Книжное царство – мудрое государство. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Развивать память, внимание, речь, мышление, воображение, смекалку.
  2. Расширять читательский кругозор детей.
  3. Воспитывать у учащихся интерес и бережное отношение к книгам.

Оборудование:

  • карточки с правилами пользования книгами;
  • карточки с пословицами;
  • листы ватмана с названиями страниц устного журнала;
  • магнитофон, аудиозаписи.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

Учитель. У человечества есть чудесное творение, но мы редко задумываемся над его ценностью. А оно всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить чему-то, дать добрый совет. 

- Ребята, о каком чуде идет речь?

- Правильно! Это книга.

Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик,
Книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец,
Книга – нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец…

- Говорить мы сегодня с вами будем о книгах, истории их возникновения, значении книг в жизни человека, о бережном отношении к книгам. Занятие мы проведем в виде устного журнала.

III. Устный журнал.

Первая страница «Историческая».

1-й ученик. Книгам уже несколько тысяч лет, и за это время они принимали разный облик. Древние индейцы использовали узелковое письмо. Здесь все играло роль – цвет веревки, величина узелка, его расположение. В Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, и нанизывали их на крепкую бечевку.

2-й ученик. Вавилоняне, ассирийцы и другие древние народы делали книги из глины, выдавливая особые значки острой палочкой на плитках из мягкой глины. Потом глиняные таблички сушили или обжигали, из них составлялись книги и даже целые библиотеки. А во 2 веке до нашей эры мастера в Пергамском царстве изготовили из кожи животных новый материал для письма – пергамент, но этот материал был очень дорогим. На создание одной книги могло уйти целое стадо животных.

3-й ученик. В средние века римляне писали книги от руки на листах пергамента, сворачивая готовые листы в свитки. Чуть позднее листы пергамента стали соединять в тетради. Чтобы листы не сворачивались, тетради сшивали вместе, и заключали в деревянные крышки, обтянутые кожей или материей. Так возникла та форма книги, к которой вы привыкли.

4-й ученик. А бумага, на которой мы сейчас пишем, впервые появилась в Китае, во втором веке до нашей эры. Но китайцы в течение нескольких столетий хранили в глубочайшем секрете способ изготовления бумаги. За разглашение тайны грозила смертная казнь. Только спустя семьсот первая бумажная мастерская появилась за пределами Китая – в Самарканде.

5-й ученик. Ни один писчий материал не распространялся так широко, как бумага. Бумага легка и удобна, её можно производить в любой стране. Главное – она дешёвая. Ведь сырьём для неё служит тряпьё, растительные волокна, древесина.

6-й ученик. Но и с изобретением бумаги делать книги было трудно. Букву за буквой, строку за строкой выводил писец. Это была очень трудоёмкая работа. Книги были очень дорогие. В публичных библиотеках они приковывались к полкам железными цепями. И простой народ не мог пользоваться такими дорогими книгами. Только тогда, когда появилось книгопечатание, вместо дорогих и редких рукописей, появились сравнительно дешёвые, издававшиеся в большом количестве книги.

Учитель. А кто же был первым книгопечатником на Руси?

7-й ученик. На Руси начало книгопечатанию положил Иван Фёдоров. Это было 400 с лишним лет назад. 19 апреля 1563 года Иван Фёдоров приступил к набору первой печатной книги. За его работой с большим интересом следил царь Иван Грозный. Прошло четыре столетия с того времени, когда жил Иван Фёдоров. Современные печатные машины делают сейчас в минуту то, на что у Ивана Фёдорова уходили месяцы, а то и годы.

8-й ученик. С большим трудом создавали первую печатную книгу Иван Фёдоров и его верный помощник Пётр Тимофеев. И была она напечатана 1 марта 1564 года. С тех пор люди научились читать и писать, всю свою мудрость они доверили книгам. Они научились делать книги, научились и хранить их.

Вторая страница «Книга – наш друг».

1 ученик.

Мы без книги, как без рук.
Книга – это первый друг.
Ведь без книги, как без света.
Как без доброго совета.

2 ученик.

Кто с книгой по жизни шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить.

3 ученик.

Книга все тебе расскажет,
С ней беседа не наскучит,
Край родной она покажет
И любить тебя научит.

Учитель. Ребята, вы должны собрать рассыпанные пословицы, а когда соберете их узнаете много интересного о книгах (на доске таблички с частями пословиц).

  1. Мудрый не тот, кто много знает, а тот, кто знает, что нужно.
  2. Книга – это дорога от сердца к сердцу.
  3. Кто учится без книг, тот решетом воду черпает.
  4. Книга – путь к знанию для человека.
  5. Знания – лучшие богатства.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

Третья страница «Театральная».

Инсценировка басни М.Ильина «Две книжки» Входят две Книжки: одна растрепанная, измазанная чернилами, опирается на палочку; другая- чистая, аккуратная. Музыка (грустная и весёлая).

1-я Книжка. Ну, как твои делишки?

2-я Книжка (тяжело опускается на стул).

Ох, милая, мне стыдно перед классом…
Хозяин мой обложку вырвал «с мясом».
Да что обложка – оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?

1-я Книжка.

Твои мне незнакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня.

А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильных не увидишь точек.
Про кляксы я молчу,
О них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично»!

