Внеклассное занятие для учащихся начальной школы на тему "Откуда пришел хлеб"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: познакомить детей о происхождении хлеба и подвести их к пониманию народной ценности.

Задачи.

1. Учить правильно воспринимать, рассуждать и делать выводы о ценности хлеба. Правильно строить свои предложения используя словарные слова.

2. Развивать нравственные качества, интерес к профессиям и труду люде через загадки, рассказ и сказку. Развивать мелкую моторику чрез лепку и рисования. Развивать воображение через двигательные упражнения.

3. Воспитывать уважение к труду людей и бережное отношение к хлебу.

Оборудование: маски к сказке, картинки всех машин, слова с картинкам к загадкам, картинки с вредными насекомыми, жетоны, пословицы и поговорки, солёное тесто. Заготовки для раскрашивания, карандаши, каравай.

ТСО: музыка “каравай”.

I. Орг. момент.

Звучит музыка и все встают в круг. Поют “Каравай”. В центре ведущая с караваем.

Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отдать просим.
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочёной
Шёл к тебе из далека.

II. Объявление темы.

- А вызнаете откуда пришёл хлеб? (Отвечают дети)

- Сегодня мы узнаем откуда к нам пришёл хлеб. Ребята расскажут сказку про петушка и его друзей.

Жили-были петух, свинья, кот и утёнок. Однажды шёл петух по дороге и нашёл зёрна пшеницы. Пришёл к друзьям и говорит:

Петух: кто поможет мне посадить эти зёрна?

Все закричали: не я…

Петух: тогда я сам посажу их.

Посадил петушок зёрна и каждый день поливал. Выросла высокая пшеница. Пришла пора собирать урожай.

Петух: кто поможет мне обмолотить её?

Все: не я…

Петух: тогда я сам сожну.

Он взял серп и сжал.

Петух: кто поможет мне обмолотить её?

Все: не я…

Петух: тогда я сам это сделаю.

Собрал петушок все зёрна в мешок.

Петух: кто поможет унести мне на мельницу?

Все: не я…

Петух: тогда я сам унесу мешок с зёрнами на мельницу.

Унёс петушок мешок на мельницу, а мельник перемолол зёрна в муку.

Петух: кто поможет мне унести мешок к пекарю?

Все: не я…

Петух: тогда я сам унесу.

Пекарь испёк душистый, мягкий хлеб. Петушок принёс его домой и накрыл стол.

Петух: кто поможет мне съесть этот душистый, мягкий хлеб?

Все: я-я…

Петух: о, нет. Я сам его съем. Вы мне не помогали.

И животные остались голодные. Вот и сказки конец.

- Скажите, дети, где петушок взял хлеб? (Ответы детей)

А вот сейчас ещё раз проговорим долгий путь нашего каравая. Нелегко вырастить и сберечь хлеб без верных машин помощников. (Читать и показывать машины)

Весной выходит на поле трактор. Работы у трактора много. Надо землю вспахать и разрыхлить. (Рис. 1. Приложение)

Потом можно сеять пшеничные зёрна. Идёт трактор на гусеницах, тянет за собой сеялку. (Рис. 2)

Посеяли зерно, взошла пшеница. Надо её полить. У дождевых машин огромные крылья. Из которых льются водяные струи. Проехали машины, словно дождик прошёл. (Рис. 3)

Подросла пшеница. А сорняки ей мешают, норовят всю себе забрать. Но есть и на них управа. Придёт к полю цистерна, задрызгает жидкостью , от которой все сорняки погибнут. (Рис. 4)

Вот и колосья появились. Зловредные насекомые тут как тут. Хотят полакомиться вкусными зёрнышками. Тогда прилетают самолёты. Они распыляют над полем вещество, которое убивает вредных насекомых. (Рис. 5)

Приближается осень. Пришла пора убирать урожай. Комбайны работают днём и ночью. Они аккуратно срезают полоски, обмолачивают зерно - отделяют его от колосьев. (Рис. 6) Потом зерно переезжает в огромный дом - элеватор. Здесь ему хорошо. Воздух свежий и температура подходящая. Отсюда зерно отправляется в разные города. (Рис. 7)

Привозят зерно на мельницу, перемалывают. Как доставить муку к пекарю? В специальных машинах.

В пекарне пекут хлеб и другие мучные изделия. Сегодня хлеб пекут машины. Начиная с просеивания муки и заканчивая выпеканием хлеба.

Рано утром от хлебозавода отходят машины с надписью ХЛЕБ. Внутри лотки. Рабочие относят эти лотки в магазин. И уже из магазина хлеб попадает к нам на стол.

А теперь загадки о тех машинах и приспособлениях которые необходимы при выращивании и уборки хлеба. (Картинки с слова на доске).

Зубастый крокодил всё поле избороздил. (Борона)

Маленький, горбатенький, всё поле обыскал,
Домой прибежал - всю зиму пролежал. (Серп)

Шумело на просторе золотое море.
Пароход пришёл, выпил море и ушёл. (Комбайн)

Пьёт бензин, как молоко, может бегать далеко.
Водит грузы и людей. Ты знаком конечно с ней. (Машина)

Железный нос в землю врос,
Роет, копает, зеркалом сверкает. (Плуг)

За трактором по полю ходит она,
Отборного ей насыпают зерна.
А где её след чуть заметный ложиться,
Там буйно потом урожай колосится. (Сеялка)

Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет – семь плугов тащит. (Трактор)

На просторе, в море хлеба,
Замок с башнями до неба.
Замок с башнями до неба
Сохранит всё море хлеба. (Элеватор)

- О хлебе сложено много пословиц. Расскажите кто знает. (Дети рассказывают пословицы)

- Горька работа, да хлеб сладок.

- Хочешь есть калачи. Не сиди на печи.

- В землю не положишь – и с земли не возьмёшь.

- Не ленись с плужком – будешь с пирожком.

- На чужой каравай рта не разивай. А пораньше вставай. Да свой затевай.

- Скажите, ребята, какие изделия можно сделать из муки? Сейчас разделимся на два цеха. Первый цех будут стряпать из солёного теста любые мучные изделия., а второй цех будет рисовать их на листе бумаги или раскрашивать готовые образцы. (Звучит музыка и дети работают. Все работы выставляются и обсуждаются.)

III. Подведение итогов.

- Хлебом клялись.
За хлеб умирали.
Не для того чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
“Коли ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал”.
Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт.

Крестьянин, рабочий, нефтяник, строитель, шахтёр, машинист, металлург - народ.

(Дети встают в круг и говорят, что им понравилось на занятии)

- Мы приглашаем вас на чаепитие. Просим всех отведать нашего каравая. Чаепитие.