Интегрированный урок по теме "Масштаб"

Разделы: Математика, География


Цели.

Воспитательный аспект:

  • создать условия для осмысления понятия альтруизма в рамках комплексно-тематического периода “Служение обществу”.

Дидактический аспект:

Знать:

  • алгоритм нахождения координаты точки;
  • определение масштаба;
  • алгоритм решения алгебраических задач.

Уметь:

  • находить координаты на координатной плоскости; находить расстояние на карте с использованием знаний по теме “Масштаб”;
  • решать алгебраические задачи.

Развивающий аспект:

  • развивать умение анализировать и доказывать;
  • развивать умение работать в группах и индивидуально.

Оборудование:

1) карточки с заданиями;

2) географические карты;

3) телевизор и видеомагнитофон для просмотра фильма;

4) фильм “Титаник”.

План

Этап I. Подготовительный

УВМ 1. (Учебно-воспитательный момент)

Задача: организовать осмысление субъектного опыта учащихся: как понимается термин “альтруизм” каждым из учеников.

МО (метод обучения): самостоятельная работа.

ФОПД (Форма организации познавательной деятельности) – фронтальная.

СУМ (содержание учебного материала): на отдельных листах написать понимание “альтруизма”, а затем по окончании урока сверить свои записи с полученным пониманием этого понятия во время урока.

Результат: каждый ученик записывает на листе собственное понимание “альтруизма”.

УВМ 2.

Задача: совершенствовать умения находить координаты точек на координатной плоскости.

МО: самостоятельная работа, эвристическая.

СУМ (содержание учебного материала): с помощью точек координатной плоскости, на которой обозначены буквы, расшифруйте слово. Вы узнаете название крупнейшего пассажирского судна, начала XX века. (Приложение 1)

ФОПД: индивидуальная.

Результат: выявленное умение каждого ученика применять алгоритм нахождения координаты на плоскости.

УВМ 2.

Задача: познакомить учащихся с исторической справкой о “Титанике”, как крупнейшем пассажирским судном начала ХХ века.

МО: беседа.

ФОПД: фронтальная.

СУМ: “Титаник” крупнейшее пассажирское судно начала ХХ века (Великобритания). Построено в 1911 году. Водоизмещение свыше 46300 т, длина около 269 м, ширина 28,2 м, скорость 25 узлов. Во время плавания из города Саутхемптон (Великобритания) в Нью-Йорк (США) в апреле 1912 года затонул, столкнувшись с айсбергом. Число погибших от 1400 до 1517 чел. (всего на борту около 2200 чел.). Гибель “Титаника одна из величайших морских катастроф ХХ века.

Результат: знание учащихся о крупнейшем судне начала ХХ века.

Этап II. Основной

УВМ 1.

Задача: решить задание на нахождение расстояния на карте с применением знаний по теме “Масштаб”.

МО: наглядный, эвристический.

ФОПД: групповая.

СУМ: задание № 2 (приложение с заданиями).

Результат: выявленное умение находить местоположение точки на географической карте и расстояние между точками.

УВМ 2.

Задача.

1) Познакомить с фактами из истории гибели “Титаника”.

2) Вызвать эмоциональный отклик учащихся на описываемые события.

МО: наглядно-иллюстративный, беседа.

ФОПД: фронтальный.

СУМ:

1) Охарактеризуйте поведение стюартов, музыкантов и главных героев фильма “Титаник” в момент смертельной опасности.

2) Приложение (историческая справка).

3) Вопросы:

- Что двигало людьми в данных ситуациях?

- Бескорыстно ли они действовали при совершении данных поступков или они совершали эти поступки в своих интересах?

- Из приведённых фрагментов, какие поступки были бескорыстными, а какие совершены в корыстных целях?

- Как вы думаете, что движет людьми для совершения таких поступков?

- Приведите примеры из своей жизни или из жизни литературных героев, которые совершают свои поступки на пользу другим, не считаясь со своими интересами?

Результат: положительная реакция учеников на проявление альтруистического поведения персонажей в книге и фильме.

УВМ 3.

Задача.

1) Закрепить алгоритм решения алгебраических задач;

2) Организовать обсуждение причин большого количества жертв при кораблекрушении.

МО: самостоятельная работа, фронтальное обсуждение.

