Занятие-экскурс "Тайны свадебного платяного шкафа"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: воспитание интереса к наиболее распространённым свадебным традициям русского народа.

Задачи занятия:

  • Образовательные: познакомить воспитанников с историей свадебного костюма, с образами свадебного наряда.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, внимание.
  • Воспитательная: воспитывать чувство любви и уважения к народным традициям.

Оборудование: рисунки одежды свадебного наряда исторических эпох.

Раздаточный материал: карточки – задания (наглядные иллюстрации образов современного свадебного платья) для выполнения самостоятельной работы.

Сценарный план занятия:

1. Организационный момент. Введение в тему занятия.

(Сообщение темы занятия, постановка цели).

2. Объяснение нового материала:

– рассказ о великом христианском празднике (Покров), обычаях праздника;

– рассказ о свадебном наряде невесты в историческом прошлом;

– беседа об атрибутах свадебного наряда;

– рассказ об образах свадебного наряда, предполагаемых ведущими современными дизайнерами: “Принцесса”; “Нежная мечтательница”; “Гостья”; “Элегантная леди”.

3. Закрепление нового материала:

– практическая работа (выбор соответствующего образа из предложенных нарядов свадебного платья);

– обсуждение значения известных поговорок об аксессуарах (межпредметная связь с устным народным творчеством);

– рассказ об исторических сведениях аксессуаров.

4. Заключительная часть:

– фронтальный опрос;

– итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент. Введение в тему занятия.

Каждый ребёнок когда-то вырастает, как и вы, и у вас вскоре наступит такое время, когда вы выйдете в самостоятельную жизнь, и вам необходимо будет выбрать спутника своей жизни (мужа или жену). Выбрав спутника жизни, обычно люди подумывают о свадьбе. И вот здесь стаёт вопрос: “А что одеть, чтобы выглядеть красиво, ведь свадьба бывает не каждый день”. Сегодня мы с вами погрузимся в увлекательный мир свадебного платья. Информацию, которую вы получите на занятии, я думаю, вам пригодится в дальнейшей жизни, а именно одеться со вкусом на собственной свадьбе. И хотя на занятии мы коснёмся в основном женского гардероба, но я думаю, мальчикам будет интересно, во что могут одеться их будущие жёны, чтобы выглядеть красиво и неповторимо. Я считаю, что эта тема для вас актуальна. Сосредоточьтесь и будьте внимательны. Итак, тема занятия “Тайны свадебного платяного шкафа”.

2. Объяснение нового материала.

В России 14 октября отмечается великий христианский праздник. Кто знает, какой? (Покров.)

Может быть, мне кто-то подскажет обычаи этого праздника? (Ответы.)

– Некоторые хозяева в этот день затыкают кое-где пазы мохом и приговаривают: “Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром!”.

– В этот день пекут блины, и это называется “Запекать углы”.

– В октябре, особенно на Покров, – последний сбор груздей и рыжиков.

К Покрову заканчиваются основные сельскохозяйственные работы. С этого дня начинаются так называемые свадебные осенние недели – самое удобное время для свадеб. По этой причине праздник Покрова считался “покровительным” для заключения браков. По примете, если на Покров выпадает снег, что напоминает свадебное покрывало или фату, это сулит много свадеб.

Свадьба для молодых очень яркое и трогательное событие. В день свадьбы каждому из вас захочется быть особенно красивыми. Выбор свадебных нарядов – это, пожалуй, и наиболее приятное мероприятие в череде предпраздничных хлопот. Особое внимание уделяется платью невесты, ведь она – королева бала. Многие ошибочно полагают, что свадебной моды вообще не существует.

Считают, какие платья надевали в день бракосочетания век назад, практически такие же – и сейчас. Это не так, у каждого времени своя мода. Никто уже не удивляется, что девушки надевают в день свадьбы брюки. Свадебная одежда, как и вся одежда, менялась такое количество раз, что даже сложно себе представить! Хотя некоторые предметы свадебного гардероба дошли до нас, почти не изменившись, и чувствуют себя вполне уютно в дне сегодняшнем.

