Использование модульного обучения в воспитании творчески активной, социально адаптированной личности

Разделы: Русский язык


М – 0. Комплексная дидактическая цель.

М – 1. Интегрирующая цель.

М – 2. .Учимся находить, анализировать синтаксические средства публицистического воздействия и использовать в речи.

М – 3. Рефлексия.

М – 0

Комплексная дидактическая цель:

  • повторить характерные признаки книжных стилей, обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль», «Выразительные средства языка»;
  • совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля.
  • развивать умения создавать текст публицистического стиля, использовать средства публицистического воздействия на читателя;
  •  развивать познавательные, коммуникативные и социальные возможности учащихся, сформированность общеучебных навыков и умений и самообразования.
  • УЭ – 1. Актуализация знаний о тексте, о стилях речи
  • УЭ – 2. Первичное исследование синтаксических средств выразительности в текстах публицистического стиля.
  • УЭ – 3. Анализ текста публицистического стиля.
  • УЭ- 4. Обобщение полученных знаний.
  • УЭ – 5. Выходной контроль.
  • М – 3

Этапы
урока

Учитель

Ученики

1.Организа-ционный
момент

1.Учитель приветствует учащихся. Сообщает тему урока «Синтаксические средства выразительности в текстах публицистического стиля». (Приложение 1, слайды 1–5)

У: Исходя из темы урока, сформулируйте свои цели (целеполагание).

Заполните таблицу: знаю/ не знаю в начале урока, затем вы вернетесь к этой таблице в конце урока:


Темы

В начале урока

В конце урока

знаю

не знаю

знаю

не знаю

Текст, признаки текста

 

 

 

 

Стили речи

 

 

 

 

Признаки книжных стилей

 

 

 

 

Речевая ситуация

 

 

 

 

Синтаксис - это

 

 

 

 

Средства выразительности:

 

 

 

 

Цель учителя:

  • повторить характерные признаки книжных стилей, обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль», «Выразительные средства языка»;
  • совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля.
  • развивать умения создавать текст публицистического стиля , использовать средства публицистического воздействия на читателя;
  • развивать познавательные, коммуникативные и социальные возможности учащихся, сформированность общеучебных навыков и умений и самообразования.

Мы сегодня работаем в группах. Для успешной работы необходимо помнить о сосредоточенности, целеустремлённости, взаимоуважении, темпе работы.

Ученики сидят в группах по 3-4 человека.

На столах тетради, учебник, опорные конспекты, раздаточный материал, листок контроля (зеленого цвета)

УЭ-1

 

1. Защита проекта «Текст. Способы и средства связи в тексте» - 3 мин (Приложение 1, слайды 6–14)

Стилевая цельность, жанровая, композиционная.

Синтаксис. Вспомните, что является объектом изучения синтаксиса?

Итак, функциональные стили – это ( обратите внимание на речевую ситуацию (с кем, где, с какой целью).

Какие стили знаете?

2. Входной контроль.

  • Выполните тест.

Определите стиль речи по характерным признакам (на экране таблица с пропущенными терминами: художественный, научный, публицистический, официально-деловой (Приложение 1, слайд 13)):

А) Цель: дать точное объяснение с помощью научных терминов; используется в учебниках, энциклопедиях.

Б) Используя эпитеты, метафоры,олицетворения, слова различных стилистических пластов, автор создает художественный образ и стремится воздействовать на мысли и чувства читателя.

В) Затрагивая злободневные проблемы общества, автор воздействует на читателя или слушателя, пытается убедить, воздействуя на аудиторию.

Г) Язык заявлений, объявлений,отчетов, протоколов, которому свойственны стандартные выражения, конкретность, точность.

У.: Самопроверка: посмотрите на экран (Приложение 1, слайд 14) и сверьте со своим вариантом, поставьте «+»

У.: Обратите внимание на информацию, расположенную в третьей колонке «основные черты». Найдите ошибку (поменять местами черты публицистического и художественного стиля). Какую отличительную черту публицистического стиля отметите? (общедоступность, злободневность и конкретность).

3. Определите по подсказкам тип речи: 1 - описание; 2 - повествование; 3 – рассуждение (Приложение 1, слайд 15)

4. Перед вами задания В8 разных вариантов ЕГЭ, назовите синтаксические средства выразительности и запишите их.

Приложение 1, слайд 16

У.: Какова связь этого задания с темой урока?

У.: Исследуйте цель урока. Как входной контроль работает на неё? Как вы думаете, какие виды работы будут выполнены?

Уч-ся информацию забытую или новую(!) записывают в тетрадь

Перед учащимися таблица с пропущенными терминами: вставить, в группе проверить, поставить «+»

Каждая группа по одному признаку называет

УЭ-2

Актуализация знаний о публицистическом стиле речи и жанрах. Анализ текста (Приложение 1, слайды 17–19)

  • Повторение жанровых особенностей статьи, портретного очерка, эссе (при необходимости обращаться к справочной литературе).
  • Поделитесь информацией с товарищем по парте.
  • Проверьте степень усвоения материала вашим товарищем. Поставьте оценку.

1) Текст.

Что значит быть воспитанным?

Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.

Так что же такое воспитанность?

Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. В нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.

Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка непросто в знании хорошего тона, а в сердечность и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях.

А знания норм поведения только помогает проявлению доброты и человечности.

(По С. Гиацинтовой)

Анализ текста.

