Создание условий для самореализации личности ребенка в творческом объединении "Экоэллинг"

Разделы: Общепедагогические технологии


Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Не секрет, что для работы с одарёнными детьми нужны особые методы и подходы. Хочется отметить, что сегодня, каждому из нас, предоставлена полная свобода педагогического творчества, позволяющая принимать самые необычные и эффективные педагогические решения. И всё же формы и методы развития доминирующих способностей детей не должны быть стандартными, общеприемлемыми во всех классах независимо от состава, уровня подготовки, возрастных особенностей учащихся.

С надеждой и тревогой вглядывается каждый педагог в своего ученика: “Что ты можешь? На что способен?” Одаренный ребёнок, вундеркинд (по точному переводу с немецкого – “чудо-ребёнок”) всегда привлекает к себе внимание, является активизатором творческого процесса в педагогике. В настоящее время педагогическая практика требует необходимости применения в учебном процессе новых интенсивных педагогических технологий, позволяющих гарантировать достижения заранее спроектированных результатов педагогического взаимодействия.[1,23] Из личностно-ориентированных технологий мы считаем наиболее перспективной технологию сотрудничества (стремление к демократизму, равенству, партнерству, субъектно-субъектным отношениям).

На развитие одарённости влияют многие факторы: и биогенетический, и социально-экономический, и педагогический – в их обязательном единстве. Причём, доминирующим считается педагогический – при прочих равных условиях.[2, 15] Одаренный ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. К сожалению, заблуждением человека, особенно молодого, является недооценка заложенных в нем природных способностей. Признание одаренности проявляется в реальной деятельности. Она может быть выявлена на уровне наблюдения за характером действий личности. Об одаренности судят в единстве категорий “могу” и “хочу”, по способу её деятельности, а также по отношению личности к той или иной стороне действительности, а также и к своей деятельности.

Для этого очень важно взаимодействие педагога и родителей. Только вместе и в согласии с родителями учитель может разработать индивидуальный подход к ребёнку для развития его способностей и в дальнейшем помочь ему в профессиональной ориентации.

За несколько лет работы нами, Баландиной А.А и Пырьевой С.А,. была выявлена группа одарённых и талантливых детей школы, с которыми на основе общности интересов и желания развивать способности было создано творческое объединение учащихся “Экоэллинг”, основными задачами которого являются:

  • создание условий для саморазвития и самореализации учащихся;
  • привлечение учащихся к участию в проектной и творческой деятельности;
  • создание атмосферы содружества, сотворчества, сотрудничества учащихся, педагогов и родителей.

Одним из условий создания атмосферы творчества в коллективе, является ситуация успеха. Поэтому слова “хорошо”, “молодец” звучат часто, почти так же, как и слова “давай еще поработаем вместе”. Эмоционально приятная деятельность влечет за собой высокую познавательную активность ребенка, что очень важно для развития его способностей. Поэтому занятия нашего творческого объединения “Экоэллинг” проходят в доброжелательной обстановке, где обязательно создаётся ситуация успеха. В объединении мы работаем над развитием поэтических, литературных и артистических дарований. Наши воспитанники начиная с пятого класса приобретают навыки исследовательской работы, которые реализуют дальше, будучи учениками старших классов

Творчество – это не только атрибут социализации личности, не только средство общения, отдыха, развлечения, но и мощный инструмент самовоспитания, уникальное средство просвещения, эстетического воспитания и организации продуктивного досуга, причем, не только юных поэтов, писателей и артистов, но и зрителей, посещающих открытые мероприятия.[3,136]

Занятия в объединении строятся согласно принципам творческого роста. Любая победа или участие в конкурсах, экологических акциях и конференциях, творческих проектах разного уровня способствует развитию творческого потенциала у учащихся.

За время существования творческого объединения “Экоэллинг” проделана большая работа: выпускается газета, буклеты различной тематики, ученики принимают участие в городском конкурсе Детских Экологических Театров, конкурсе – фестивале агитбригад. ежегодно участвуют в работе областной детской и молодёжной экологической конференции “За единство с природой” и т.д. Силами участников объединения при поддержке администрации школы был создан Зимний сад, на базе которого проходят занятия научного общества учащихся младших классов начальной школы полного дня, созданной на базе МОУ “СОШ № 45”. Здесь создается база, реальные возможности для систематического единого процесса воспитания, обучения и развития детей. Необходимый и значимый компонент школы полного дня – это дополнительное образование, где деятельность ребенка ориентирована на интеллект и творчество.

В перспективе мы надеемся, что усилия педагогов школы, направленные на развитие творческой личности ученика будут поддержаны учреждениями дополнительного образования и родителями.

Литература:

  1. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991.
  2. Р.Гильмеева, И.Сибгатуллина ,Одаренный ребенок в развитии, общении, учении. учебно-методическое пособие, М. Просвещение 1998.
  3. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самарский Дом печати, 1994. – 136 с.