Музыка моей души

Разделы: Музыка


Цель реферата: влияние музыки на развитие людей и детей школьного возраста (12 лет).

Задачи реферата:

  1. Изучение литературы.
  2. Влияние музыки на развитие людей.
  3. Выявление особенностей развития детей.

Внимательное изучение литературы настроило нас на вопрос, который и стал потом темой нашей работы: “Музыка моей души!” Очень большое внимание во всех литературных произведениях отводится разным вопросам: развитию музыкальных способностей, музыкальности, знакомство детей с музыкальной культурой родного края и т. д. Но нам показалось актуальным вопрос, который затрагивает именно свою душу, свое понимание и отношение к музыке.

"Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира", – так утверждали древние мудрецы. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека.

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… По прошествии какого-то времени зал наполняется некой единой атмосферой, поскольку музыка роднит, объединяет людей. Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции, оказывается, даже побеждают физическую боль.

Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека.

Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.

Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.

Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.

В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

Древние трактаты утверждают: Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка – отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье.

Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах.

Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.

Влияние музыки на развитие людей

Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях, таких как:

  • влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
  • влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
  • воздействие на организм человека традиционной народной музыки.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки, в том числе среди джаза и рока, можно найти немало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях.

Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связаннее с изменением кровообращения, дыхания.

В.М.Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.

Выявление особенностей развития детей.

Самое интересное – музыка способна развивать у детей разные музыкальные способности.

Музыкальные способности — индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью.

Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств. Они могут сохраняться после утраты умственных способностей из-за психических заболеваний, а также присутствовать у людей, страдающих слабоумием. Иногда совокупность музыкальных способностей обозначают общим понятием “музыкальность”. По определению Б.М.Теплова, музыкальность есть комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Однако такое определение музыкальности не учитывает некоторых тонких качественных характеристик этого явления. Когда мы говорим о музыкальных способностях, то имеем в виду обычно “количественный аспект”, понятие “музыкальность” отражает “качественный аспект” психологического взаимодействия человека и музыки.

Но с психологической точки зрения музыкальная одаренность шире музыкальности, поскольку включает в себя не только собственно музыкальные, но и другие свойства личности, например: активность воображения, богатство зрительных образов и их тесную связь со слуховой сферой, тонкость слуходвигательной реакции, эмоциональную реактивность и др. Людей, обладающих музыкальностью, гораздо больше, чем музыкально

одаренных. Точно так же не следует отождествлять понятия “музыкальность” и “музыкальный талант”. Человек может быть музыкальным, но не обладать талантом музыканта. Как ни парадоксально, но возможен и обратный вариант, когда обладание яркими исполнительскими способностями сочетается со слабо выраженной музыкальностью.

Музыкальность прямо не зависит от сенсорных способностей, например от чувствительности слуха. Но бедность сенсорных способностей человека представляет серьезное препятствие для развития музыкальности. Эмоциональная реактивность на звуки прямо связана с тонкостью эмоционального переживания музыки. Вместе с тем эмоциональная реактивность на звуки может обнаруживаться и без ясного осознания звукоотношений. Такая реактивность — психологический феномен, обусловленный деятельностью вегетативной нервной системы, и потому встречается не только у человека, но и у высших животных.

Первым, кто высказал ряд серьёзных суждений об индивидуальных различиях в музыкальных способностях и попытался разработать экспериментальные тесты для их определения, был К. Штумпф, один из основоположников музыкальной психологии (C. Stumpf, 1883). С тех пор вся история зарубежной музыкальной психологии фактически связана с тестированием музыкальных способностей, которое стало ведущим направлением их изучения. С ним связано и второе направление – изучение отдельных случаев яркой музыкальной одарённости.

Так как музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, то она может служить немедицинским лекарством от различных эмоциональных расстройств. Школьники в течение всего дня подвержены различным эмоциональным воздействиям: перевозбуждение, неспокойствие, эмоциональное расстройство. Поэтому на уроках в качестве прослушиваемого произведения можно использовать различные музыкальные произведения, способствующие регулированию эмоционального состояния школьников.

Всем известно, что музыка оказывает лечебное воздействие, но не всякая и не на всех. Например, под воздействием классической музыки улучшается рост растений, даже удой молока у коров. Она благотворно влияет на плод у беременных женщин. Ведь классика – это отобранное веками лучшее, что есть в человеческой культуре. То же можно сказать и о народной музыке, только её “история” уходит корнями в глубокую древность.

А вот что касается некоторых современных направлений в музыке, они воздействуют на психику человека явно негативно. Например, Dark Wave, возникшее совсем недавно ответвление готического стиля, пробуждает в человеческой душе первобытные страхи. Известны современные музыкальные направления, вызывающие у слушателей сильную агрессию. Если на концерте солист в состоянии экстаза, например, порезал себя стеклом, то некоторые считают это высшим проявлением “искусства” энной группы. Классика же, как и здоровая пища, противостоит вышеупомянутым музыкальным наркотикам.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится более чутким к красоте в искусстве и жизни.

Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, – пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения.

