Самоанализ учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения № 300 СО РАН

Разделы: Логопедия


За год моей педагогической деятельности в должности учителя-логопеда разработан и апробирован комплекс коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы.

Цель моей работы – внедрение и корректировка разработанного комплекса мероприятий по предупреждению дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы.

Нарушение письма (дисграфия) составляет значительный процент от общего количества нарушений речи у обучающихся начальных классов. Казалось бы, незначительное недоразвитие речевых навыков, словарного запаса, грамматического строя речи может скорриегироваться в процессе обучения, но в большинстве случаев именно такое недоразвитие речевых навыков в дальнейшем приводит к затруднениям в овладении учащимися навыками грамоты на начальных этапах обучения, а на более поздних – к трудностям усвоения категорий родного языка.

По данным А.Н. Корнева [8], Р.И. Лалаевой [11], И.Н. Садовниковой [24]и др., распространенность специфических нарушений письма (дисграфии) у детей очень велика: от 10% до 30% и выше в младших классах общеобразовательной школы основного типа. Поэтому я считаю, что профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы на современном этапе наиболее актуальна.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи аттестационной работы:

  1. Выявить сформированность речевых и неречевых функций у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы.
  2. Подобрать и систематизировать методы коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы.
  3. Провести анализ результативности коррекционно-логопедической работы.

С учётом специфики поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:

1. Сбор и анализ анамнестических данных, беседы с родителями, наблюдения за детьми.

Сбор и анализ анамнестических данных и беседы с родителями в работе позволяют получить необходимую информацию о внутриутробном развитии ребёнка и родам, о раннем речевом развитии и перенесённых заболеваниях ребёнка, о микроклимате в семье.

Наблюдения за детьми в повседневной жизни показали, что у таких детей моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, моторная неловкость рук на занятиях по продуктивной деятельности, а также они с трудом владеют навыками самообслуживания.

2. Исследование сформированности речевых и неречевых функций у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы.

Для коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у детей логопедической группы необходимо выявить уровень сформированности речевых и неречевых функций у данной категории детей. Для этого необходим комплекс специальных методик, позволяющих провести диагностическое обследование и дать характеристику выполнения заданий для каждого ребенка.

Исследование проводилось по следующим этапам:

I. Диагностика уровня сформированности речевых функций:

  • изучение состояния артикуляционной моторики;
  • изучение состояния дыхательной функции;
  • изучение состояния голосовой функции;
  • изучение состояния звуковой стороны речи;
  • изучение уровня развития фонематического восприятия и звукового анализа слов;
  • изучение словарного запаса;
  • изучение грамматической стороны речи и уровня развития связной речи.

II. Диагностика уровня сформированности неречевых функций:

  • выявление уровня развития волевых действий и произвольности внимания;
  • выявление уровня развития мышления;
  • изучение состояния мелкой моторики;
  • изучение состояния графо-моторных навыков;
  • изучение состояния сукцессивных функций;
  • изучение сформированности пространственных представлений.

По итогам проведённого обследования были получены результаты, которые позволяют оценить общий уровень речевой готовности детей логопедической группы к освоению письма (Приложение 1. Уровень речевой готовности детей логопедической группы к освоению письма). А также уровень сформированности неречевых функций (Приложение 2. Уровень неречевой готовности у детей логопедической группы).

3. Подбор методов коррекционной работы, разработка рекомендаций воспитателям, родителям.

При проведении изучения вероятных механизмов дисграфии у детей дошкольного возраста в условиях логопедической группы. Было выявлено, что у детей преимущественно не сформированы речевые механизмы письма: звукопроизношение, фонематическое восприятие, артикуляционная и мимическая моторика, дыхательные и голосовые функции, звуковой анализ слов, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Вместе с тем для этих детей характерен недостаточный уровень сформированности неречевых базовых функций: произвольность внимания, мышление, пространственные представления, мелкая моторика рук, сукцессивные функции, графо-моторные навыки.

Таким образом, целью коррекционно-логопедической работы являлось формирование речевой готовности и развитие неречевых функций у детей логопедической группы.

