Разбиение фигур на части. Соотношение между целым и частью. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип: урок закрепления знаний.

Технология: проблемное обучение.

Цели урока:

  • формировать прочный навык в установлении соответствия между целой фигурой и её частями;
  • формировать прочные навыки счета в пределах 9;
  • формировать прочные навыки работы в парах;
  • развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
  • воспитывать интерес к процессу познания;
  • воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование:

доска; учебник; геометрические фигуры (квадраты, ромбы, треугольники, прямоугольник); изображение ели; портрет писателя С.Михалкова; иллюстрации к сказке С.Михалкова “Ёлочка”; карточки по теме: “Сложение и вычитание в пределах 9” (по количеству обучающихся); наборы цифр от 0 до 9 (по количеству обучающихся); лото “Цвет, форма, размер”; мультимедийный проектор; видеозапись различных видов ели; аудиозаписи детских песен “Дружба крепкая”, “Первоклашка”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Всем говорю я: “Здравствуйте!
С добрым утром, друзья!”
Все готовы начать наш урок?

(Да).

Здесь и далее – в скобках указаны реальные ответы обучающихся.

Тихо садитесь.

На какой урок вы сейчас пришли?

(На урок математики.)

Как мы должны работать, чтоб наш урок прошел успешно?

(Активно, дружно, смело, преодолевать все трудности.)

2. Актуализация знаний.

Что изучали на прошлом уроке математики?

(Составляли из частей фигуры, решали математические выражения на сложение и вычитание, записывали равенства (используя фигуры), выполняли логическую цепочку, повторяли состав числа 9.)

Какая тема была на прошлом уроке?

(Разбиение фигур на части. Соотношение между целым и частью.)

Посмотрите на доску. Приложение 1.

Какая фигура лишняя? Почему?

(Лишняя фигура 3, так как фигуры 1 и 2 – разделены на части, а фигура 3 – не разделена на части, также лишней фигурой может быть фигура 1, т.к. фигуры 2 и – квадраты, а фигура 1– не квадрат)

Посмотрите на эту фигуру. Приложение 2.

Назовите её.

(Ромб)

На какие фигуры разделен ромб?

(На треугольники и квадрат)

Сколько треугольников?

(4)

Сколько квадратов?

(1)

Сложите треугольники с левой стороны от ромба на доске так, чтобы они располагались один над другим. Кто будет работать у доски?

Что получилось?

(Ёлка.) Приложение 3.

Во время рассказа – на экране видеозапись (различные виды ели).

Ель – вечнозелёное растение, чьи листики хвоинки – сохраняются в течение всего года. Высота деревьев может достигать 30 метров. Эфирное масло ели стимулирует иммунитет, помогает быстро восстановить здоровье после болезни. В лесополосах и лесах Волгоградской области ель встречается редко.

У известного детского писателя Сергея Михалкова есть сказка, которая называется “Ёлочка”. На доске находится портрет писателя и иллюстрации к сказке. А в нашей школьной библиотеке вы сможете взять книгу и прочитать эту сказку.

Приложение 4.

Откройте учебники на странице 28. Посмотрите № 1.

Учебник: Л. Г. Петерсон. Математика. 1 класс. Часть 2. М.: Издательство “Ювента”, 2010.

Задание учебника продублировано на доске. Приложение 5.

Фигура похожа на ромб, о котором мы сегодня уже говорили?

(Да)

Чем отличается?

(Цветом: в учебнике квадрат синий.

Размером: на доске – больше, в учебнике – меньше.

Форма: не изменилась.

Но в учебнике каждая фигура обозначена буквой).

3. Постановка проблемы. Формулирование темы урока.

Посмотрите на выражения, которые записаны рядом с фигурой.

Решали такие выражения раньше?

(Да, решали, вчера на уроке, но выражения были “короткие”, не такие “длинные”)

Что нужно сделать, чтобы решить такие выражения?

(Подумать, соотнести целое и части)

Назовите тему нашего урока?

(Разбиение фигур на части. Соотношение между целым и частью.)

Из каких частей состоит ромб К? Приложение 5.

(Части а, б, в, г, д.)

Какая фигура является целым?

(Ромб К)

Какие фигуры являются частями?