Действительно, обратите внимание на репродукции великих художников, в изображении свадебного наряда невесты можно встретить немало элементов сегодняшнего подвенечного убранства.

Во-первых, свадебное платье заключалось раньше в пышноте юбки. Захватывающая история юбки начинается, можно сказать, с 15 века. Именно тогда возлюбленная Карла 7 Агнесса Сорель появилась при дворе в шлейфе. Церкви до того не понравился этот “дьявольский хвост”, что всем модницам, кто носил шлейф, отказали в отпущении грехов.

– Что же такое шлейф? Это новое для вас слово. “Шлейфом” называют длинный подол, который пристёгивается или пришивается к платью.

Для вашего сведения, самый длинный шлейф был у Екатерины Великой. “Хвост ” тянулся на 70 метров в длину, а его ширина равнялась 7 метрам. Несли его 50 пажей. (Приложение 1) После шлейфов в 16 веке наступило время господствования юбок на каркасах. Они были огромными, тяжёлыми, при желании на них можно было лежать. В некоторых из них нужно было “входить”, потому что поднять эту конструкцию и надеть оказывалось просто не под силу. Юбки были настолько необъятными, что гулять в них, садиться или проходить в дверь было весьма сложно. Вот уж воистину: красота требует жертв. (Приложение 2)

– Скажите, рассмотрев эти репродукции, какие неизменными остаются атрибуты свадебного наряда? (Белый цвет, пышная юбка, фата.) Но всё это говорит лишь о традиционности свадебного торжества.

Скажите, а кроме фаты, какой вы заметили ещё свадебный головной убор? (Венок.) Венок – это первый головной убор, который придумали люди. Его надевали в особых случаях: в дни веселья и счастья, празднуя победу и чувствуя героев. Венок – это знак радости, почёта и уважения.

В настоящее время можно выделить несколько образов, предполагаемых ведущими дизайнерами. И сейчас мы познакомимся с этими образами.

1. Первый образ – “Принцесса”. Как вы думаете, что же это за образ? Как вы можете описать свадебный наряд, в котором девушка может выглядеть принцессой? Образ “Принцесса” – это обязательно платье или может быть брючный костюм? А каковы ткани, из которых шьётся данный наряд?

Итак, все девочки воображают себя сказочными принцессами и свадьба – прекрасный шанс воплотить эту мечту в жизнь. Для создания такого образа хорошо подойдут шифон, органза, узорчатые кружева, перья, то есть дорогие ткани. Всё должно быть пышным, ведь принцесса скоро станет полноправной королевой.

2. Второй образ – “Элегантная леди”. Что может помочь создать такой образ?

Создать этот образ помогут костюм с юбкой или брюками или платье до колен, дополненные простыми ювелирными украшениями, шляпой, перчатками, сандалиями с ремешком. Такой наряд как нельзя лучше подходит для простой гражданской церемонии, а озорную нотку можно добавить за счёт необычного дизайна.

3. Третий образ – “Нежная мечтательница”. Что вы представляете под этим образом? Каким вы представляете себе этот образ? Как вы думаете, а ткани, из которых создают данный образ, какими должны быть?

Образ “Нежная мечтательница” сегодня является доминирующим в свадебной моде. Простота, элегантность, стиль, чистые классические линии – вот отличительные черты этого образа. Создать его могут сатин, шёлк, лёгкие ткани.

3. Закрепление нового материала.

А сейчас я предлагаю разделиться на 3 группы. У каждого из вас на карточках описан один из образов свадебного платья, и вам необходимо из предложенных вам нарядов выбрать соответствующий образ (Приложение 4). После того, как вы закончите работу, я хочу услышать от вас мнение о том, почему именно такой вариант образа вы выбрали. С этим заданием, думаю, вы справитесь за 2 минуты.

Практическая работа.

