизмов естественной нервно-гуморальной саморегуляции. Динамического механизма переключения ритмов головного мозга, который обеспечивает стимуляцию роста и развития, восстановления нервных клеток.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На доске вывешены фотографии леса и паутины, в кабинете распространяется запах леса.

Вводная часть (2 мин.):

– Здравствуйте...
– Рада вас видеть…
– С каким настроением пришли на занятие? (Отлично!)
– На предыдущем занятии мы знакомились с историей возникновения вязания крючком.
– Готовы  продолжить это знакомство? (Замечательно!)

Повторение ранее изученного материала (3-5 мин.)

– Вспомните:

  • Когда появилось первое вязание? Кто первым освоил этот вид рукоделия мужчины или женщины?
  • Какой инструмент позволил увеличить скорость создания кружев в 10 раз?
  • Из каких материалов изготавливают крючки?

Объяснение нового учебного материала (10 мин.)

На партах разнообразные виды крючков.

– У вас на столах лежат различные вязальные крючки. Давайте их внимательно рассмотрим и определим составные части:

  • Ручка металлическая, пластмассовая или деревянная
  • Головка, по её диаметру определяют размер – номер крючка в мм
  • D = 1 мм крючок № 1
  • D = 2,5 мм крючок № 2,5
  • Бродка – рабочая часть должна быть гладкой без заусенцев.

– Зарисуйте и подпишите части крючка.
– При выборе крючка необходимо помнить, что он должен быть толще нити в 2-2,5 раза, чтобы бродка хорошо удерживала нить.

(Демонстрация того, как определить подходит ли крючок для выбранной нити)

– Вязание должно приносить удовольствие и пользу, поэтому необходимо помнить о своем теле и соседях во время работы:

  • Сядьте удобно, обопритесь на спинку стула
  • Руки свободные, не опираются на стол
  • Рабочее место хорошо освещено, свет падает с левой стороны
  • Не нужно размахивать руками и делать резкие движения с крючком в руках, а также использовать крючок не по назначению.

– Невозможно приготовить суп не зная, что и зачем положить в воду, также и с вязанием. Невозможно научиться вязать, не зная технологию.  Сегодня  мы с вами будем изучать технологию изготовления вязаного полотна, будьте внимательны и запоминайте последовательность, а также условные обозначения элементов, которые используются в вязании. Вам необходимо будет создать в воображении  схему  вязания крючком. Итак, включайте фантазию.

(Музыка звуков природы, щебетание птиц)

– Устройтесь удобно, комфортно.  Вообразите  чудесное место отдыха, где вам спокойно, радостно, где вы абсолютная хозяйка. Что вас окружает в этом прекрасном месте? Какие там краски, формы, запахи, движения? Поблагодарите это место за покой и  радость. Улыбнитесь ему мысленно.

Смотрите, там впереди стоит лес, весь в солнечном свете, давайте в него войдем. Сквозь ветки деревьев проходят лучи солнца и падают на землю. Смотрите внимательно, на уровне ваших глаз между деревьями, расположилось тончайшее кружево. Здесь работал мастер, у которого есть чему поучиться!

Паутина может быть любой формы.  Так и  вязание крючком может выполняться рядами или по замкнутому контуру.

Паук работает одной нитью, связанное крючком  кружево также выполнено одной нитью, которая называется рабочей. Улыбнитесь этому сравнению.

 Присмотритесь внимательно к паутине, её нити похожи на воздушные цепочки. Вязаная нить состоит из петель, которые называют воздушными, петли  похожи на кольцо – символ вечности и неразрывности. Это существовало до нас, и будет существовать после нас, пока живые существа населяют нашу Землю. Запомните этот символ – он начало всему вязанию.

Чтобы получилась паутина, паук соединяет между собой петли и столбики. Они имеют разную величину. В вязании короткие перемычки между рядами называются столбиками, они похожи на вертикальные палочки.  Более длинные – столбики с накидом, палочка с перекладиной. Чем больше накидов, тем выше столбик, и больше перекладин на палочке.

Поблагодарите информацию и запомните её. Палочки и палочки с перекладинами обозначают столбики и столбики с накидом, чем больше перекладин, тем выше столбик.

Присмотритесь, как паук создаёт свою паутину, он смыкает каждый контур, соединяя начало и конец каждого ряда, а для того чтобы начать новый виток, он выпускает вверх дополнительную нить. В вязании по замкнутому контуру каждый ряд заканчивают полустолбиком, соединяя первую и последнюю петлю между собой. Полустолбик связывает две петли и обозначается крестиком, как будто узелком.

Для перехода на новый ряд используют несколько воздушных петель, для подъёма. Они так и называются – петли подъёма, их количество зависит от высоты столбиков, чем выше столбик, тем больше петель. Мысленно внимательно рассмотрите места соединения и перехода с ряда на ряд в паутине. Улыбнитесь мастерству маленького творца.

