Противоположные числа

Разделы: Математика


Цели урока.

Образовательные:

  • дать определение противоположных чисел, уметь их находить и записывать;

Развивающие:

  • выработать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать.
  • формировать графическую и функциональную культуру учащихся.

 Воспитательные:

  • Формировать навыки общения, умения работать в коллективе, толерантность.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

- Наш урок я хочу начать со слов персидско-таджикского поэта Рудаки:

"С тех пор как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек "

Вот и мы сегодня на уроке познакомимся с новыми знаниями. Узнаем какие числа в математике называются противоположными. В начале урока, как всегда, работаем устно.

- (слайд 2) Под каким номером изображена координатная прямая? Почему вы так считаете?

Презентация.

Что называют координатой точки на прямой?

Что необходимо знать, чтобы определить координату точки на прямой?

(начало отсчета, единичный отрезок).

- (слайд 3)Определите координаты точек: А, В, С, D, F, М.

Проверим.(слайд 4)

II. Новый материал.

В математике есть противоположности:

Прибавить - : отнять

Делить - : умножать

Прямая - .. кривая

Круг (нет углов) - : угольник (есть углы)

Положительные и отрицательные числа

А есть еще противоположные числа.

И мы сегодня должны с вами вместе дать определение противоположных чисел, научиться их определять и находить.

(слайд 5). Что общего у отрезков ОВ и ОС, ОА и ОК? Чем отличаются?

(Oбщее:

1) лежат на одной прямой;

2) одинаковая длина.

Отличия:

1) лежат по разные стороны от точки О;

2) у координат точек В и С ( А и К) разные знаки).

Так вот, числа 3 и -3, 5 и -5 есть примеры противоположных чисел.

(слайд 6)

Схема: 1) количество, 2) отличие, 3) название.

(на доске записано определение, которое, вероятнее всего, дадут ученики) Два числа, отличающиеся друг от друга : знаками, называют противоположными числами. У : (слайд 7) числа 8 и -8 противоположные. Назвать общее и отличия. (общее: 1) лежат на одной прямой; 2) одинаковое расстояние от начала отсчета. Отличия: 1) лежат по разные стороны от точки О; 2) разные знаки.)

У : (работа с координатной прямой на доске) Почему отличия 1) и 2) я могу объединить и оставить только знаки? (движение от точки О в разные стороны показывают знаки. И если даны разные знаки, то мы знаем, что точки отложены по разные стороны от начала отсчета.)

У : Верно ли равенство 8 = -8? Почему? (если бы оно было верно, то точки с данными координатами совпали).

У : Я утверждаю, что числа 5 и -3 - противоположные, потому что (по нашему правилу) они отличаются знаками. Я права? (ученики анализируют на примере уже известных чисел 8 и -8, находят общее и отличия и приходят к выводу, что числа 5 и -3 не противоположные).

У : Тогда получается, что наше правило сформулировано неправильно или просто не хватает какого-то слова, уточнения? (уточнения: слова "только").

У : Итак, открываем тетради, записываем число, классная работа, тема: "Противоположные числа". ( Записать в тетради определение противоположных чисел.)

(уч. стр. 161) Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называют противоположными числами. (Привести примеры противоположных чисел).

Опросить желающих данное правило с примерами.

III. Закрепление.

У: №926 (Устно по цепочке) : Найдите числа, противоположные числам: -276; 124; -321; 62; 9; -1; 1; -7; 8; -9; 0,5; -.

- Сколько противоположных чисел у каждого числа? (только одно)

- Какое число противоположно 0? (само себе).

У: Когда дано положительное или отрицательное число, то понятно какое число будет противоположно данному. Что же делать, если дана запись: - (-20) или -(- )?

Чтобы не было затруднений, надо правильно читать запись. Вместо первого минуса читаем" число противоположное - 20, или число, противоположное - .

(слайд 8) Прочитать :-(-30); - (-4,5); -(-); -(-7,65). А, следовательно,

(на доске) -(-30)=30; - (-4,5)= 4,5; -(-)= ; -(-7,65)=7,65

№927.

-№ 928 (а. б).(читать: m =-8, число, противоположное т будет -m и оно равно :)

Диктант с взаимопроверкой.

(Математический диктант по вариантам)

  • напишите число, противоположное числу 7 (самому себе).
  • напишите число, противоположное числу 0 (числу - 3).
  • напишите число, противоположное числу - 2( 4 ).
  • напишите число, противоположное числу (- 3) ((-7)).
  • начертите координатную прямую и изобразите на ней число - 3 ( - 4 ) и противоположное ему число.
  • Взаимопроверка (слайд 9)

У: Нет ошибок - "5", 1 ошибка - "4", 2 ошибки - "3", более 2 ошибок - "2".

Поднимите руки, кто поставил "5"? "4"?

(дополнительно, если осталось время) (устно) №929, 930.

В тетрадях: №931,№932, №933.

IV. Подведение итогов: (слайд 18)

  • Что нового вы узнали на этом уроке?
  • Чему научились?

Ответы на вопросы в конце параграфа:

  1. Какие числа называют противоположными?
  2. Для чего нужны противоположные числа?
  3. Какое число противоположно 0?
  4. Существует ли число, имеющее два противоположных ему числа?

Выставление отметок за работу на уроке.

V. Домашнее задание.

П. 27. (знать ответы на вопросы в конце параграфа, обратить внимание на последний вопрос).