Я попрошу группы показать результат своей работы и ответить на вопрос “Почему именно этот свадебный наряд соответствует предложенному вам образу?”

(Демонстрация готовых работ)

1-я группа: образ “Принцесса”.

Скажите, можно ли данный образ (приложение 3) отнести ещё к какому-либо образу? Обратите внимание на головной убор. Раньше на свадьбу одевали платок. Это считалось также как у нас сейчас фата. То есть фата произошла от платка. Можно сказать, что данное свадебное платье соответствует двум образам: “Принцесса” и “Нежная мечтательница”.

2-я группа: образ “Элегантная леди”.

А знаете ли вы?

– Брюки вошли в употребление только при Петре 1. Это слово заимствовано из германских языков, обозначает “варварскую” одежду для ног. Первые брюки появились у древних степных пастухов 2,5 тыс. лет назад.

– Давно-давно перчатки называли “Рукавниками–персчатыми”, то есть рукавицами, у которых есть пальцы. Родословная перчаток крайне любопытна. Одну из самых старых перчаток извлекли из гробницы древнеегипетского правителя Тутанхамона. Даже появилась в 12 веке специальная профессия – перчаточники. Скажите, а знаете ли вы откуда пошло выражение “менять как перчатки”? Раньше перчатки хранили в спец. шкатулках: очень уж дорогой это был товар. Менять их полагалось часто. Отсюда и пошло выражение “менять как перчатки”. А какие перчатки были самыми опасными? Самыми опасными оказались отравленные перчатки, подаренные французской королевой Екатериной Медичи своей политической сопернице.

– Модным атрибутом дамского гардероба шляпки стали только в середине 19 века. Им предшествовали налобные повязки, шлемы. В средневековой Европе было много “шляпных” традиций. В частности, когда юноша и девушка вступали в брак, то обязательно обменивались подарками – шапочками. Это считалось зоологом любви, уважения и счастья. А почему говорят “дело в шляпе”? Это говорят об успешном завершении мероприятия. А знаете, откуда пошло это выражение? Несколько столетий назад, когда почты не существовало, а все сообщения доставлялись гонцами, по проезжим дорогам бродило немало разбойников. И для того, чтобы провезти важную бумагу называемую тогда “делом”), её зашивали в подкладку шляпы или шапки.

– Среди аксессуаров сумка является одним из древнейших составляющих костюма.

3-я группа: образ “Нежная мечтательница”.

А сейчас внимательно рассмотрите и выберите те свадебные наряды, которые не относятся ни к одной из представленных групп – образов (Приложение 5).

Этот образ называется “Гостья”. Наряды оригинальные, нестандартные, всегда смотрятся необычно, даже если он не является данью традиции. Сегодня можно увидеть образы, заимствованные из культур Европы, Востока, Африки – например, цыганское платье, маракканскую тунику, японское кимоно.

На этом занятии мы говорим о традициях свадьбы. Я попрошу вас ответить на такой вопрос: “Как вы думаете, почему свадебное платье традиционно белого цвета?” (Многие говорят, что этот цвет символизирует скромность и чистоту невесты. Но это неправильно. На самом деле белый цвет – цвет траура. Да, именно так. Чёрный в этом качестве появился сравнительно недавно. Белый же, как утверждают историки, с древнейших времён был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения. Итак, белое платье – это “скорбное” платье девушки, “умершей” для своего прежнего рода.)

4. Заключительная часть.

Сегодня мы с вами сделали уже не первые шаги в увлекательный мир моды. Знания, полученные здесь, я думаю, вам пригодятся. А сейчас давайте подведём итог и сделаем выводы. Я предлагаю каждому из вас продолжить высказывания:

– “Я узнал (а)…”;

– “Я научился…”;

– “Мне это пригодится…”.

А я, в свою очередь, хочу вам пожелать, чтобы в будущем на своей свадьбе, вы выглядели красиво и неотразимо. А помогут вам в этом знания, которые вы получили сегодня на занятии.

На этом наше занятие закончено. Спасибо всем за участие.