Были намечены направления коррекционно-логопедической работы логопеда:

I. Развитие фонематических процессов.

Использовалась методика Л. В. Лопатиной и Н. В. Серебряковой.

Основное внимание в данной методике направлено на развитие дифференциации как смыслоразличительных (фонематических) признаков, так и признаков, не являющихся смыслоразличительными (фонетических).

Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.

1. Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов:

  • работа с таблицами, включающими слоги типа (СГ) (согласный-гласный);
  • работа с таблицами , включающими слоги типа (ГС);
  • работа с таблицами, включающими слоги типа (СГС), (ССГ), (СГСС).

2. Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука:

  • распознавание дефектного произношения в чужой речи (взрослого и ребенка), отличающегося от собственного;
  • распознание дефектного произношения, аналогичного собственному в чужой речи. Логопед имитирует произношение, аналогичное дефектному произношению ребенка.

Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.

  1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
  2. Выделение звука на фоне слога.
  3. Выделение звука на фоне слова.
  4. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.
  5. Определение последовательности и количества звуков в слове.
  6. Определение места звука в слове по отношению к другим звукам.

II. Формирование произносительных навыков, звукопроизношение.

При постановке звуков осуществлялся индивидуальный подход. Прежде всего, опиралась на наиболее сохранные анализаторы (зрительный и слуховой) и постепенно у детей формировалось ощущение артикуляционных укладов. Постановка звуков у детей данной категории осуществлялась чаще смешанным способом. Автоматизация и дифференциация звуков проводилась по общепринятым в логопедии методам: в слогах, в словах, во фразе, в тексте.

III. Развитие лексики и словообразования.

Использовалась методика, разработанная Л. В. Лопатиной и Н. В. Серебряковой. Примерные игры и задания:

  1. Развитие ассоциаций.
  2. Классификация предметов по картинкам.
  3. Объясни, чем отличаются предметы (например: чашка и стакан, кофта и свитер и т.д.).
  4. «Скажи наоборот» (подбор антонимов).
  5. «Придумать слова, отвечающие на вопрос «как?», «кто?», «что делает?» и т.д.).
  6. «Назови ласково» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
  7. Уточнение значения слов – существительных (глаголов).
  8. Образование слов с помощью суффиксов, обозначающих название лиц по признаку и их занятия («Кто учит детей?» – учитель, «Кто пишет книги?» – писатель).

IV. Развитие грамматического строя речи.

Были использованы следующие игры и задания:

  1. «Что в магазине?» – на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).
  2. «Убираем урожай.» – закрепление формы винительного падежа существительных).
  3. «Что без чего?» – закрепление формы родительного падежа).
  4. «Кому что дадим?» – закрепление формы дательного падежа существительных).
  5. «Кто чем управляет?» – закрепление формы творительного падежа существительных).
  6. «Сделай не ошибись.» – закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий). Детям даются следующие инструкции:
    • Положи мяч от куклы. Куда ты положил мяч?
    • Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик? И т.д.

Аналогичным образом проводятся игры на закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади; предложенных конструкций и т.д.

  1. «Умная стрелка» – закрепление согласования существительных и глаголов в числе.
  2. «Мой, моя, мое, мои» – закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.
  3. «Какой это предмет?» – закрепление согласования прилагательных с существительными.
  4. «Найди ошибку». Детям предлагается послушать предложение, определить правильно ли оно составлено, а если не правильно, то исправить его.
  5. Составление предложений по опорным словам.
  6. «Исправь ошибки» – работа над пониманием распространенных предложений.
  7. Закончи предложение – закрепление структуры сложноподчиненного предложения.

V. Коррекция и развитие речевого дыхания.

1. Общие дыхательные упражнения:

  • делать вдох через нос, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю;
  • вдох и длительный выдох через нос;
  • закрыть ноздри, сделать вдох через рот и произнести отдельные гласные.

2. Дифференциация ротового и носового выдоха:

  • «футбол»;
  • «лодочка».

3. Развитие речевого дыхания:

  • проговаривание ряда слогов, слов разной длины, фраз.

