Урок по литературному чтению по теме "А.С. Пушкин. "У лукоморья дуб зеленый…"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина, новым видом жанра (поэма);
  • учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение);
  • воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрация “У лукоморья дуб зелёный…”, рабочие тетради, учебник “Литературное чтение” (3-й класс, авт. Э.Э.Кац).

Ход урока

Пушкинские сказки – “чудесный сплав,
где народное творчество неотделимо от
личного творчества поэта”.
П. Бажов.

I. Организационный момент.

Учитель:

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

1. а) Развитие артикуляционного аппарата.

– Вращение языком (маятник).

– Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка).

б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.

1-я группа. Уже ужи в луже.

2-я группа. У Мaши нa кapмaшке мaки и pомaшки.

– прочитать
– тихо→ громко.
– медленно-быстро-быстрее.

2. Проверка домашней работы. Выставка рисунков по сказке “Царевна лягушка”. Обсуждение.

Викторина по сказке “Царевна – лягушка”.

  1. Как звали отца Василисы Премудрой? (Кощей Бессмертный.)
  2. За что разгневался Кощей на Василису Премудрую и приказал ей три года быть лягушкой? (Она была хитрее и мудрее своего отца.)
  3. О ком идёт речь: “Невесел, буйну голову повесил?” (Об Иване-царевиче.)
  4. Кому принадлежат слова: “Утро вечера мудренее”? (Квакушке.)
  5. Первый приказ царя. (Испечь хлеб.)
  6. Второй приказ царя. (Соткать ковёр.)
  7. Третий приказ царя. (Явиться на пир.)
  8. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга.)
  9. Кто помогал Ивану-царевичу? (Баба Яга, медведь, заяц, селезень, щука.)
  10. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (На конце иглы.)

3. Актуализация знаний:

На доске:
внекоторомцарствевнекотормгосударстве
жилибылидеддабаба
вдавниедавние времена

– Разделите строчки на слова.
– Что вы заметили? Какие предложения получились? (Это слова из сказок. Это начало сказки.)
– Как называется такое начало сказки? (Зачин.) А конец сказки? (Концовка.) И стали они жить дружно, в любви и согласии.

У.: А на какие группы делятся сказки в зависимости от их сочинителя?

Д.: Авторские, народные.

А к какой группе относится сказка “Царевна лягушка”? (К народной.)

У.: А в зависимости от родины их сочинителя?

Д.: Русские, зарубежные.

“Царевна лягушка” относится к русской.

У.: А на какие ещё виды делятся сказки?

Д.: Волшебные, бытовые, о животных, богатырские.

У.: – Почему мы называем сказку “Царевна-лягушка” волшебной? Какие чудеса происходят в сказке? (Ответы детей.)

– Чему посвящена сказка “Царевна-лягушка”? (Ответы детей.)

Волшебная сказка “Царевна-лягушка” посвящена настоящей любви и верности людей своему слову и делу, настойчивости в преодолении препятствий для достижения своей цели.

У.: Для всех сказок характерна борьба добра со злом, в результате которой побеждает добро. А какие человеческие качества характеров героев помогают им в этой борьбе?

Д.: Доброта, ум, стойкость, смелость, самоотверженность, скромность, вежливость, трудолюбие, смекалка…

У.: Давайте и мы с вами в нашей реальной жизни сохраним их в себе или будем стремиться к ним!

II. Изучение новой темы.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. И пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.

1. Выявление читательского опыта по произведениям А.С.Пушкина.

– Давайте вспомним, что это за произведения и кто их написал? Произведения разделите по группам. (Ответы вывешиваются на доске: 1 группа – стихотворение, 2 группа – сказка.)

Стихотворение – Небольшое поэтическое произведение в стихах.

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

1. “Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…
Лесов таинственная сень
Печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…”

“Уж небо осенью дышало” (отрывок из стих).

2. “Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила”.

“Сказка о рыбаке и рыбке” (Сказка).

3. “Под голубыми небесами
Великолепными коврами;
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет…”

“Зимнее утро” (отрывок из стих).

4. “Жил был поп
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару…”

“Сказка о попе и о работнике его Балде” (Сказка).

5. “В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт”

“Сказка о Царе Салтане” (Сказка).

6. “Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?”
Что же зеркальце в ответ?”

“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”

7. “Кири-ку-ку . Царствуй, лёжа на боку…”

“Сказка о золотом петушке” (Сказка).

Показываются иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

– Как распределили произведения по группам?

Д.: 1-я группа-стихи, 2-я  группа– сказки.

А кто же всё это написал? (А.С.Пушкин)

Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве великого русского поэта?

(Сообщения учащихся.)

(Учитель дополняет ответы учащихся рассказом о жизни и творчестве Пушкина.)

– Всего сказок у А. С. Пушкина пять: “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о золотом петушке”. Еще сказкой считают и сказочную поэму “Руслан и Людмила”.
– Кто слышал эту сказку? О чем она?
– Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней – в 1824.

3. Прослушивание поэмы “Руслан и Людмила”. Учитель читает наизусть под шум моря (аудиозапись).

– Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?
– Это поэма “Руслан и Людмила”. А что такое поэма? Кто из вас знает?
– Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова.

Д.: Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

У.: Ребята, поэма это новый вид жанра произведений А.С.Пушкин

4. Работа в парах. Чтение текста (чтобы слышно было только соседу).

Но прежде, чем начать читать, давайте сделаем небольшую гимнастику для глаз.

1. Закройте глаза. Отдых 10–15 сек. Откройте глаза. Повторить 2–3 раза.

2. Движение глазными яблоками.

5. Словарная работа (на доске записаны слова).

Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик…

Лукоморье – морской залив.

Неведомые (дорожки) – те, которые никто не знает.

Невиданные (звери) – необычайные.

Пленяет – берёт в плен.

Тужит – грустит.

6. Выразительное чтение учащимися отрывка.

7. Беседа по прочитанному.

– Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?

Д.: Напевное, плавное.

– Какая должна быть интонация?

Д.: Интонация торжественности и таинственности.

У.: – Как вы можете объяснить слова поэта:

“Там русский дух…там Русью пахнет!”

Д.: Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.

– Как нужно читать эти строки?

Д.: Выделить ударением, паузой чтение важных строк произведения.

Вывод: Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

IV. Итог урока.

– Произведение какого писателя читали?
– Как называется произведение?
– С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

Д.: Поэма.

– Что особенно вам понравилось?

Д.: Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

V. Домашнее задание: предлагаю по выбору учащихся: выразительное чтение наизусть отрывка, нарисовать понравившееся чудо. Дополнительно читать произведения А.С.Пушкина.

VI. Оценивание.

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.

Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!

Приложение.