Применение информационных технологий в преподавании физики в классах гуманитарного профиля

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (868,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Школа 21 века должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. А для этого учение должно быть интересным! Основной источник повышения интереса к учебной деятельности - создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке и технике. Особая роль в решении возложенной задачи отводится применению новых информационных технологий, которые повышают эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.

При наличии одного компьютера в кабинете, его можно использовать как средства визуализации учебно-воспитательного процесса, доступа к источникам информации, организации игровой деятельности.

Преподавание физики в гуманитарных классах предполагает учет некоторых особенностей программы: многие законы изучаются без вывода формул, не решаются сложные расчетные задачи, да и нашим ребятам, которые собираются выбрать далекую от физики профессию, сложно увидеть физический смысл за громоздкими математическими выражениями - им необходимо создать яркий образ явления. Эту задачу выполняет демонстрационный эксперимент и электронные учебные пособия.

Благодаря использованию информационных технологий на уроке, стало возможным визуализировать сложные схемы, процессы и явления макро- и микромира, заглянуть внутрь уникального оборудования, показать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок.

Видеофильмы, интерактивные модели, пошаговые анимации позволяют показать объекты в движении, изменении, развитии. Именно с их помощью можно смоделировать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, ядерные превращения, квантование электронных орбит, движение электронов в магнитном поле и т.п.

Однако сама по себе наглядность еще не обуславливает высокого уровня усвоения. Для этого необходима тесная взаимосвязь процессов восприятия с процессами мышления. Чем содержательнее, активнее деятельность учащихся, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее будет ее влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала. Поэтому необходимо организовать активное восприятие учениками демонстрируемых предметов и явлений. Значительную роль при этом играют вопросы и задания, пояснения учителя. Активность учащихся, вызываемая предметами и словесными раздражителями, должна сочетаться с активностью логической, дополненной постановкой вопросов и заданий, требующих выделения главного и второстепенного, установления причинно-следственных связей. Эту задачу выполняет работа обучающихся с интерактивными моделями, которые позволяют пронаблюдать зависимость результата эксперимента от изменения параметров опыта.

Иногда необходимо повторение эксперимента с помощью анимации и на ее основе вывода правила или закона. Например, при выводе правила определения направления силы Ампера сначала необходимо продемонстрировать опыт взаимодействия параллельных проводников с током. Затем можно перейти на электронные учебные продукты собственного производства, выполненные в программе PowerPoint: вычерчиваем схему опыта, определяем полярность источника тока, направление тока в цепи, вектора магнитной индукции поля, созданного вторым проводником, направление действующей силы, осталось только расположить правильно левую руку, сформулировать правило и убедиться, что исключения в данном случае нет. (Приложение 1)

С презентацией очень удобно работать для объяснения нового материала. Здесь последовательно выполняется чертеж, вводятся условные обозначения, формулируются законы, выводятся формулы, рассматриваются различные ситуации применения, раскрывается физический смысл, делается вывод. (Приложение 2)

Применение ИКТ позволяет по-новому использовать даже старые стандартные таблицы. Если их сфотографировать и привести в читабельный вид, то можно вывести на экран через проектор. Мы уже получим больший размер по сравнению с оригиналом, что немало важно для ребят с ослабленным зрением, но использование компьютерной технологии позволяет выводить нашу таблицу по частям по плану изложения материала. (Приложение 3)

Можно разнообразить и фронтальный опрос. На слайде презентации пазлами с номерами вопросов закрыта фраза. Ученик по желанию выбирает номер вопроса, отвечает на него, происходит сверка с правильным ответом, кликом мыши по полю пазла он исключается со слайда, таким образом, повторяется тема и постепенно раскрывается послание ребятам. (Приложение 4)

Учебный материал большой по объему темы можно повторить и систематизировать, организовав работу ребят аналогично телевизионной программе "Своя игра", только в качестве игрока выступает группа ребят. (Приложение 5)

Один из сложных видов учебной деятельности для ребят - решение задач. Его можно сделать более интересным и понятным, если поставить вариант ответа на тестовое задание сразу или показать пошаговое решение сложной задачи. (Приложение 6)

Таким образом, применение ИКТ позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями, делает учебный процесс увлекательным, ярким и в конечном итоге более продуктивным.