Устный журнал "Россия – Родина моя"

Разделы: Классное руководство


Цель: формировать познавательный интерес к историческому прошлому России.

Задачи:

  • познакомить с изображением Родины в русской поэзии,
  • учить видеть красоту в обычном,
  • привлечь учащихся к чтению произведений о Родине.

Ход заседания

Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, тему которого определим вместе.

Беседа.

Отгадайте ребус: Р 1 А (Родина)

– Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в этом зале? (Все мы – россияне).

– Подбери пару к слову “Родина”. (Родина – Отчизна).

– Как понимаете слово “Отчизна”? (Отечество, родная сторона).

– Как называется наше Отечество? (Россия)

Учитель. Сегодня мы открываем устный журнал “Россия – Родина моя”, который будет состоять из нескольких страниц. Каждая страница имеет своё название. Открываем первую под названием “Как не любить мне эту землю”.

Учитель. Сегодня мы поговорим о том, какая она, наша Родина, каково отношение народа к своей Родине, прочтём стихи о Родине.

Россия – это страна, в которой мы живём. Откуда появилось такое название – “Россия”? В стародавние времена её называли Русью. Слово “Русь”, как полагают некоторые учёные, произошло от слова “русло”. Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место, страна света, солнца, добрых людей. Русских называли ещё россами, а страну, где они живут, – Россией.

Ученик.

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки, разлитые в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали Россией.
Россия…
Россия…
Раздолье…
Равнины…
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.

Учитель. Отчизной наделён каждый человек. И если он любит свою Родину, то участвует в её судьбе, печалится из-за её горестей, веселится на её праздниках, заботится о её делах. Для каждого из нас Родина имеет своё значение. А что для Вас Родина?

(Место, где родился. Родные люди. Место, где всегда поймут. Люди, живущие рядом.)

Родина для каждого из нас начинается с детства, с того уголка, где мы родились, который нам мил и дорог, о котором вспоминаем в трудную минуту, куда хочется возвращаться.

Группа учащихся исполняет песню “С чего начинается Родина” (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера). Проецируются слайды с изображением различных уголков России.

Учитель. Мы все родом из детства. У нас есть большая родня – это наши предки, которые создали, защищали наше Отечество. Наша история древняя, богатая событиями, она сохранила в памяти народа много имён русских героев. Одно из имён – князь Александр Невский, освободивший Русь от беспощадного татарского хана Батыя, выигравший знаменитую битву – Ледовое побоище. Была злая сеча, раздавался такой треск и звон мечей, будто замёрзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. И обратились враги в бегство, лёд под ними трещал, падали они в озеро и тонули, а воины Александра секли врагов, освобождая родную землю от татарских полчищ. Весь народ воздал Александру хвалу и славу. Прошло уже более 700 лет, а имя его осталось для русских священным.

Проецируются слайды “Александр Невский”, “Ледовое побоище”.

Ученик. Важным и памятным событием была Отечественная война 1812 года. Наполеон покорил всю Европу и решил завоевать Русскую землю. На защиту Родины встали все как один. У небольшой деревушки Бородино произошло главное сражение, которое выиграл русский народ.

Ученик читает отрывок из стихотворения М. Лермонтова “Бородино”. Проецируются слайды “Отечественная война 1812 года”.

Ученица. Но не унимались наши недруги. Как дикого зверя, выпустили они из клетки фашизм. Гитлер тоже хотел завоевать непокорную Россию, но просчитался грозный враг. И праздновал русский народ великий День Победы.

Проецируются слайды “Великая Отечественная война 1941 – 1945 года”.

Победа! Какое крылатое слово!
Оно, как огонь, зажигает сердца!
Оно трепетать заставляет любого!
Оно поднимает на подвиг бойца!
Победа – и залпы гремят над Москвою,
И трубы играют, и губы поют.
Привет тебе, пахарь!
Салют тебе, воин!
И Родине нашей –
Трижды салют!

Ученик. Россия, Русь, Родина. Родимый край, родная сторона, отчий дом.

