Урок по природоведению "Почва. Ее состав и свойства"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКИ:

Познакомить с процессом образования почвы.

Показать значение почвы для растений и живых организмов.

Выделить основное свойство почвы – плодородие.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Дать представление о составе и видах почвы. Показать значение перегноя.

2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.

3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.

4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – аккуратность.

Оборудование: иллюстрации “ Облик Земли в разные периоды ее жизни”, репродукции: “Голые скалы”, “Горы, заросшие растениями”, “Поле засеянной пшеницей”; компьютер, экран; на каждой парте образцы почв, стаканы водой, бумажные салфетки, стебельки растений, тест, учебник.

Ход урока

Я дрозд, ты дрозд
У меня нос, у тебя нос
У щеки гладенькие, у тебя щеки гладенькие
У меня губки аленькие, у тебя губки аленькие
Я друг, ты друг

Если тебе будет трудно, я тебе помогу” (учащиеся поворачиваются друг другу проговаривая слова друг другу, дотрагиваются до носа, до щек ,губ, а потом обнимают друг друга и похлопывают по спине и говорят: Я тебе помогу!) (Такой аутотренинг дает положительный настрой на весь урок)

– Вот мы и настроились на урок, будем друг другу помогать

1. Постановка цели урока.

Мы сегодня на уроке откроем большую тайну.

– Нам сегодня принесли посылку, давайте посмотрим, что в ней?

Что это?

Уч-ся. Земля.

– А почему ее положили в разные мешочки?

Уч-ся. Она отличается светом.

Учитель. Земля кормилица, земля поилица, родная мать земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу землю. Кто из вас не видел ее, не трогал, не переворачивал ее пласты при посадке деревьев, кустарников и других растений.

Посмотрите на портрет. Этот человек впервые дал определение почвы, как плодородного слоя Земли, созданного под воздействием всех компонентов природы. Это В. В. Докучаев. Он много путешествовал по России и собрал тысячи проб почвы (у нас вы видите только 2вида почв)

Прежде повести рассказ о почве, давайте вспомним историю.

– Как вы думаете когда человек начал обрабатывать землю и выращивать растения? (ответы уч-ся)

– Очень давно, около 8 тысяч лет тому назад. Это подтверждают археологи, которые находят в раскопках зерна пшеницы, льна, ржи.

2. Новая тема.

Как вы думаете, всегда ли была почва? (ответы уч-ся)

Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите?

– Земля безжизненная, каменистая.

А на этой иллюстрации Земля современного природного облика.

– Почему изменился облик Земли? (ответы уч-ся)

– Она создалась под воздействием всех компонентов природы.

– А какие компоненты природы вы знаете?

– Вот под воздействием воды, ветра, жары, холода горные породы разрушались, в них поселились микробы и растения. Вот так и началась история почвы.

– Так из чего же состоит почва?

– Чтобы ответить на этот вопрос нам надо проделать ряд опытов.

3. Лабораторно-практическая работа.

1. Инструктаж по технике безопасности при работе.

2. Проведение опытов (по инструкционным картам). Заполнение таблицы учащимися.

Состав

Свойства

   

Опыт № 1.

Цель: определение состава почвы.

  1. Положи мерную ложку почвы на предметное стекло.
  2. Разровняй слой почвы на стекле лабораторной палочкой.
  3. Рассмотри, какого цвета почва; каков её состав (под лупой).
  4. Рассмотри под микроскопом её состав.
  5. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Опыт № 2.

Цель: определение состава почвы на наличие песка и глины.

  1. Зачерпни мерную ложку прокаленной почвы.
  2. Брось её в стакан с водой.
  3. Размешай палочкой.
  4. Дай отстояться.
  5. Наблюдай за осадком.
  6. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Опыт № 3.

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

  1. Зачерпни мерную ложку почвы.
  2. Брось её в стакан с водой.
  3. Наблюдай, что происходит.
  4. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Опыт № 4*.

Цель: определение состава почвенного перегноя и наличие в почве воды.

  1. Внимательно проследи за действиями учителя. Взять немного сухой почвы, положить в железную баночку и нагреть. Затем подержать над почвой холодное стекло.
  2. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.

Опыт № 5*

Цель: определение состава почвы на наличие в ней остатков растений и мелких животных.

  1. Внимательно проследи за действиями учителя. Почву положить в железную баночку и поставить на огонь. (Образуются клубы дыма и неприятный запах). Взять сухой лист березы, хвоинки сосны и остатки насекомых, положить в железную баночку и поставить на огонь. (Такой же неприятный запах).
  2. Сделай вывод. Запиши его в таблицу.
  3. Прочитай в учебнике, что такое перегной.