2-я Книжка.

Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.
Ох, милая, мне стыдно перед классом!..

(Вторая Книга уходит, опираясь на палочку, первая Книга провожают её.)

Ученик.

В басне нет загадки:
Расскажут напрямик
И книги, и тетрадки,
Какой ты ученик!

Четвертая страница «Береги книги!»

Учитель. Чтобы книги было приятно читать и брать в руки, как нужно с ними обращаться?

Дети. Бережно.

Учитель. Давайте послушаем выступление книги об этом.

Девочка в костюме «Книга» читает стихотворение.

Я – книга. Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Мой переплет не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Запомни – я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

Учитель. Давайте вспомним правила пользования книгой, у каждого из вас на парте лежит памятка, в которой написано, как правильно пользоваться книгой.

  1. Берите книгу чистыми руками.
  2. Не перегибайте страницы.
  3. Не перегибайте книгу.
  4. Не читайте книгу во время еды.
  5. Чтобы книга дольше служила, оберните её.

1-й ученик.

Мы дружны с печатным словом
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом,
Мы б ни знали ничего!

2-й ученик.

Ты представь себе на миг
Как бы жили мы без книг?!
Что бы делал ученик,
Если б не было бы книг?!

3-й ученик.

Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет.

4-й ученик.

Нет, нельзя себе представить
Чтоб такой момент возник.
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

Пятая страница «Занимательная».

Учитель. Следующая страница нашего журнала посвящена нашим любимым книгам и любимым героям из произведений.

Ученик.

Давайте знакомые книжки откроем
И снова пройдём от страницы к странице
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.

Учитель.

Хозяйственный и умный,
Усатый, весь в полоску,
Корову Мурку он завёл,
Зовётся кот ... (Матроскин.)

Очень вредная старуха,
Всё ей плохо, всё не так.
Надоедлива как муха…
Кто такая? ... (Шапокляк.)

Несёт посылку дядя Феде
В деревню, что у речки,
Усталый, нет велосипеда.
Кто он? Скажите! ... (Печкин.)

- Откуда отрывки?

«Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.»

(«А что у вас?» С. Михалков.)

- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.

(«Телефон» К.Чуковский.)

- Какая сказка начинается словами:

«Маленькие дети!
Никогда на свете!
Не ходите в Африку,
В Африку гулять.»

(«Бармалей» К. Чуковский.)

«Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.»

(«Сказка о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкин.)

- Кто приходил к Мухе-цокотухе в гости? (Таракан, букашки, блошки, бабушка –пчела, бабочка – красавица.)

- Что сдавала в багаж дама из известного стихотворения? (Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. «Багаж» С. Маршак.)

Шестая страница «Книжкин дом».

Учитель. А где же можно увидеть много книг, где они живут?

- Правильно, в библиотеке.

Библиотека – это не просто книжкин дом. Это книжкино царство.

1-й ученик. С незапамятных времён появились библиотеки – кладовые мудрости. Самой крупной и знаменитой библиотекой папирусных свитков была Александрийская в Египте. Она просуществовала шесть столетий и имела 700 тысяч свитков с записями лучших произведений мудрецов, поэтов, драматургов. Во главе библиотеки во все времена стояли крупные учёные. Библиотеку называли одним из семи чудес света.

2-й ученик. Сейчас самая крупная библиотека в нашей стране находится в Москве и занимает целый квартал. Это Российская Государственная библиотека им. В.И.Ленина. Она впервые появилась в Москве летом 1862 года и называлась Румянцевской библиотекой, так как была создана крупнейшим политическим деятелем начала 19 века графом Николаем Петровичем Румянцевым. Обладая большими средствами, Румянцев тратил их на покупку редких книг и рукописей, и даже целых частных библиотек.

3-й ученик. Умирая, он не оставил завещания. Но его близкие друзья знали, что он давно уже собирался сделать своё собрание публичным. Его брат передал все коллекции и библиотеку государству. Так в Москве была открыта первая публичная библиотека, позднее она стала называться Государственной библиотекой им. В.И. Ленина.

4-й ученик. Сейчас в каждом большом городе и маленьком посёлке обязательно есть своя библиотека, в стенах которой хранятся величайшие сокровища мира – книги. В нашем лицее тоже есть библиотека, она не такая большая как нам хотелось бы, но хранятся в ней самые лучшие, самые красивые, самые умные книжки.

5-й ученик. Современные книги представляются нам самыми удобными, самыми современными по форме. Наша страна считается самой читающей страной в мире. Книг у нас издаётся больше чем в других странах. Если взять все книги, изданные в нашей стране после Октябрьской революции и поставить рядом, то они бы могли два раза опоясать земной шар.

IV. Итог.

Учитель.

Я к вам обращаюсь, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь лучше и умней

1 ученик.

Новых книг живые строки
Открывают путь широкий,
Жить без книги не могли бы,
Дорог нам их вечный свет.

2 ученик.

Книга расскажет тебе о стране,
О добрых делах людей на земле,
О бескрайних равнинах и о горах,
О быстрых реках и о морях.

3 ученик.

Хорошая книга мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.

4 ученик.

Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про тайны Земли и движенья планет –
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.

Учитель. Наше путешествие по страницам журнала подошло к концу. Читайте, любите и берегите книги!