VI. Развитие голоса.

1. Развитие силы голоса:

  • удлинение произнесения звуков (у…у; о…о, ау…);
  • тихо-громко.

2. Развитие модуляции голоса по высоте:

  • имитации (рычание волка и т.п.);
  • «большие и маленькие»;
  • повышение и понижение голоса при произнесении согласных , сочетаний из двух, трех звуков , слогов и т.д.

3. Преодоление носового оттенка голоса:

  • глотание капелек воды;
  • покашливание, похрапывание;
  • произнесение звука на твердой атаке.

VII. Формирование просодической стороны речи.

1. Развитие восприятия ритма:

  • прослушать серии простых, акцентированных ударов: ;
  • определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.

2. Развитие воспроизведения ритма:

  • отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары;
  • отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные серии простых (акцентированных) ударов;
  • самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).

3. Работа над интонационной стороной речи:

  • чтение стихов (сопряжено с логопедом, по подражанию, самостоятельно);
  • инсценировки сказок («Айболит», «Федорино горе», «Три медведя» и т.д.).

VIII. Развитие связной речи.

Для формирования связной речи использовала методики, разработанные Т. А. Ткаченко. В данной методике основное внимание уделяется использованию вспомогательных средств (наглядность, моделирование плана высказывания). Виды высказывания расположены в порядке постепенного убывания наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана:

  • пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
  • составление рассказа по демонстрируемому действию; пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
  • составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  • составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  • пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;
  • составление рассказа по одной сюжетной картинке;
  • описание предметов и объектов;
  • сравнение предметов и объектов.

IX. Развитие пространственной ориентации.

Ориентировка в пространстве по отношению к собеседнику (мысленный поворот на 180 градусов).

  1. Ориентировка на листе бумаги в клетку.
  2. Составление плана.
  3. Знакомство с картой.
  4. Определение пространственных отношений: левее, правее, выше, ниже, от, до, под, над.
  5. Игры: «Куда спрятался мишка?», «Лабиринты», «Полянка».

X. Развитие графических представлений.

  1. Соотнесение звука с его графическим изображением.
  2. Узнавание буквы по силуэту.
  3. Дорисовывание буквы.
  4. Воспроизведение буквы и сочетание нескольких букв по памяти.
  5. Печатание букв и слов по шаблону.
  6. Дорисовывание незаконченных рисунков.

XI. Развитие мышления.

Задание 1. «Четвертый лишний».

На столе ряд картинок, в которых три-четыре картинки относятся к одной теме, а одна – лишняя. Ребенок должен выбрать и отложить ту картинку, которая не походит к теме задания, и объяснить, почему она лишняя.

Задание 2. Ребенку предлагается сложить разрезанную на несколько частей двустороннюю картинку (например, на одной стороне нарисована лошадь, а на другой – корова).

Задание 3. Логопед показывает ребенку часть картинки, а тот должен угадать весь предмет, изображенный на ней.

XII. Развитие общей и мелкой моторики.

  1. Работа с мозаикой, конструктором, пластилином, трафаретами, обводками по контуру.
  2. Пальчиковые игры.
  3. Рисование букв в воздухе правой, левой рукой. Игра «Отгадай, что я нарисовал?».
  4. Развитие зрительно-моторной координации.

XIII. Развитие сукцессивных функций.

Задание 1. На столе выставлены две – четыре знакомые ребёнку игрушки (их название проговаривается). Предлагаем ребёнку внимательно их рассмотреть и запомнить. Ребёнок становится спиной к столу, а логопед добавляет (или убирает) одну игрушку (потом две-три). Осмотрев игрушки, ребенок должен сказать, какая игрушка появилась (или исчезла).

Задание 2. Логопед выкладывает в определенном порядке на столе несколько картинок. Затем он называет ряд картинок, а ребенок должен запомнить названия этих картинок и выбрать их из общего ряда.

Задание 3. Ребенок должен внимательно прослушать те слова, которые скажет логопед, запомнить их, а потом повторить. Сначала даётся два слова, потом три. Постепенно количество слов увеличивается.