Опыт № 6*.

Цель: определение состава почвы на наличие минеральных солей.

  1. Прочитай, что такое минеральные соли.
  2. Внимательно проследи за действиями учителя. (Выпаривание) Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим его над огнем.
  3. делай вывод. Запиши его в таблицу.

Состав

Свойства

Песок
Глина
Воздух
Вода

Остатки растений, мелких животных

Перегной (главная часть почвы)

Минеральные соли

 

– Вот мы с вами определили: из чего состоит почва.

– А сейчас узнаем еще одно свойство почвы.

– Вы знаете, что после дождя почва быстро просыхает. Влага, выпавшая на землю, впитывается почвой и уходит вниз. Вода хорошо усваивается корнями растений, и они нормально развиваются. Но бывает, что в течение несколько недель нет дождей, а растения по-прежнему растут и не увядают. Оказывается, вода в почве может перемещаться не только сверху вниз, но и снизу вверх.

– Посмотрите опыт.

– возьмем сито, и насыплем в нее сухую почву, поместим в тарелку с водой. Через некоторое время мы увидим, что почва стала влажной до самого верха. Это вода из посуды поднялась вверх и смочила весь слой почвы.

– А сейчас наполним сито камешками и также поставим на тарелку с водой. Сколько бы мы с вами не ждали, камешки, находящиеся сверху, так и останутся сухими. Намокнут лишь те, которые находятся на дне емкости.

– Оказывается у почвы есть капилляры по которым может подняться вода на вверх и это у почвы называется – влагопроницаемостью.

– Как вы думаете это хорошее свойство почвы? (ответы уч-ся)

– Да, но не всегда, поднявшись на поверхность вода может и испариться и почва высохнет.

– Что для этого надо сделать, чтобы этого не произошло?(рыхлить почву)

Рыхление почвы называют сухим поливым.

– Сколько нового узнали мы на уроке.

– Что еще мы не узнали?

– Почему у нас почва имеет разную окраску?

– Первом мешочке она темная, а во втором мешочке серая.

– А про это вам расскажут ваши товарищи, которые подготовились заранее.

– Сообщение учащихся.

– Когда говорят о плодородии почвы, то прежде всего имеют в виду ее верхний слой, который бывает более темного цвета. В нем располагается большая часть корней растений. На его поверхность также опадают отмершие листья и стебли. Все это истлевает, образуется перегной, который перемешается с глиной, песком и окрашивает почву в темный цвет. Это почва взята с поля, где растет пшеница.(иллюстрация поля пшеницы)

– Ученик. А это почва взята с хвойного леса. В густых хвойных лесах грунт слабо прогревается солнцем, медленно разлагается опавшая хвоя, талые воды промывают почвы, вынося перегной, окраска их становится пепельно-серой, как у золы. Перегноя в этих почвах очень мало.

– Сейчас поняли, почему почва имеет разную окраску? (ответы уч-ся)

5.Работа с учебником.

а) Как человек борется с разрушением почвы?

б) Какой вред приносят пыльные бури?

– Итог урока.

Выполните тест

Верхний плодородный слой земли – это …

а) глина
б) почва
в) дренаж

2. Цвет почвы зависит от количества в ней …

а) перегноя
б) удобрений
в) влаги

3. Перегной – это …

а) перепревшие листья, погибшие растения и животные
б) растения и животные
в) корни растений

4. Основное свойство почвы – это …

а) солончак
б) водопроницаемость
в) плодородие

5. Чернозем – это …

а) наиболее плодородная почва
б) почва, содержащая песок
в) неплодородная почва

6. Белые пятна на поверхности почвы – это …

а) соль
б) солончак
в) чернозем

7. Человеку в борьбе с разрушением почвы помогает …

а) удобрение
б) животные
в) растительность

8. Какой вред приносят пыльные бури?

а) уносят плодородный слой земли
б) уничтожают растительность
в) уменьшают численность животных

9. Для чего нужны зимой в поле трактора с плугами?

а) защищают почву от размывания
б) сеют озимые
в) препятствуют выдуванию снега с полей

10. Для чего удобряют землю?

а) для получения стабильных урожаев
б) для сохранения почвы от выдувания
в) для увеличения влажности

Домашнее задание: Написать сочинение: “ Какую опасность представляет загрязненная почва для растений, животных и человека”

Нарисовать места, где происходит загрязнение почвы.(Свалка, заброшенный карьер, добыча полезных ископаемых, овраг и тд).

– А сейчас посмотрим фильм о почве.

– Что нового узнали?

– Спасибо за урок.

Презентация