Урок по дисциплине "Химия" по теме "Основания. Кислоты"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Вступительное слово преподавателя: Мы начали изучать важнейшие классы неорганических соединений. С каким классом неорганических соединений мы познакомились на прошлом уроке?

Предполагаемый ответ: Оксиды.

Слово преподавателя: Выполнение следующих заданий позволит проверить знания по этой теме.

(Опрос проводится в индивидуальной форме и по парам. Задания для проверки знаний дается в электронном виде, программа Notebооk).

Задание №1 для студента

Из предложенных заготовок понятий составьте на доске опорную схему по теме: "Классификация оксидов". Сделайте краткий обобщающий рассказ по схеме.

На доске дана заготовка схемы и понятия: солеобразующие, основные, несолеобразующие, амфотерные, кислотные.

Предполагаемый ответ:

Затем всем студентам предлагается выполнить задание по парам.

Задание №2 На доске представлены формулы оксидов: СаО, СО, Аl2О3, Р2О5, Сr2О3, СО2, Nа2О

Студенты должны распределить формулы оксидов по соответствующим группам: несолеобразующие, основные, кислотные и амфотерные.

Задание выполняется на одном листке, сдается на проверку преподавателю.

Предполагаемый ответ:

Несолеобразующие - СО. Основные - СаО, Nа2О. Амфотерные - Аl2О3 , Сr2О3. Кислотные - Р2О5, СО2.

Пока преподаватель проверяет задание №2, студенты приступают к выполнению задания №3.

Задание №3 На доске написаны формулы для двух вариантов.

Вариант №1

СО2 , N2О, Сr2О3, СrО3, СаО

Вариант №2

V2O5, Cl2O7, ZnO, FeO, СО

Студенты должны дать название оксидам по формуле.

Предполагаемый ответ:

Вариант №1

СО2 - оксид углерода (IV), N2О - оксид азота (I), Сr2О3 - оксид хрома (III), СrО3- оксид хрома (VI), СаО - оксид кальция.

Вариант №2

V2O5 - оксид ванадия (V), Cl2O7 оксид хлора (VII), ZnO - оксид цинка, FeO - оксид железа (II), СО - оксид углерода (II).

Преподаватель предлагает студентам проверить, как они выполнили задание №3. От каждого варианта приглашается по одному студенту, чтобы записать на интерактивной доске названия оксидов. Преподаватель корректирует, если это необходимо, записи на доске, а студенты исправляют в тетрадях. Преподаватель проговаривает критерии оценки задания №3, а студенты выставляют себе оценку. Преподаватель сообщает оценки за задание №2.

Изучение нового материала

Слово преподавателя: вы уже многое узнали о веществах, об их практическом использовании. Сегодня вам предстоит ещё раз убедиться в том, что химия многолика.

В детстве вы, наверное, читали эти стихи:

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться:

Я не случайно вспомнила стихи этого поэта. Кстати, кто их автор? (Корней Чуковский) Дело в том, что люди давно заметили необходимость ухода за кожей, поддержания её в чистоте. Солдаты перед боем обычно мылись, надевали чистое бельё. Этот обычай не случаен: на чистой коже раны заживают быстрее.

Вам будет интересно узнать, что на одном квадратном сантиметре кожи здорового человека находится от 100 тыс. до 3 млн. микроорганизмов. При загрязнении кожи резко снижается её способность к выделению защитных веществ, убивающих возбудителей болезней.

Кожа детей нежнее, чем кожа взрослых, поэтому она более ранима. Проникающие через трещины или царапины микроорганизмы иногда вызывают нарывы, воспаления, а при загрязнении ран землёй в организм могут проникнуть возбудители столбняка - одного из тяжелейших заболеваний.5 Вот почему так важна забота о чистоте кожи для того, чтобы кожа была чистой, необходимо использовать моющие средства, например, мыло.

А знаете ли вы, почему мыло моет? Ответить на этот вопрос позволит знакомство с веществами нового класса, который Вы сегодня изучите в первой половине урока.

Предлагаю вам опытным путём определить состав выданного моющего средства.