Чтобы паутина выполнила своё предназначение, паук крепко натягивает её между предметами в лесу, демонстрируя всю красоту узора и своё искусство.

Для вязаных вещей также важно продемонстрировать свою красоту и изящество, для этого их необходимо аккуратно выстирать без трения в мыльной воде, положить на горизонтальную поверхность, расправить и закрепить края. Утюжат их в чуть влажном состоянии без нажима утюгом и оставляют до полного высыхания в расправленном виде. Запомните эту информацию, чтобы не испортить свой или чужой труд.

Человек многому учиться у природы. Нужно постоянно помнить, что мы её часть и должны быть внимательны к ней как к самим себе. Её нужно беречь, изучать и любить, как и себя, и тогда весь мир будет таким же красивым и изящным как кружева!

Поблагодарите лес, паутину и паука  за интересную  и нужную информацию для освоения технологии вязания. Пусть кружевная паутина выполняет своё предназначение. Поблагодарите место отдыха  за интересный рассказ.  И возвращайтесь в класс.

Потянитесь, потрите ручки, при желании щечки, несколько раз громко втягивая воздух, произнесите: а…, и…. Поверните корпус к соседке справа, а затем к соседке слева, улыбнитесь обеим.

Этап систематизации новых знаний (10 мин.)

– Как себя чувствуете?
– Как работала ваша фантазия?
– Каким был лес?
– А кто-нибудь видел паука?
– Какой он?
– А какой была паутина?
– А может быть,  кто-нибудь почувствовал запах леса?
– Как вы себя чувствовали, когда представляли это?
– А теперь, зарисуйте образ-схему, который вам подсказала ваша фантазия,  для того чтобы можно было нанести на него информацию о технологии  вязания.

(Рисуют, играет музыка, учитель  наблюдает  работу каждого, подходя к столам, ободряет  учеников в ходе работы, учитель постепенно задает вопросы).

– Какой формы может быть изделие, выполненное крючком?
– Каким образом можно вязать? (По замкнутому контуру или рядами, поворачивая изделие на 180 градусов.)
– Сколько нитей участвует в вязании крючком? Как она называется?
– Как называются петли, с которых начинается вязание? Почему?
– Что необходимо делать в конце каждого ряда, при вязании по замкнутому контуру? Какой элемент вязания выполняет эту роль? Как он обозначается?
– Что необходимо в вязании крючком для начала нового ряда?
– Как называются эти петли?
– Их количество всегда одинаково?
– От чего это зависит?
– Какие ещё элементы, похожие на палочки, используются в вязании крючком? Они имеют одинаковую высоту? Как они обозначаются?
– Как необходимо ухаживать за вязаным изделием, чтобы не испортить свой или чужой труд?
– Что нужно делать, чтобы мир был красивым и изящным как кружевные узоры?

Ответы вывешиваются после каждого вопроса на доску. (Приложение 1)

– А теперь вы сделаете

Самостоятельную проверочную работу (2-3 мин.)

– Посмотрите на мой рисунок. Проверьте, все ли надписи вы сделали правильно?

Вывешивается образон учителя. Предлагается  ученикам сверить (проверить) правильность информации. (Приложение 2)

Физкультминутка (2 мин.)

– Встаньте, пожалуйста!

1. Давайте все вместе представим себя деревьями, качающимися на ветру.
2. А теперь пусть ваши пальчики станут лапками паука, и вы побегаете по веткам своего дерева от плеча к кисти и обратно.

– Молодцы!

– Продолжаем занятие.

Задание на закрепление знаний (5 -7 мин.)

Конверты с образцами вязания и крючком, условные обозначения. (Приложение 3)

– Объединитесь в группы по 3-4 человека. Каждая группа получит два одинаковых конверта и своё задание за 1-2 минуты вам необходимо найти правильный ответ.

ЗАДАНИЕ №1

Какой образец выполнен только воздушными петлями? Как вы это определили?
Где вязание выполнялось столбиками, а где столбиками с накидом? Как вы определили это?
Какой образец вязали по замкнутому контуру, а какой поворачивали на 180 градусов?

ЗАДАНИЕ №2

Достаньте  условные знаки и назовите их (воздушная петля, столбик, столбик с накидом, полустолбик)

ЗАДАНИЕ №3

Выньте крючок из конверта и подберите для него рабочую нить со стола, объясните свой выбор.

Подведение итогов  урока (3-5 мин.): оценка за общую активность на уроке, поименная благодарность тем, кто это заслужил.

Домашнее задание: вспомните все, что подарила вам ваша фантазия на уроке. Раскрасьте  ваш образ или нарисуйте новый, чтобы запомнить эту информацию. Ваши работы  будут  демонстрироваться на нашей  выставке на следующем уроке!
Принесите крючок № 2-2,5 и клубок подходящих ниток.

– Как проверить, что нить подходит для этого крючка?
– На следующем занятии мы приобретем практические навыки вязания, зная о технологии и условных обозначениях в вязании.
– Молодцы! До свидания!