Ученица. Самые дорогие слова для каждого человека.

Ученик. Русь – “голубая” и “златая”.

Ученица. “Деревянная” и “полевая”.

Ученик. “Задремавшая” и “буйственная”.

Ученица. “Это край дождей и непогоды”.

Ученик. Такая Россия представляется многим поэтам, писателям, да и просто русскому человеку.

Ученица. Непознанная, загадочная, могущественная страна.

Ученик. “Страна берёзового ситца”, как писал поэт С. Есенин.

Ученица. Россия – страна со своими обычаями, символами, историей.

Ученик.

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой растём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.

Учитель. Многие поэты и писатели посвятили свои лучшие стихи Родине, России. В них они выразили свою любовь к стране.

В исполнении учащихся звучат стихи о нашей Родине. (Приложение 1) Проецируются слайды с изображением русских пейзажей.

Учитель. Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека она своя.

Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.

Учитель. Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Соберите из слов пословицу.

(Приложение 2)

Текст пословицы разделён на отдельные слова. Задание даётся каждому ребёнку. Оно выполняется на фоне фонограммы песни “С чего начинается Родина”.

Объясните, как понимаете смысл пословицы, которая у вас получилась.

Учитель. Родину свою надо любить так, как любил её А. С. Пушкин, который писал: “Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы променять Отечества или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог дал её”.

Подведение итогов занятия.

Заключительное занятие. “Колесо истории”.

Цель: обобщить знания учащихся об истории нашей страны, её символах и культуре.

Задачи: способствовать развитию интереса к истории и культуре России; развивать творческие способности учащихся.

Ход заседания

Ученик.

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Колесо истории мы повернём
И рассказывать о ней начнём.
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!

Учитель. На нашей игре – викторине “Колесо истории” встречаются 2 дружины. Приветствуем первую дружину.

Дружина проговаривает своё название и девиз, представляет воеводу.

“Русичи”. Русский в словах горд, в делах твёрд.

Учитель. Приветствуем вторую дружину.

Дружина проговаривает своё название и девиз, представляет воеводу.

“Братья славяне”. Доброе братство дороже всякого богатства.

Учитель представляет жюри

Учитель. Родина – вот главное, что объединяет всех нас, сидящих в этом зале. Наша Родина носит красивое и звучное имя – Россия. Многие считают эту страну загадочной, таинственной. А вы со страниц устного журнала узнали многое о нашей Родине. Сегодня вспомним о том, что знаем о прошлом и настоящем нашей страны. Готовы ли вы в путь, дружины?

Конкурс “Домашнее задание”. Дружина под песню – марш отправляется в путь и подходит к месту первого привала.

Привал “Русские чудеса света”. На экране демонстрируются слайды с изображением известных исторических мест. Необходимо назвать это место. (Храм Василия Блаженного, Спасская башня, Красная площадь, Эрмитаж, Мамаев курган, Третьяковская галерея).

Конкурс “Вопрос – ответ”. Нужно дать как можно больше правильных ответов на вопросы.

Вопросы для первой команды:

  1. Что такое герб? (Символ государства).
  2. Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный).
  3. Что такое “Аз”, “Буки”, “Веди”? (Буквы славянской азбуки).
  4. Что такое скипетр? (Украшенный жезл – символ власти).
  5. Закончи пословицу: “При солнышке тепло, при матери…” (Добро).

Вопросы для второй команды:

  1. Что такое флаг? (Символ государства).
  2. Кто изображён на Российском гербе? (Двуглавый орёл).
  3. Какими были первые книги? (Рукописные).
  4. Что такое держава? (Золотой шар с короной или крестом наверху – символ власти).
  5. Закончи пословицу: “Человек без Родины, что соловей без…” (Песни).

Конкурс “Найди лишний предмет”. Нужно найти лишний предмет в наряде и обстановке.

Для первой команды переодета ученица в костюм купеческой дочери.

