Олимпиады по русскому языку

Разделы: Начальная школа


1. Запиши буквы, обозначающие один гласный звук.

_____________________________________________

2. С каких букв не начинаются имена и фамилии людей?

______________________________________________

3. Подумай, какие буквы пропущены в таблице.

Б   Г   Ж  
  Ф   Т   С

4. Подчеркни слова, которые пишутся с большой буквы.

Людмила, Ворона, Волга, Иванов, Машина, Город, Одуванчик, Котёнок, Москва, Дружок.

5. Подчеркни лишнее слово в каждой строчке.

Ель, берёза, осина.

Сын, папа, друг.

Алфавит, чистописание, азбука.

Окно, стол, диван.

6. Допиши слово - название животного.

Трусливый как ________________.

Как с ________________ вода.

Хитрый как ___________________.

Нем как _______________.

7. Сколько раз встречается звук [т] в предложении?

Документ подписан директором. __________

8. В названиях прочитанных сказок Незнайка, как обычно, сделал ошибки. Запиши правильные названия.

Гладкий утёнок________________

Шар-птица____________________

Гусли-лебеди__________________

Красная Тапочка________________

9. Незнайка записал на доске предложениес ошибками. Запиши предложение верно.

Шил-был у папужки зеренький гослик.

___________________________________

10.Угадай слова.

смор1на

___________________________________

ША

ТА

___________________________________

11. Составь различные слова из букв слова ГОЛОВОЛОМКА.

____________________________________

12. Вставь, где надо, пропущенные буквы в слова.

Ч:чело, ж:вотное, девоч:ка, ч...йник, мал:чик, веч:ный.

13. Подчеркни слова, которые неправильно перенесены.

Я - корь, май - ка, субб - ота, ма - ши - на, крыл - ьцо, А - ня.

14. Из данных слов составь известную пословицу и запиши её.

Труд, портит, человек, кормит, лень, а.

__________________________________________

Олимпиада по русскому языку (2 класс)

1. Напиши, какие звуки являются общими для слов: городской вокзал.

___________________________________________

2. Установи соответствие и соедини стрелкой.

Кот наплакал

От горшка два вершка

Бить баклуши

На краю света

очень далеко

бездельничать

маленький

мало

3. Определи количество слогов в словах.

Предложение - _______, единица - ______, мандарин - ______, русский - ______.

4. Запиши как можно больше изменений данного слова, меняя каждый раз только одну букву.

Бок - _______________________________

5. Разгадай шараду.

Из трех букв я состою,

В новый год квартиры украшаю,

А добавить букву "м" -

Плавать кораблям мешаю.

______________________________________

6. В названиях прочитанных сказок Незнайка, как обычно, сделал ошибки. Запиши подлинные названия сказок и книжек, изменив в них лишь по одной букве.

Коробок - _____________________

Кепка - _______________________

Двери в яме - _______________________

Киса и журавль - ____________________

7. Расставь над словами цифры в порядке усиления значения значения данных слов.

Средний, большой, громадный, гигантский, маленький.

8. Вставь нужные предлоги.

Летать ____________ крышей, полезный ______________здоровья,

рассказ ______________ собаку, смеяться ____________ клоуном.

9. Запишит слова, противоположные по смыслу.

Зима - _____________________, тихо - ___________________________,

конец - ____________________, глубокий - ________________________.

10. Отгадай слово по его определению.

Частый, грибной, слепой, проливной - _____________________________.

Колючая, душистая, чайная, белая - ________________________________.

Вчерашняя, шуршащая, свежая, ежедневная - _________________________.

11. Определи количество предложений в тексте. Расставь знаки препинания.

Вот и зиме пришел конец как-то сразу всё изменилось ветер пригнал низкие тучи укрыли они всё небо вдруг на землю полился первый дожь потом тучи разошлись показалось солнце и пригрело землю. ____________

12. Переставь буквы так, чтобы получились названия учебных принадлежностей.

Уникчеб, зинрека, каруч, нейлика, фельторп.

_______________________________________________________

Олимпиада по русскому языку (3 класс)

1. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

Конь, язык, подъем, армия.

2. Установи соответствие и соедини стрелками противоположные по смыслу фразеологические выражения.

одержать победу

обратить внимание

приносить пользу

выбиться из сил

взять себя в руки

выйти из себя

набраться сил

оставить без внимания

потерпеть поражение

наносить вред

3. Выдели в словах приставку за-.

Загиб, запрятал, заморский, замок, зайчонок, забег.

4. Вставь пропущенную букву. Напиши проверочное слово.

Пос:девший с годами - _____________________________________.

Прил:скать кошку - ________________________________________.

Пол:скать бельё - __________________________________________.

Пос:деть на диване -________________________________________.