Вы будете выполнять лабораторную работу в микрогруппах (по 4 человека). На нее отводится 5 минут. Инструкция для выполнения лабораторной работы находится на ваших столах. В инструкции указан номер группы и прописано задание.

  • Первая группа исследует твёрдое мыло.
  • Вторая группа - синтетическое моющее средство.

Лабораторный опыт №1 "Состав моющих средств"

1. Приготовьте раствор выданного Вам моющего средства. Для этого в пробирку с моющим средством прилейте дистиллированной воды объемом не более половины содержимого пробирки.

2. С помощью различных индикаторов (фенолфталеина, универсальной лакмусовой бумажки) исследуйте реакцию среды в растворе.

Для исследования реакции среды с помощью лакмусовой бумажки смочите стеклянную палочку в растворе моющего средства, а затем палочкой дотроньтесь до лакмусовой бумажки.

Как изменилась окраска индикатора?

Для исследования реакции среды с помощью фенолфталеина: прилейте в пробирку 2-3 капли индикатора. Как изменилась окраска индикатора?

3. Сделайте вывод о составе моющего средства. Для этого по таблице "Окраска индикаторов в различных средах" по окраске вашего раствора определите его среду.

Таблица - Окраска индикаторов в различных средах

Индикаторы

Среда

Лакмус Фенолфталеин Метиловый оранжевый
Кислая Красный Бесцветный Розовый
Щелочная Синий Малиновый Жёлтый
Нейтральная Фиолетовый Бесцветный Оранжевый

(Студенты должны определить, что среда раствора щелочная).

4. Результаты вашей работы запишите в тетради в форме таблицы "Состав моющих средств".

(Незаполненная таблица появляется на доске)

Таблица - Состав моющих средств

Моющее средство Окраска фенолфталеина Окраска лакмуса Среда раствора
       

После того, как студенты провели лабораторную работу и сказали полученный результат, на доске высвечивается таблица "Состав моющих средств" с ответами. Студенты должны сделать вывод, какое вещество входит в состав моющих средств. Вывод записывается в тетрадь.

Предполагаемый ответ:

Таблица - Состав моющих средств

Моющее средство Окраска фенолфталеина Окраска лакмуса Среда раствора
Твёрдое мыло Малиновая Синяя Щелочная
СМС Малиновая Синяя Щелочная

Слово преподавателя: Щёлочь - это растворимое основание.

Таким образом, мы подошли с вами к новому классу неорганических соединений: ОСНОВАНИЯ

(Заставка: На экране доски появляется название и цель урока)

В тетрадях делаем заголовок: Важнейшие классы неорганических соединений. Ниже записываем подзаголовок: Основания.

Наша цель занятия - выяснить, какие соединения можно отнести к основаниям. Вам предлагается просмотреть фрагмент видеофильма "Основные классы неорганических соединений: Основания" и ответить на вопросы, представленные на доске:

1. Какова общая формула оснований?

2. Дайте определение понятия "Основания".

3. Чему равно количество гидроксильных групп ОН в основаниях?

(Просмотр студентами видеофрагмента)

Студенты отвечают на вопросы. Ответы затем появляются на доске, и студенты записывают их в тетрадь.

Вопрос 1. Какова общая формула оснований?

Предполагаемый ответ: М(ОН) n - общая формула оснований.

Вопрос 2. Дайте определение понятия "Основания".

Предполагаемый ответ: Основания - это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильных групп (ОН).

Вопрос 3. Чему равно количество гидроксильных групп ОН в основаниях?

Предполагаемый ответ: Количество групп ОН совпадает с валентностью металла

Теперь мы с вами обладаем достаточными знаниями, чтобы суметь ответить на вопрос, поставленный в начале урока: почему мыло моет?

Предполагаемый ответ: при контакте мыла с водой образуется щёлочь, а все щелочи мылкие на ощупь.

Слово преподавателя: Исследуйте, обладает ли нерастворимое основание такими же свойствами, как щелочь. Проведите второй опыт, работая в микрогруппах по 4 человека по инструкции, которая у вас на столе. На его выполнение дается 3-4 минуты.

Лабораторный опыт №2 "Свойства нерастворимых оснований"

1. Перед Вами в пробирке находится взвесь Сu(OH)2 гидроксида меди (II) в воде.

