Красивый узор волшебной травы

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи: Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к народному мастерству, создающему красоту на радость людям. Познакомить с характерными особенностями хохломской росписи.

Оборудование для учителя: учебная таблица, готовые изделия, тарелочки;

Для учеников: краски гуашевые, кисти, банка с водой, палитра, тряпочка, подставка для кисточек.

Зрительный ряд: изделия из хохломы и др.

Музыкальный ряд: музыка (русская народная).

Литературный ряд: стихи.

Ход урока

1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встретиться с вами. Какое у вас сегодня настроение? Посмотрите в окошко на улице замечательная погода, наступило долгожданное лето. С наступлением лето, что происходит с природой?

Дети: Солнышко светит ярче, птицы прилетают, начинает расти зелёная травка, цветы растут.

Педагог: Посмотрите, какая весёлая радостная картинка получилась у нас. С ярким солнышком, с лёгким весенним ветерком, шелестом травы.

2. Сообщение темы урока.

Педагог: тема нашего занятия “Красивый узор волшебной травы”

Ребята! Перед вами изделия одного из видов народных промыслов. Это – золотая хохлома. Старые мастера оберегали свои традиции, любили народные мотивы, они украшали свои посуды ложки, чашки, которые использовали для домашнего пользования. Старались украсить, чтобы они были красивыми, нарядными и радовали людей.

3. Знакомство с росписью

– Ребята, посмотрите внимательно на роспись, какие элементы узора нарисовал мастер? Откуда народные мастера берут эти элементы?

Дети: списывают с деревьев, цветов, трав.

Педагог: Это так называемый – растительный орнамент.

Роспись выполняется по дереву, на золотом фоне художники создают изображения, в которых присутствуют одни и те же элементы: это листья, цветы, ягоды ,травка. Цвет золота применялся как символ света. Красный цвет считался не только как красивое и прекрасное, но и символ огня.

Сегодня вы научитесь украшать хохломской росписью готовые изделия.

Педагог: Золотая хохлома – это яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.

Гость:

Добрый день юные мастера!
То ли солнцем облита, то ль сверкает сама
Далеко знаменита золотая хохлома
Добрым людям на счастье создаётся она
Вместе с этой посудой входит радость в дома
Рукотворное чудо – ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА.

Педагог: И сегодня мы будем учиться росписи предметов. Представьте, что вы маленькие мастера. Давайте, наденем ленточки и приготовимся к работе.

Мы будем рисовать различные сказочные, цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину.

4. Упражнения.

Педагог: А сейчас я предлагаю выполнить упражнения на листочках, роспись выполняем кистью от руки без предварительного рисунка тонкой кисточкой. При этом кисть держится перпендикулярно к поверхности.

Сначала наводим ведущий стебель – главный элемент. Затем добавляется ягодка – клубничка.

Над ягодкой – клубникой рисуем крупный листочек.

Дальше рисуем узор печаткой – тычком. (Тычок делается из бумаги)

Затем используем простые элементы травного орнамента.

  1. “Усики” – рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
  2. “Завитки” – выполняется с лёгким нажимом.
  3. “Травинки” – это мазки с небольшим плавным утолщением.
  4. “Осочки” – самый простой элемент узора, он выполняется лёгким движением кончика сверху вниз.

5. Основная часть урока.

Педагог: Подготовительная работа завершена. И мы готовы приступить к росписи тарелки (педагог раздаёт тарелки)

Мы нарисовали элементы росписи на листочках. Теперь используем этот рисунок на тарелку. От главной ведущей линии располагаются главные элементы узора – ягоды. Затем рисуем листок. После выполнения ягод и листиков по обе стороны главной линии располагаем завитки, травинки, усики, осочки.

Определяем цветовое решение.

На золотом фоне – рисуем чёрной, красной и зелёной краской. Эти цвета придают росписи торжественное, праздничное звучание. Контуры должны быть чёткими, не смазанными.

Звучит музыка. Дети работают самостоятельно. Если есть трудности, педагог помогает ученикам.

6. Контрольный опрос.

Педагог: Молодцы, все справились с заданием. Давайте вспомним ещё раз, с каким народным промыслом вы сегодня познакомились?

Откуда народные мастера берут эти элементы узора?

Какие цвета использовали народные мастера? (чёрный, красный, золотой)

А теперь посмотри, хохлома, какие замечательные работы у нас получилась.

7. Итог урока.

Педагог: Молодцы ребята, по работам видно, что вы все очень старались. Наша гость хохлома хочет вас поблагодарить.

Гость: Вот теперь вы уже маленькие мастера. В путь дорогу отправляясь, в хохлому я возвращаюсь, вам желаю всем творить, людям красоту дарить.

Педагог: Спасибо за работу, я желаю вам такого же яркого, радостного, солнечного лета как золотая хохлома.