Задание 4. «Запомни карточку и выбери такую же». Ребёнку предлагается запомнить ряд картинок (или фигур, цветных кружков, цифр, букв) на карточке и найти такую же среди 2-го набора карточек, из которых лишь одна совпадает с тестовой. Длина ряда от 3 до 7 в зависимости от возраста.

Задание 5. Отстукивание ритмов («Телеграфист») по образцу или графической схеме: симметричных – !!!!!!, !!!!!!!!! и асимметричных – ! !!, !!, !!!!,!!!!, !! !!!

Задание 6. «Зарядка»: последовательность движений (от 3 до 6).

Задание 7. Порядок времен дня, времен года, дней недели (для младших – по картинкам, для старших – словесно).

Задание 8. Порядок фраз в рассказе («Письмо Незнайки»); порядок слов во фразе («Перепутаница»); ряды слов («Пароль»): от 3 до 6; последовательность в стихах типа «Дом, который построил Джек»; последовательность в сказках: «Репка», «Колобок» и др.

Задание 9. Игра «Повтори и добавь»: 1-й участник игры называет слово, 2-й повторяет его и добавляет свое; 3-й повторяет оба слова и добавляет 3-е; 1-й повторяет все три в названном порядке и добавляет своё слово и т. д. Сделавший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.

Задание 10. Упражнение «Продолжить ряд, сохраняя принцип чередования» (картинки, фигуры или значки).

Данные направления реализуются учителем-логопедом, воспитателями, инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем (Приложение 3. Распределение специалистов в работе по реализации основного содержания работы по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы).

Так же для формирования неречевых функций в структуре профилактики дисграфии у детей логопедической группы был разработан ряд рекомендаций воспитателям, физкультурному руководителю и родителям.

Рекомендации воспитателям.

1. Развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление, восприятие и т.д.) и познавательные интересы детей, повышать познавательную активность.

2. Развивать общую моторику:

  • на площадках;
  • в режимных моментах;
  • с помощью подвижных игр.

3. Развивать тонкую моторику:

  • в продуктивной деятельности;
  • с использованием пальчиковых игр;
  • в режимных моментах;
  • с использованием шнуровок, мозаики и т.д.

4. Формировать изобразительно-графические способности:

  • штриховки по контуру;
  • обводки;
  • срисовывание геометрических фигур;
  • дорисовывание незаконченных рисунков, букв;
  • рисование с натуры с поставленной целью изобразить как можно больше деталей;
  • дорисовывание рисунков с недостающими деталями;
  • воспроизведение фигур и нескольких фигур по памяти.

5. Развивать самостоятельность, активность, организованность, дисциплинированность, способности к творчеству.

Рекомендации физкультурному руководителю.

При отборе материала для физкультуры, в основу необходимо положить теорию Н, А, Бернштейна «Об уровневом построении движений»:

  • упражнение на регуляцию тонуса, дыхание;
  • упражнение на координацию движений в локомоторных актах (ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки) с учетом особенностей детей;
  • упражнение на приспособление движений к особенностям пространства (ходьба змейкой, перешагивание, игры с предметами и т.д.);
  • упражнения на формирование двигательных навыков (метание, перебрасывание и т.д.).

Рекомендации родителям.

  1. Развивать ориентировку в пространстве, на своём теле, на листе бумаги.
  2. Обводить буквы по трафарету, шаблону, выкладывать контур букв из палочек, спичек, семечек, ниточек, пластилином.
  3. Заучивать считалки, отгадывать ребусы.
  4. Делить слова на слоги с использованием хлопков, загибанием пальцев.
  5. Чаще ребёнку давать мозаику, пластилин, карандаши, краски, обводки, трафареты – развивать мелкую моторику рук.
  6. Активно участвовать в играх ребенка.
  7. Систематически заниматься с ребёнком, учитывая принципы «от простого к сложному».

Таким образом, коррекционно-логопедическая работа по профилактике дисграфии должна носить дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта и психологические особенности ребенка. И осуществляться по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, графо-моторных навыков, по устранению нарушений устной речи. А также включать в себя дополнительное воздействие со стороны педагогов, узких специалистов и родителей.