2. Определите реакцию среды в воде над гидроксидом меди (II):

смочите стеклянную палочку в пробирке с гидроксидом меди (II), а затем дотроньтесь до лакмусовой бумажки; капните в пробирку с гидроксидом меди (II) 2-3 капли фенолфталеина.

3. Сделайте вывод, какими свойствами обладает нерастворимое основание.

На основании проведенных лабораторных опытов №1, 2 осуществите структурирование материала, внеся данные в схему, отражающую классификацию оснований (Схема на доске).

Схема "Классификация оснований"

Основания

I. По растворимости в воде

1.Растворимые (щёлочи)

Студенты должны вписать:

изменяют окраску индикатора;

мылкие на ощупь.

2. Нерастворимые не изменяют окраску индикатора.

Слово преподавателя: И ещё на один вопрос необходимо нам ответить: По какому ещё признаку можно классифицировать основания, и на какие группы разделить по этому признаку? Ответ вы найдёте в тексте, предложенном вам (Приложение 1).

(Студенты читают раздаточный материал и находят в нем ответы)

Предполагаемый ответ: Второй признак, по которому классифицируют основания - число гидроксогрупп, то есть по кислотности подразделяют на:

1. Однокислотные.

2. Двухкислотные.

3. Трехкислотные.

Для закрепления рассмотренного материала всем студентам предлагается выполнить задание.

На экране доски представлены формулы оснований: Ca(OH)2, NaOH, Fe(OH)3, Cr(OH)2, Аl(OH)3 , Cu(OH)2, LiOH, Fe(OH)2.

Студенты должны распределить формулы оснований по соответствующим группам: по кислотности; по растворимости в воде. Задание выполняется на листочках, сдается на проверку преподавателю. На выполнение задания отводится 5 минут. Можно предложить несколько формул из этого списка.

Предполагаемый ответ:

Вариант №1 Вариант №2
Однокислотные - NaOH.

Двухкислотные- Ca(OH)2,Cr(OH)2.

Трехкислотные - Fe(OH)3.

Растворимые - NaOH, Ca(OH)2.

Нерастворимые - Cr(OH)2, Fe(OH)3.

Однокислотные - LiOH.

Двухкислотные - Cu(OH)2, Fe(OH)2

Трехкислотные - Аl(OH)3.

Растворимые - LiOH.

Нерастворимые - Аl(OH)3 , Cu(OH)2, Fe(OH)2.

Студентам предлагается следующее задание.

Слово преподавателя: Обратите внимание на экран: перед вами слайд "Построение названий оснований - номенклатура". Внимательно прочтите его.

Попробуйте назвать основания по представленной номенклатуре. (К доске выходит по желанию студент и рядом с формулой пишет название. Преподаватель открывает на доске правильные ответы.)

Предполагаемый ответ: Ca(OH)2 - гидроксид кальция; NaOH - гидроксид натрия, Fe(OH)3 - гидроксид железа (III), Cr(OH)2 - гидроксид хрома (II), Аl(OH)3 - гидроксид алюминия, Cu(OH)2 - гидроксид меди (II), LiOH- гидроксид лития, Fe(OH)2 - гидроксид железа (II).

Слово преподавателя: Завершает нашу первую часть урока сообщение на тему: "История мыла". (Один из студентов подготовил презентацию.)

Слово преподавателя: Перед тем как приступить ко второй части урока, предлагаю вам сделать умную разминку.

(Студенты встают, преподаватель читает стихи, представленные на экране доски, и показывает движения, остальные повторяют)

Умная разминка:

Правил безопасности много есть у нас.
Мы расскажем главные - помни их всегда!
Опыт можно проводить только с разрешения,
Так как могут не простить наши прегрешенья.
Чтоб разбавить кислоту лил в неё водицу?
Плохо! Видно за версту - это не годится!
Химик же, наоборот, вот как поступает:
Кислоты чуть-чуть прильёт в воду и мешает.
К носу совершай рукой легкие движенья.
Вот тогда нюхач такой - просто загляденье!
Навсегда запомните: правила важны.
Зная их, вы с химией будете дружны!