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Подразделяется на младший (с 7 до 12—13 лет) и старший — подростковый возраст (с 13—14 до 16—18 лет). Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями, связанными с процессами роста и развития ребенка. На рост и развитие ребенка определенное влияние оказывают время наступления полового созревания, условия жизни, перенесенные заболевания и особенности физического воспитания. Для того чтобы тело не было в постоянном напряжении – необходимо детям дать возможность для духовного раскрепощения. Одним из полезных выходов является создание условий для формирования музыкальной культуры или музыкального воспитания. В нашем городе существует и работает знаменитое “Череповецкое областное училище искусств и ремесел”. Череповецкое училище искусств – крупное учебное заведение среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства Северо-Запада России.

Свою историю училище ведет с 1969 года, тогда было открыто музыкальное отделение. В 1991 году училище “переселилось” в новое просторное здание по улице Сталеваров, а в 1992 году были открыты два новых отделения – художественное и хореографическое. В том же 1992 году училищу присвоили имя нашего земляка, известного художника-баталиста Василия Верещагина. 1992 год отмечен еще одним знаменательным событием. С этого времени училище становится базой для проведения Международного конкурса исполнителей на народных инструментах “Кубок Севера”. За неполные 40 лет своего существования учебное заведение выпустило более 1700 специалистов, которые в настоящее время успешно трудятся преподавателями, являются членами Союзов художников, артистами творческих коллективов не только на Вологодчине, но и в других регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Учебные творческие коллективы, созданные на базе училище, со временем получили статус профессиональных концертных организаций: Городской симфонический оркестр, Камерный хор “Воскресение”, Детский музыкальный театр, Губернаторский оркестр русских народных инструментов.

Сегодня Череповецкое училище искусств – это современное учебное заведение с вместительными концертными залами и просторными аудиториями для занятий, художественными мастерскими и хореографическими классами. В арсенале училища – богатая библиотека, аудио и видеотека, современные технические средства, кабинет музыкальной информатики. Новые методики обучения и современные профессиональные учебные программы, квалифицированный педагогический коллектив – всё это позволяет студентам получить качественное образование и в полной мере реализовать свой творческий потенциал. В настоящее время Череповецкое училище искусств ведет обучение по программам среднего профессионального образования на трех отделениях – музыкальном, художественном и хореографическом.

С 1990 года при училище существует Специализированная школа искусств, в которой обучаются одаренные дети, ориентированные на поступление в средние и высшие учебные заведения искусства и культуры.

Ганичев Андрей занимается уже 4 года в этой замечательной школе. За это время участвовал в разных номинациях, выезжали с оркестром на выступления в Череповецкий район.

Что же изменилось в человеке за данное время обучения в данном заведении? Если раньше мы обращались за помощью к логопеду и думали что ребенок из-за того, что не выговаривал некоторые буквы, будет учиться не очень хорошо, то сейчас мы этого сказать уже не можем и все диагнозы уже как 4 года назад нам сняты. Если ребенок был гиперактивным, то у него появилась усидчивость, внимание, сопереживание, память, собственное мнение на вещи, стремление. Правда учителя иногда спрашивают: “Ты меня видишь сегодня?” или “О чем ты мечтаешь?”– это объясняется тем, что появляются мечты, романтизм и другие прекрасные качества. Очень хотелось бы спросить – кто не мечтал в нашей жизни? Но многие ответят тем что “да, конечно, но некогда этим заниматься”. Так нужно позволять детям быть прекрасными внутри и занятыми снаружи, а не наоборот! Поэтому пусть музыка звучит в каждом из нас, а особенно в нашей душе!

Список литературы

1. Апраксина О.А. “К вопросу о диагностике музыкальных способностей. По страницам статей профессора Пауля Михеля (ГДР) // Музыкальное воспитание в школе: Сборник статей. Сост. О.А. Апраксина. Вып.11. – М., 1976, -С.116-124.

2. Готсдинер А.Л. “Музыкальная психология”. – М., 1993, – С.38 -77.

3. Назайкинский Е.В. “ О психологии музыкального восприятия”. – М.,1972, – С.10-49.

4. Радынова О.П. “Развитие у детей музыкальных способностей” // Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили; Под. ред. О.П.Радыновой. – М.-Л.,1994, -С.20-34.

5. Старчеус М.С. “Музыкальные способности” // Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед.учеб. заведений / Д.К.Кирнарская, Н.И.Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под ред. Г М Цыпина. – М.,2003, -С.128 -158.

6. Тарасова К.В. “Основные линии формирования в дошкольном возрасте сенсорных музыкальных способностей” //Онтогенез музыкальных способностей: (Педагогическая наука – реформе школы) / Науч.–исслед. ин–т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. – М., 1988, – С.62 -103.

7. Теплов Б.М. “Психология музыкальных способностей”. – М.-Л., 1947.

8. Цыпин Г.М. “Музыкальные способности” // Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед.учеб. заведений / Д.К.Кирнарская, Н.И.Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под ред. Г М Цыпина. – М.,2003, -С.162-173.