5. Установи соответствие и соедини стрелкой варианты переноса слов.

Матроскин

Слеза

Дождь

Смородина

Грустный

Утренник

  • 1 вариант переноса слов
  • 2 варианта переноса слов
  • 3 варианта переноса слов

6. Придумай предложение, в котором слова начинаются с букв данного слова по порядку. Например: нос - Носорог объелся сена.

Осина - ________________________________________________

7. Какие ошибки допустил нерадивый ученик в следующих устойчивых словосочетаниях?

Гора луковая _______________________________________

Медвежья заслуга ___________________________________

8. Запиши как можно больше изменений данного слова, меняя каждый раз только одну букву.

Кочка - ___________________________________________________

9. Допиши по 5 имен прилагательных, подходящих по смыслу.

Море - безбрежное, серебристое, __________________________________

Музыка - легкая, зажигательная, ___________________________________

10. Расставь знаки препинания так, чтобы смысл предложений оказался верным.

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.

11. Расставьте знаки ударения в каждом слове.

Косит косец, а зайчишка косит. Трусит трусишка, а ослик трусит.

12. Напиши 5 дней недели, не пользуясь указанием чисел месяца и не называя дней недели.

___________________________________________

Олимпиада по русскому языку (4 класс)

1. В каждом ряду подчеркни слова с одинаковым окончанием.

Домов, столов, коров, ковров.

Ножей, батарей, шей, ушей.

2. Напиши названия пяти дней, расположенных по порядку, чтобы в их названиях не встретилась буква И.

___________________________________________________

3. Ребята заменили каждую букву названия города порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 2021131. Напиши название этого города. Как зовут его жителей? __________________________________________

4. Слово "терра" по латыни означает "земля". Придумай и запиши слова, происходящие от данного корня "терра".

_________________________________________________

В старину слово коло значило "колесо, круг". Подберите слова, произошедшие от этого корня "коло".

___________________________________________________

5. Запиши данные слова:

[б'ил'ио], [пр'ил'эсный], [б'истыжый], [й'эш], [cм'ийо'ца].

_____________________________________________________

6. Вставь в пословицы вместо пропусков имена числительные.

На _______________ якорях корабль легче держится.

В сентябре __________ ягода, да и та горькая рябина.

_____________ собаки дерутся - _____________ не суйся.

Запиши пословицу, в которой есть имя числительное.

_______________________________________________________

7. Подчеркни неуместное употребление слов в предложениях. Ниже укажи свой вариант.

Идет Аленушка лесами дремучими, болотами вязкучими.

_________________________________________________

Мальчик увидел что-то вкусное и облизался до ушей.

_______________________________________________

Этот день был самый лучший, самый воспоминательный день моих летних каникул.

________________________________________________________________________

8. Запиши форму родительного падежа следующих слов:

сапоги - ______________________

апельсины - ___________________

двадцать - __________________________

просьбы - __________________________

9. К каждому слову подбери слово такого же состава:

сошьёт - __________________________

несъедобный - _____________________

мошкара - _________________________

10. Составь предложение из данных слов, употребив их в нужной форме. Подчеркни грамматическую основу предложения.

Грибки, склониться, деревья, низко, спрятать, молодой, ветки, и.

_____________________________________________

11. Придумай и запиши по три существительных с суффиксом -ец по следующим значениям:

а) уменьшительно-ласкательное: братец, ____________________________________

б) название лица по действию: борец,_______________________________________

в) название лица по признаку: мудрец, ______________________________________

12. Впиши сложные слова:

  1. Специалист по разведению сада.
  2. Паровой колесный двигатель.
  3. Канал для выхода дыма из печи.
  4. Русская народная игра-пляска.
  5. Лес, поваленный бурей.
  6. Стихийное, бесплановое движение.
  7. Огнестрельное оружие.

13. Укажи родовые различия следующих слов.

гвоздика (цветок) - гвоздика (пряность)

глава (________________________) - глава (_________________________)

свинка (________________________) - свинка (_________________________)

союз (________________________) - союз (_________________________)

14. Замени устаревшие слова общеупотребительными:

очи - ________________________

нощь - _______________________

глас - ________________________

ведать - ______________________

15. Замени фразеологизм глаголом-синонимом:

бить баклуши - ______________________

намылить шею - _____________________

прикусить язык - ______________________

взять себя в руки - _____________________

16. Знаешь ли ты?

На каком языке врачи выписывают рецепты? ______________________________________

Какой падеж в русском языке называет? __________________________________________

В каком числе столько же цифр, сколько букв в его наименовании? ___________________

Какой падежный вопрос без устали задает курица?__________________________________

Какую букву надо заменить в существительном пенал, чтобы оно стало глаголом?

________________________________________________