(Следующая часть урока проходит как путешествие по стране кислот. На экране доски карта путешествия).

Слово преподавателя: Представьте себе, что это - не класс. Отправимся все мы на 40 минут в страну, где нас кислоты ждут.

Знанья свои мы в дорогу возьмём. По станциям мы их с собой провезём. А чтобы домой нас привёз паровоз, на каждой станции ждёт нас - опрос.

Итогом урока будет ответ: "Не узнавших о кислотах в классе нет!" 3

На нашем пути мы встретим следующие станции: 1. Историческая. 2. Дегустационная. 3.Информационная. 4. Правила техники безопасности. 5. Индикаторная.

На каждой станции есть свои дежурные, они поделятся с нами интересной информацией, в конце пути дежурные подготовили для нас вопросы.

Итак, все готовы к путешествию. Тогда вперёд!

1. Станция "Историческая"

Прослушав дежурного, вы должны будете сделать записи в своих тетрадях о первых кислотах, с которыми человек познакомился впервые.

(Дежурный по станции рассказывает историю открытия важнейших кислот. Рассказ сопровождается презентацией)

2. Станция "Дегустационная"

Прослушав дежурного, Вы должны будете сделать записи в своих тетрадях о вкусе кислот.

(Дежурный по станции рассказывает о растениях, содержащих кислоты. Рассказ сопровождается презентацией)

Автор презентации обращает внимание, что в химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус, это грубейшее нарушение правил ТБ, и обращается к аудитории: Сегодня мы сделаем исключение из правил. Перед вами на салфетке лежит таблетка аскорбиновой кислоты, её можно попробовать.

Что вы можете сказать о вкусе аскорбиновой кислоты?

Предполагаемый ответ: Кислота кислая на вкус.

3. Станция "Информационная"

(Дежурный по станции знакомит с общей формулой кислот, определением, классификацией, дает примеры кислот. На экране доски высвечивается необходимая информация (Приложение 7)).

Дежурный студент обращает внимание, что кислоты - очень активные вещества, проводить с ними опыты нужно очень аккуратно.

При работе с кислотами нужно обязательно знать правила техники безопасности.

4. Станция "Правила техники безопасности"

(Дежурный по станции знакомит с инструкцией по ТБ при работе с кислотами, предлагает посмотреть фрагмент видеофильма, иллюстрирующий взаимодействие серной кислоты с водой)

Студент обращает внимание на правила работы с концентрированной серной кислотой, представленной в инструкции на экране. Такая же инструкция находится на столах остальных студентов.

(Студенты внимательно изучают инструкцию (Приложение4))

5. Станция "Индикаторная"

(Дежурный по станции знакомит с историей открытия индикаторов. Рассказ сопровождается презентацией и демонстрацией опыта изменения окраски индикаторов в 2 %-ном растворе уксусной кислоты. Студенты фиксируют увиденное в таблице, представленной на экране)

Кислота Фенолфталеин Метиловый оранжевый Лакмусовая бумажка
Уксусная Б/ц ярко-красный кислота

Слово преподавателя: Итак, наше путешествие по стране кислот подходит к концу, и нам нужно возвращаться. Для этого мы пройдем по маршруту обратно, вспомним и закрепим всё, что узнали о кислотах.

(Проводится фронтальный опрос по кислотам (Приложение5). Во время опроса на экране доски высвечиваются подсказки, если студент затрудняется с ответом)

Рефлексия

Слово преподавателя: В заключение ответьте на вопросы:

Понравился ли вам урок? Какое настроение? Чему вы сегодня на уроке научились?

Если студенты затрудняются ответить на последний из вопросов, то преподаватель обращает внимание студентов, что они научились: проводить исследования, заполнять таблицы, анализировать, сравнивать, делать выводы, составлять схему, отвечать на вопросы, находить главное, работать в парах и самостоятельно.

Домашнее задание

  • Задание №1: Студентам предлагается найти на сайте техникума, электронный адрес которого: dht.my1.ru, таблицу, включающую в себя 16 кислот, и переписать её в тетрадь.
  • Задание №2: Студентам предлагается составить кроссворд по теме: "Основания. Кислоты", включающий в себя не менее 10.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4\

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8