– Ах, как скучно мне, девице-красавице, в тереме сидеть! Батюшка не велит одной на улицу выходить, мамки-няньки с младшими братиками хлопочут. Учиться нам, девицам, не надо. Да и то хорошо, зачем глаза портить? Ручки мои беленькие, работой не испорченные.

(Лишние предметы в костюме девушки: бигуди, фартук, сумочка).

Для второй команды переодет ученик в костюм крестьянина.

– Сынок, сходи в поле, отнеси обед тятеньке!

– Матушка, я собрался с ребятами рыбу ловить.

– А рубаху праздничную надел! Ах ты, бездельник! Только бы гулять да на балалайке играть. Сымай рубаху да иди в поле отцу помогать.

(Лишние предметы в костюме крестьянского мальчика: галстук, носки, ремень).

Учитель. Команды потрудились на славу. Пора им отдохнуть да песню хорошую послушать. Девушки-красавицы пришли на деревенские посиделки, песни петь да хороводы водить.

Группа девушек в русских сарафанах исполняет русскую народную песню “Пойду ль, выйду ль я да” и водят хоровод под ту же мелодию.

Учитель. Коли уж заглянули мы на посиделки, то давайте поиграем, посоревнуемся. Какие же посиделки без игры. Бравые молодцы, покажите свою удаль да силу богатырскую!

Конкурс “Поиграй-ка!”. Команды соревнуются в перетягивании каната.

Ученица.

Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт.
Но преданья старины
Забывать мы не должны.

Конкурс “Сказочный”. Каждой команде необходимо узнать имя сказочного персонажа и назвать сказку, из которой он пришёл.

1. Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула, три кружки,
Три кровати, три подушки. (Медведи из сказки “Три медведя”).

2. Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Журавль из сказки “Лиса и журавль”).

3. Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам. (Колобок из сказки “Колобок”).

4. Он засунул в прорубь хвост.
И какой же в этом толк? (Волк из сказки Лиса и волк”).

Конкурс “Русские пословицы и поговорки”. Каждой команде предлагается известная пословица. С помощью жестов и мимики необходимо показать их команде противника, которая должна назвать данную пословицу.

  1. На двух стульях не усидишь.
  2. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Задание для болельщиков. Заработай дополнительный балл для своей команды. Для этого вспомни и назови как можно больше пословиц о Родине.

Конкурс “История России”. Воеводам предлагается из элементов собрать герб и рассказать о символах герба.

В это время командам нужно ответить на вопросы:

  1. Назови известных русских богатырей.
  2. Какое слово помогает запомнить цвета Российского флага в правильной последовательности? (Бесик).
  3. О ком сказано: “Солнце русской поэзии”? (О Пушкине).
  4. Кто автор гимна России? (А. Александров, С. Михалков).
  5. Какой девиз был начертан в гербе СССР? (“Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”).
  6. Какого цвета было знамя СССР? (Красного).
  7. Назовите людей, прославивших Россию.

(Выигрывает этот конкурс та команда, которая быстрее и правильнее ответит на вопросы).

Учитель. Вот и закончился наш конкурс. Вы многое повторили из истории и культуре своей страны.

Слово для подведения итогов предоставляется жюри.

Учитель. Победа досталась сильнейшим. Спасибо командам, болельщикам, активно участвовавшим в этом мероприятии. Для вас вокальная группа подготовила сюрприз.

Ученик.

Есть таланты на Руси,
Говорю уверенно!
Раз народ ещё поёт –
Значит не всё потеряно.

Ученица.

Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь!

Вокальная группа исполняет частушки.

Учитель. Настоящий праздник у нас получился. А на празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы хотели бы сказать всем людям России?

(Я желаю дружбы и красоты. Я желаю жить в согласии со своей совестью. Я желаю быть едиными и дружно жить друг с другом и другие пожелания).

Учитель. А теперь мои пожелания вам и всем людям нашей Родины.

Живи красиво, весело и просто,
Люби людей светло и простодушно,
Ищи свою дорогу с малых лет.
Уверенно иди вперёд сквозь годы.
Оставь для Родины любимой
Свой яркий след, свои живые всходы.