Это текст . . . стиля. Проблемы, затронутые в нем, актуальны.

Цель:

Жанр

Тип данного текста - … . Тезис представлен в виде вопроса и ответов на него и построен по типу описания предмета: в качестве «данного» используется понятие «воспитанность», а в качестве «нового» - слова, которые раскрывают эти понятия (…). Автор доказывает истинность утверждения, приводит пример воспитанного человека. В этой части текста описываются черты характера Качалова (…), затем один из его поступков. Далее автор возвращается к высказанному в начале текста утверждению и делает из него вывод: истоки воспитанности – в доброте и уважении к людям.

Автор использует разные способы связи в предложении в тексте: цепную и параллельную.

Тематическую связь обеспечивают следующие средства: местоимения (…), порядок слов (…), лексические повторы (…), анафора (…) и другие.

Задача данного текста – … … …

2) Небольшая речевая разминка. Исправьте речевые ошибки. (Приложение 1, слайд 22)

    1. В цирке выступали жонглеры, клоуны, медведи и другие.
    2. Человеку не хочется умирать и жить все больше и больше.
    3. Благодаря защитникам Родины мы живем и говорим им за это огромное спасибо.
    4. Раскольников мнит себя сверхчеловеком, способным изменить историю, разрушающим настоящее во имя будущего, который имеет право преступить закон для спасения человечества.

 

взаимооценка

УЭ-3

Исследование текстов публицистического стиля. (Приложение 1, слайды 23–25)

    1. Работа со словарем терминов.
    2. Исследование синтаксических средств в тексте. Работа в группах.
    3. Анализ текста. Выступление групп.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая.
Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна.
Но хоть и трудно - это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения( как я уже сказал), но и нашей личности, души, ума.
Д.С.Лихачев

Землю, опоганенную, разоренную, разрытую, сожженную, заваленную чужими и собственными отходами современной цивилизации, еще недавно чистую, благодатную землю нашу сегодня омывает Великая Вода, очищает Новый Потоп. Пусть через триста лет, как после татаро-монгольского ига, но возродится и будет простираться бескрайне и величественно прекрасная земля наша от океана до океана. Будет!

Но народ, ее населявший? Что станет с ним?

Народ, Род жив, пока хранит бережно язык свой, данный ему изначала. Слово. Лишь оно сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию только Слово.

Напомню: Словом воскрешали умерших, заговаривали болезни, останавливали кровь. Словом поднимали на подвиг. «Он слово знает!»-говорили про удачливого.

«В начале было Слово, - сообщает Евангелие от Иоанна. – В нем была жизнь, и жизнь была сверхчеловеков»

Сколько же раз в последние годы произносилась, цитировалась эта евангельская мудрость! Цитировалась бездумно, безответственно.

Увы! Язык русский , русское Слово умирает, исчезает. В «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном В.И.Далем, содержится 200 тысяч слов. У Ожегова – 57 тысяч. Где они? Посчитайте, сколько русских слов употребляете вы, ваши знакомые? В лучшем случае - пятьсот, но скорее всего меньше.

М.Ганина

Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т.п.Всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить , какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решать сам, и только сам.

Следовательно, основная моя цель сводилась к тому, чтобы научиться пользоваться языком как можно лучше, полней, разнообразней; чтобы уметь из огромного количества слов и выражений выбирать именно то, что нужно при тех или иных обстоятельствах; чтобы понимать и, я бы даже сказал, чувствовать языковой материал во всех его оттенках, во всем разнообразии его форм и сочетаний.

И день за днем, год за годом я, по мере своих сил, стремился и стремлюсь к достижению намеченной цели.

М.Исаковский

Работа в группах

УЭ-4

Обобщение полученных знаний.

  1. Обобщение своих знаний путём составления одного тестового задания по теории практической стилистики или выполните тест (Приложение 1, слайд 26-27)
  2. Предложите задание в группе. Оцените, как оно выполнено.
  3. Возвращаясь к цели урока, определите вопросы, которые требуют ответа. Постарайтесь найти на них ответ во время выходного контроля.

 

УЭ-5

Выходной контроль.

  1. Проверить умение применять на практике знания о синтаксических средствах выразительности и их роли в текстах публицистического стиля.
  2. Выполните анализ текста публицистического стиля (возвращение к тексту из УЭ-1).

Публицист использует следующие языковые средства:

  • именительный представление (воспитанный человек)
  • непосредственное обращение к собеседнику (…..) ;
  • риторический вопрос (…..);
  • неполные предложения (…..)
  • оправданный повтор слов и синтаксический параллелизм конструкции (……) ;
  • противопоставление (…..) ;
  • ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением (…..) ;
  • отвлеченная лексика (…..).
  1. Оцените уровень усвоения данной информации в листке контроля.

 

М-3

Рефлексия

Оцените степень практической пользы материала урока

У.: Как понимаете высказывание известного публициста? (Приложение 1, слайд 29)

Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного бума.

Оцените степень собственного участия и степень комфортности на уроке.

По первому вопросу выскажитесь перед классом, а второй поставьте на обратной стороне листка контроля.

Фамилия и имя ученика.

Входной контроль

УЭ – 1

УЭ - 2

УЭ - 3

УЭ - 4

УЭ-5

Самооценка

Взаимооценка

Самооценка

Оценка
группы

Самооценка

Оценка
экспертов
или учителя