ФОПД: индивидуальная.

СУМ:

1) приложение: задача № 3.

2) Вопросы:

- Почему при кораблекрушении оказалось столько жертв?

- Можно ли было этого избежать и как?

Результат: выявленное умение каждого ученика решать алгебраические задачи.

Этап III. Заключительный

УВМ 1.

Задача. Сравнить первичное понимание термина “альтруизм”, с полученным в ходе урока. Выявить приращение субъективного опыта.

МО: самостоятельная работа.

ФОПД: индивидуальная.

СУМ:

1) на обратной стороне отдельных листов написать понимание “альтруизма” и сверить свои записи пониманием этого понятия вначале урока.

2) Вопросы:

- Что узнали сегодня на уроке?

- Что повторили? Какие знания применяли в решении упражнений?

Результат: каждый ученик сравнивает на листе собственное понимание “альтруизма” на разных этапах урока.

Приложение

Из книги Клайва Касслера “поднять “Титаник””.

Воспоминания очевидца.

Прошло 3 дня, как “Титаник” отплыл от берегов Великобритании. Было воскресенье, поздний вечер. В Нью-Йорк корабль прибывал рано утром в среду, следовательно, оставалось более 50 часов. Вдруг возникло какое то мелкое подрагивание койки, сопровождаемое скрежетом, доносившимся из нижних отсеков. Двигатели встали! Он взглянул на часы в переходе, стрелки показывали 11:51. На вопрос “Что случилось?”, стюард ответил: “Вероятно, встали для небольшого ремонта. Все таки первый рейс. Сейчас идет окончательная доводка всех механизмов. Вы же знаете, лайнеры такого класса не тонут”. Пассажир вышел на палубу. Дыхание перехватило, словно в легкие вонзились тысячи игл. 30-ти градусный мороз буквально сковал его. Вокруг стояла тишина. Через некоторое время всех охватил ужас. Только стюарды позволяли себе улыбаться и переговариваться, раздавая пассажирам жилеты.

Выпускаемые в небо сигнальные ракеты выглядели жалко на фоне темноты, их мерцающий свет видели одни только моряки, да пассажиры “Титаника”. Он освещал людей, суетливо прощающихся друг с другом, неестественное выражение надежды в глазах мужчин, усаживающих женщин и детей в спасательные шлюпки. Впечатление нереальности происходящего стало еще сильнее, когда на палубе в белоснежных спасательных жилетах с инструментами в руках появились восемь музыкантов корабельного оркестра. Они начали играть “Александер’з Регтайм Бэнд ” Ирвинга Берлина.

В памяти выживших навсегда останутся предсмертные вопли и причитания сотен несчастных, кому суждено было погибнуть. (Температура воды была на 4° ниже точки замерзания, а выжившим пришлось 4 часа вести борьбу с убийственным холодом в ожидании помощи). А какими восторженными криками был встречен корабль “Карпатия”, пришедший на место трагедии чтобы подобрать тонущих.

Карточка с заданиями.

№1

Расшифруйте слово:

(2;0) (0;1) (2;0) (0;4) (-3;0) (0;1) (1;1)

№2

а) На карте найдите место, где затонул “Титаник”, если известны следующие данные:

“В 1985 году совместная американо-французская экспедиция обнаружила затонувшее судно приблизительно в 650 км к Юго-Востоку от о.Ньюфаундленд. (с.ш. 41°46', з.д. 50°14')”

б) Определите расстояние, проделанное “Титаником” до места столкновения с айсбергом.

№.3

Первая часть пути “Титаником” была пройдена благополучно. Выйдя из порта Саутгемптон (Англия) первую остановку корабль сделал в порту Шербур (Франция). Какому расстоянию на карте соответствует пройденный участок пути: а) если масштаб карты равен 1:5000000; б) 1:100000. (Запишите именованный мастштаб карты: а), б).

№5

На борту “Титаника” находилось 20 спасательных лодок. Часть из них могли разместить 60 человек, а часть – 75 человек. Всего в этих лодках смогли бы разместиться 1290 человек. Сколько 60 местных и сколько 75 местных лодок было на борту “Титаника”?

№6*

На графике схематично изображено движение “Титаника”. Что можно узнать по данному графику?