Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с тем, как происходило одомашнивание животных; расширить знания учащихся о диких и домашних животных.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Форма УУД
Актуализация знаний. Формулировка темы урока Задает вопросы Ответы на вопросы. Обобщают ответы, выстраивают логическую цепь. Целеполагание, как постановка учебной задачи. Логические универсальные действия
Постановка проблемы Задает вопросы о диких животных. Ученики формулируют проблему и ищут пути ее решения. Умение обобщать.
Решение проблемы. Рассказ учителя. Анализируют, делают выводы. Слушать, анализировать информацию, делать выводы.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата. Выдает задание (индивидуальное). Вопросы учителя на сопоставление уровня усвоения знаний и эталона. Самостоятельно читают, сличают результативность и уровень усвоения знаний с эталоном. Уметь читать, находить главную мысль в тексте, сравнивать, давать самооценку.
Коррекция. Задание по картинкам в парах. Распределяют картинки на диких и домашних животных, объясняют свой выбор. Умение делать вывод, установление причинно следственных связей. Развитие коммуникативных навыков.
Выдвижение, гипотезы и ее обоснование. Предлагает карточки, объяснение задания по карточкам на классификацию домашних животных. Разделяют предложенных домашних животных на три группы, а затем на две группы, вкладывая в классификацию разные признаки. Учащиеся приходят к выводу, что от разных животных получают разные виды продуктов. Выбор оснований и критериев дл сравнения, классификация объектов.
Домашнее задание. Выдает индивидуальное творческое домашнее задание. Умение запоминать услышанное. Выполнение творческого задания.

I. Стадии вызова.

– Ребята, кто сегодня утром пил молоко?
– А откуда берется молоко?
– А где живут коровы?
– Кто сегодня ел яичницу?
– Откуда берутся яйца?
– А где живут куры?
– А из чего связали свитер?
– Где взяли шерсть для ниток?
– Где живут овцы?
– Овцы, куры, коровы – это какие животные? (Домашние.)
– Ребята, а всегда ли были домашние животные?
– Как вы думаете, о чем мы сегодня узнаем на уроке?
– О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
– Попробуйте сформулировать тему урока.

Учитель открывает тему на доске.

II. Стадии осмысления.

1. Назовите известных вам диких животных. Почему мы их называем дикими?

– Кто из вас видел диких животных?
– Где? Когда?

(Дикие животные – животные, живущие в дикой природе и сами добывающие себе корм.)

2. Рассказ учителя.

На ближнем Востоке жили дикие предки современных овец, коз, свиней и коров. Они и стали первыми домашними животными.
Люди охотились на этих животных и иногда приносили маленьких ягнят или козлят к себе в общину. Со временем эти животные становились ручными. Их потомство также вырастало ручным, и вскоре в общине появлялось стадо домашних животных. Люди ухаживали за стадом, кормили его, защищали от диких животных. Они пили молоко домашних животных и забивали их, когда им нужны были мясо и шкуры. Так община из охотников превратилась в скотоводов.

Кто помнит сказку Р. Киплинга “О Кошке, которая гуляла сама по себе?”

– Что в этой сказке правда?
– А что фантазия?
– Рассмотрите внимательно иллюстрацию в учебнике на с. 21, что делают люди? Зачем?

3. Самостоятельное чтение текста на с. 21.

Прочитайте про себя текст и скажите:

– Загнав животных в загон, что заметили люди?
– Кто стал первым верным помощником для людей?

4. Подумай и поразмышляй.

– Каких животных потребовалось одомашнивать человеку в разных местах Земли для езды и перевозки грузов?

Север – олени, собаки.
Юг – верблюды, ослы.
Буйволы, быки, лошади, слоны.

– Почему северного оленя мы называем домашним животным, а оленей, живущих в наших лесах, – дикими?

Физкультминутка.

5. Работа с карточками. (Индивидуальная работа.)

– Покажите домашних животных, разложив карточки с ними на парте. (Корова, лошадь, куры, коза, бык, собака, кошка.)
– Распределите их на группы (Может быть разное деление: а) корова, лошадь, бык, коза; б) собака, кошка; в) куры.)
– Разделите этих же животных на две группы (Работа парами.)
– По какому признаку вы их поделили? (Травоядные и плотоядные (хищные).)
– Положите на парте 6 карточек с дикими животными. (Лось, белка, лиса, волк, сова, лебедь.)
– На какие группы их можно разделить?

Физкультминутка.

6. Сравните домашних животных и их предков по иллюстрации на с. 22. (Индивидуальная работа с учебником.)

– Соедините линией домашнее животное и его предка.
– Они одинаковые или чем-то отличаются? Чем?
– Для каких целей используют этих животных?

7. Работа в группах по 4 человека. (Каждой группе раздается картинка (или две с животными).)

Задание: Что дает животное человеку?

1-я Картинка: Корова – дает молоко (сливки, сметана, творог, сыр, простокваша, кефир, ряженка, йогурт, сгущенка), мясо, жир. Кожа – одежда (куртки, пальто), сумки, обувь, ремни. Копыта и рога – клей, желатин (в мармелад).

2-я Картинка: Конь – тяговая сила, езда верхом. Мясо, молоко (кумыс). Шкура – кожа (ремни, сумки, упряжь).

3-я Картинка: Овцы – мясо (баранина), молоко (сыр, брынза), шерсть (ткани для пальто, костюмная), варежки, носки. Шкура с шерстью – полушубки, дубленки. Шкурки ягнят – каракуль (шапки, воротники, шубки).

4-я Картинка: Козы – мясо, молоко, кожа.

5-я Картинка: Свиньи – мясо, жир, сало. Щетина (сапожные щетки). Кожа – обувь.

6-я Картинка: Кролики – мясо, шкурки – шапки, шубки.

Гуси – мясо, пух (подушки, перины), жир.

7-я Картинка: Утки – яйца, пух, мясо.

Куры – яйца, пух, мясо.

8-я Картинка: Кошка – мышелов, друг.

Собака – сторож, пограничник, пожарник (спасает детей), милиционер (поиск преступников), сапер (ищет мины), таможенник (ищет наркотики), пастух, охотник, ездовые собаки. Собака – друг человека.

III. Рефлексия.

– С какой целью человек одомашнил диких животных?
– Как он это сделал?

Домашнее задание: приготовить рассказ на следующем уроке о своем домашнем животном, особенно о его повадках, опишите его внешность.