(Фигуры а, б, в, г, д)

Какое выражение запишем первым?

(К= а + б + в + г + д)

Один обучающийся “записывает” выражения у доски с помощью “передвигающихся” букв – обозначений фигуры.

Остальные обучающиеся – записывают выражения в учебниках.

Если из К вычесть б и д, какие части останутся?

(Останутся части а, в, г.)

Какое выражение запишем?

(К – б – д = а + в + г)

Вычесть в можно из целого или из части?

(Из целого.)

Если из к вычесть в, какие фигуры останутся?

(Останутся фигуры а, б, г, д)

Запишите выражение.

(К – в = а + б + г + д)

Чтобы осталась одна часть г, какое выражение можно составить?

г = К – а – б – в – д

Мы много работали, устали, давайте отдохнем.

Физминутка.

Мы топаем ногами, топ – топ – топ!
Мы хлопаем руками, хлоп – хлоп – хлоп!
Качаем головой,
И вертим головой!
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем!
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем!

4. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа по учебнику. Страница 28, № 2. Приложение 6.

Для данных разбиений фигур составьте и сравните выражения. Будьте внимательны при выполнении работы. Посмотрите на задание а. Авторы учебника предлагают образец для выполнения.

Проверка.

Ответы записаны на доске: 3 + 2 < 3 + 4; 4 + 2 < 5 + 2; 4 + 4 > 3 + 4.

5. Повторение.

5.1. Сложение и вычитание в пределах 9. Работа в парах по карточкам.

На столе у каждой пары 1 карточка по теме: “Сложение и вычитание в пределах 9” и набор цифр от 0 до 9. Приложение 7.

Необходимо решить математические выражения и ответы “выложить” на карточку.

Посмотрим, чья пара быстрее справится с заданием.

Включить аудиозапись песни “Дружба крепкая”.

Проверка. Каждая пара читает выражение и произносит ответ.

5.2. Состав числа. Работа в парах.

На столе у каждой пары в пакете – набор цифр от 0 до 9.

Задание:

Покажите, из чего состоит число 6.
Покажите, из чего состоит число 9.
Покажите, из чего состоит число 7.
Покажите, из чего состоит число 8.

5.3. Форма.

У каждой пары на столе лото “Цвет, форма, размер”. Приложение 8.

Необходимо выбрать предмет к указанной форме.

Включить аудиозапись песни “Первоклашка”.

Проверка. Заслушивается каждая пара. Обсуждается правильность выбора формы.

Физминутка для глаз.

Глазки видят все вокруг.
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано,
Где окно, а где кино.
Обведу глазами круг,
Посмотрю на мир вокруг.

5.3. Работа по учебнику. Страница 28, № 5 .

Задание: исправь ошибки.

8 = 8

4 + 3 = 8

2 + 7 = 9

8 – 2 > 8 – 3

7 > 4

3 +1 < 6

6 – 4 > 3

5 +1 < 5 + 4

3 < 1

7 + 1 = 1 + 7

5 < 5 + 4

9 – 7 = 9 – 6

Проверка. Дети объясняют, где допущены ошибки.

3 > 1

4 + 3 = 7

6 – 4 < 3

9 – 7 < 9 – 6

6. Итог урока

Чему учились на уроке?

(Разбивали фигуры на части. Соотносили у целое и части. Учились считать, сравнивать. Учились работать в парах.)

Удалось ли нам, справится со всеми заданиями?

(Да, удалось. Нам было легко, потому что мы вчера тоже работали с этой темой. Удалось, потому что мы работали в парах, помогали друг другу.)

Вам понравился урок?

(Да!)

Что особенно понравилось?

(Понравилось работать у доски, находить ошибки в учебнике, сравнивать выражения, работать в парах.)

В жизни пригодятся знания, которые Вы получили?

(– Да, пригодятся.

– Например, когда мы будем делать дома ремонт, мы сможем вырезать какую – нибудь часть, и приклеить обои или какую – то часть из дерева вырезать, вдруг будем стул делать.

– Когда конструктор “Лего” собираем, тоже составляем из частей игрушки.)

Нужна нам с Вами математика?

(Да, очень нужна!)

Урок окончен. Спасибо за совместную работу!