Звук и буква. Алфавит. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока: дать представление о происхождении русского письма, расширить и углубить знания о языке.

Ход урока

I. Морфологическая пятиминутка.

Учитель называет какую-либо букву. Все учащиеся по сигналу пишут существительные в именительном падеже, начинающиеся с этой буквы. Через 3-5 минут запись прекращается.

II. Небольшой эксперимент.

Учитель: Вы все, очевидно, бывали в лесу, видели и, наверно, собирали ягоды: землянику, малину, бруснику. Расскажите, как они растут.

(Ученики пытаются это сделать).

Слайд

А теперь послушайте писателя М.М.Пришвина и сравните его наблюдения со своими.

“Кто никогда не видал, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот, взять ягоду чернику – та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички, черные ягодки с синим пушком. Так же брусника: кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито. Еще растет в болоте голубика, кустиком – ягода голубая, более крупная, не пройдешь не заметив. В глухих местах, где живет огромная птица глухарь, встречается костяника – красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в своей оправе. Только у нас одна единственная ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной коже и почти невидима сверху. Только уже когда очень много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: “Вот кто-то клюкву рассыпал”. Наклонился взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими клюквинками. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод…” (“Кладовая солнца”, гл. IX)

Почему М. Пришвин сумел так точно описать названные растения?

(Люди наблюдательны по-разному. Одни видят тончайшие оттенки цвета, другие подмечают всевозможные очертания предметов, третьи улавливают малейшие изменения, вариации звуков.)

– А сейчас проверим, насколько наблюдательны вы, как вы умеете слушать?

Я буду произносить слова, а вы записывать их так, как слышите.

С Тамарой, с тетей, с братом, с Димой, с Шурой, с Женей.

Проверяем:

Слайд

Как вы убедились, и звуки речи не все слышат одинаково.

– В чем же причина этого?

Прежде всего... в буквах. Многие привыкли обращать внимание на письмо, видеть в нем главное, а в произнесенном звуке – второстепенные. В действительности же буквы – только условный знак для передачи звука, письмо лишь отражение звучащей речи.

Можно ли писать без букв?

Мы настолько привыкли к буквенному письму, что сама постановка вопроса кажется странной. Но вопрос этот вполне закономерен.

Задолго до того, как люди додумались до букв, они почувствовали необходимость сказать, передать свои мысли людям, которые далеко. Ни телеграфа, ни телефона, ни телевидения, а тем более компьютера в те далекие времена не было, в его распоряжении были только конкретные предметы: камень, дерево.

Вот посмотрите, что придумал человек.

Слайд.

Он брал сук дерева или ремень и к нему привязывали тоненькие ремешки, шнурки разной длины разного цвета. Каждая веревка завязывалась различным образом, и каждый цвет имел свое собственное значение.

Кто знает самый древний вид собственного письма? (Слайд)

Пиктография возникает еще за 4 тысячи лет до нашего летоисчисления. Это письмо рисунками. При их помощи человек научился передавать не только отдельные понятия, но и целые рассказы.

– Как изменялось пиктографическое письмо? (Слайд)

По мере развития языка людей рисунки приобрели более упрощенный вид. Упрощенный рисунок стал превращаться в условный знак, письмо стало идеографическим.

А какой еще вид письма вы знаете? (Слайд)

Письмо клинописью. Клинопись возникает за 3000-2700 лет до нашей эры. Знаки наносились на глиняные плитки при помощи заостренной палочки, острие которой оставляло на глине след в виде клина.

А теперь поиграем. Класс разделим на три группы. Две группы дома составили по небольшому рассказу пиктографическим письмом. Сейчас I и II группа обмениваются этими рассказами, расшифровывают и прочитывают. А третья группа ребят будет разгадывать таинственные надписи. (Слайд)

Учитель: А теперь перенесемся только на 120-150 лет.

Послушайте, как учился читать Максим Горький.

