Февральская революция 1917 г.

Разделы: История и обществознание


Актуальность темы урока.

События 1917 года имеют важное значение для судьбы России.

Февраль 1917 г. открыл перед нашей страной демократическую альтернативу. Впервые за долгие годы Россия перестала быть монархией. Она получила возможность дальнейшего развития по пути буржуазной демократии. Однако ряд объективных и субъективных факторов не позволил осуществить полученные возможности.

Непоследовательность и нерешительность властей привели к тому, что общество избрало авторитарный тип политической системы, предложенный партией большевиков. Они же привели страну к социалистическому эксперименту, изменив выбранный ранее курс.

Современная Россия вновь переживает становление демократических основ и рыночной экономики. Этот процесс затруднен утерей ценностей дореволюционной России и еще не изжитой до конца социалистической психологией.

Как и в 1917 г. наша страна находится в состоянии конфликта (не война, но борьба с терроризмом), что естественно сказывается на внутриполитической ситуации.

Международное положение страны также довольно сложное: в обстановке утери роли 2-й сверхдержавы Россия остается серьезной политической силой. Это связано и ее геостратегическим положением, и с исторической судьбой. Сейчас бывшие союзники превращаются во врагов, враги - либо в партнеров, либо в сомнительных союзников. Возвращается былой авторитет России в конкретных регионах мира.

Социальная структура Российской Федерации многообразна и многопланова, поэтому можно говорить о стратификации общества. Здесь важно, чтобы молодежь не только имела теоретическое представление о структуре социума, но умела определить свое положение и перспективы.

Современная молодежь является не только будущим страны, но уже активно участвует во всех процессах. Она должна осознанно входить в жизнь , чтобы не стать разменной монетой в чужой политической игре.

Цели:

  • Систематизация и закрепление исторических знаний, полученных на предыдущих уроках;
  • Формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе,
  • Формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну;
  • Воспитание учащихся в духе признания неизбежности плюрализма взглядов, социального компромисса, толерантности.

Задачи:

  • Охарактеризовать и проанализировать социально-экономическое и политическое положение российского общества на рубеже XX-XXI вв.
  • Установить причинно-следственные связи между событиями 1917 г. и современностью;
  • Сформировать определенную позицию по изученному материалу;
  • Сформулировать и грамотно выразить свою оценку историческим событиям и современной ситуации в стране.

Ход урока

Сегодня у нас заключительный урок раздела " Россия во второй половине ХХ в.

Наша цель - не только закрепить полученные вами знания на предыдущих уроках, но и оценить исторические события ХХ в. Вы должны продемонстрировать умение грамотно формулировать и выражать свое мнение. Это связано еще и с тем , что в ближайшем будущем вы станете полноправными гражданами нашей страны.

Вы уже знаете, что урок будет проходить в форме ролевой игры. Сегодня вы - депутаты Государственной Думы. Вы уже разделились на фракции и подготовили свои сообщения. Мне разрешите выполнять роль спикера.

Итак, на сегодняшнем заседании предлагаю следующий регламент:

1. Выступление фракции партии " Единая Россия" с докладом о политической системе современной России;

2. Фракция ЛДПР проанализирует социальную структуру общества

3. По состоянию экономики выступит фракция партии КПРФ

4. Фракция партии " Родина" решила напомнить нам о событиях 1917 г., 90-летие которых наступило в феврале 2007г. Они используют фрагмент видеофильма.

5. В прениях предлагаю обсудить вопрос об актуальности событий 1917 г. для современной России.

На каждое выступление предлагаю выделить по 5 минут. Кто согласен с данным регламентом, прошу голосовать (для голосования на столах лежат карточки).

Предполагаемый результат урока: дети должны указать на причинно-следственные связи; дать оценку развития страны на рубеже ХХ- ХХ1 в.в.; спрогнозировать возможный ход событий в будущем.

Рефлексия на уроке.

Урок оставил двоякое впечатление: были и положительные и отрицательные моменты:

1) Учащиеся самостоятельно подготовили материал, сработали в группах, выступили с сообщениями;

2) дети отметили причинно- следственные связи между историческими эпохами; сумели дать оценку и спрогнозировать возможные варианты развития событий, даже вышли на тему семинара"Власть и общество"

3) старшеклассники отметили реализацию цели урока; положительно воспринята форма проведения занятия.

4) не обошлось без технической неполадки, предполагалось, что сначала будет показан фрагмент фильма, а затем выступит докладчик; получилось наоборот, соответственно потеряна логика;

5) недостаточно четким было начало урока и целеполагание,

6) при подготовке учащиеся мало уделили внимания анализу информации.

Несмотря на недостатки, удовлетворение получили обе стороны (учитель и ученики).