(Чтение в лицах заранее подготовленными учащимися отрывка из гл.5 повести “Детство” от слов “Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ею по ладони…”)

Как вы думаете, легко ли было Алеше выучиться грамоте? А почему вы так считаете?

Научиться в старину было гораздо труднее, чем сейчас. Сначала надо было вызубрить трудные названия букв, потом научиться складывать из букв слоги. Одолев склады, принимались, наконец, за чтение.

Но откуда же взялись названия наших букв? Как появились буквы?

Слайд.

Первый алфавит создали гиксы – народ, пришедший из Аравии в Египет и покорившие его.

Для обозначения буквы “А” гиксы рисовали голову быка, которые на их языке назывался алеф. Рисунок морды быка в письме стал обозначать первый звук слова алеф – а и т.д. Так было создано буквенное письмо из 21 буквы.

Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну. И претерпели много всяких изменений. Сначала буквами гиксонов стал пользоваться другой народ – древние финикийцы. Они завезли письмо в Древнюю Грецию. Оттуда буквы попали а Древний Рим, затем перекочевали в другие страны, в том числе и в Болгарию и только оттуда – “всего” 1050 лет назад добрались до Руси. Хотя русские люди и стали пользоваться буквами, которые пришли издалека, но названия многим из них дали свои: А из “Алефа” стало Аз; Б – не “Бета”, а “буки”; в – “Веди”; Г – “Глаголь”; Д – “Добро”. Из древнего названия первых двух букв нашей азбуки – “Аз” и “Буки” – получилось хорошо знакомое всеем слово “азбука”.

Слайд.

Внимательно рассмотрите славянский алфавит, в котором каждая буква имела свое название. Используя эти сведения, давайте объясним значение и происхождение следующих выражений.

Слайд.

  1. Сперва аз да буки, а потом и науки.
  2. Ни аза не смыслит.
  3. Мыслете выделываете.
  4. Прописать ижицу.
  5. От аза до ижицы.
  6. Сделать на ять.
  7. Дать добро.
  8. Стоять фертом

Запишите в тетради одно из выражений.

– Сравните старый славянский алфавит с современным, проследите, какие буквы исчезли, а каких и не было в старой азбуке. (Работа с учебником, параграф 33).

– Устное упражнение “Кто зоркий?” Кто твердо знает алфавит?

Слайд.

Задание: Рассмотреть таблицу, быстро и правильно назвать буквы по алфавиту, одновременно показать их на таблице.

Буквы русского алфавита.

В

Б

Ё

Е

Й

З

Л

А

Г

Д

Ж

И

К

М

Н

П

 

Т

 

Х

Ч

О

Р

С

У

Ф

Ц

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

Почему таблица названа “Буквы русского алфавита”, а не “Алфавит”? Что такое алфавит?

Проведем эксперимент. На доске записаны предложения. Попробуйте прочитать отрывок из старинной церковной книги. Переведите эти предложения на современный русский язык. Какая мысль объединяет эти высказывания?

У каждого на парте текст стихотворения.

1) Прочитайте стихотворение, объясните название.

2) Спишите текст, соблюдая современные нормы написания слов. Особо обратите внимание на те слова, в написании которых произошли изменения. Чем вызваны эти изменения?

3) Выпишите из текста слова, которые имеют нулевое окончание.

4) Выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь к письму по памяти. (В соответствии с нормами современной графики.)

Итог урока.

– Что же мы узнали на сегодняшнем уроке? О чем говорили?

Домашнее задание:

4-е задание выполнить.

Инд. задания. Краткие сообщения об отдельных буквах. (Из книги Л.Успенского “Слово о словах”).

1). “Самая удивительная буква русской азбуки”

2). “Самая дорогая буква в мире”

3). “Буква – пугало и её оперники”

4). “Еще одна “редкостная буква”

5). “Веселая буква”

6). “Лишние буквы”.

Презентация