Использование предметного содержания курса русского языка для формирования положительных качеств личности

Разделы: Русский язык


Считается, что, если учитель обеспечивает усвоение программного материала, системных связей между языковыми явлениями, значит, он формирует взгляды учащихся на мир; если он подбирает интересные тексты, значит, воспитывает интерес к учению; ввел произведения искусства в урок – осуществляет эстетическое воспитание. Все это действительно так. Указанные направления в реализации воспитательной функции уроков русского языка при умелом подходе к делу вполне оправдывают себя и давно используются в практике. Но направления эти не исчерпывают воспитательных возможностей уроков русского языка.

Наиболее действенным в воспитательном отношении оказывается тот путь, когда перед учащимися раскрывается функционирование изучаемых языковых элементов в таких высказываниях, таких жанрах речи, которые наиболее необходимы для осуществления воспитательного процесса в данном классе. Воспитание, которое осуществляется, как введение лингвистического содержания в сферу воспитательно значимой речевой деятельности, имеет то преимущество, что учащиеся при этом сами идут от лингвистического содержания к содержанию реальных текстов, к реальной действительности, убеждаются в способности языковых средств выражать, передавать духовные богатства человека и коллектива, приобщаются к этим богатствам и то, что ими уже приобретено, учатся передавать в словах. Это взаимодействие слова и действительности имеет принципиальное значение для развития личности, для формирования собственных взглядов на жизнь, принципов и убеждений.

Усваивая фонетический строй русского языка, учащиеся в то же время приобщаются к орфоэпической культуре. Им следует показать, что звуки речи играют важную роль в стилистическом оформлении текста, в передаче авторского отношения к тому, о чем в нем говорится. Осознанию этого факта помогут наблюдения над звуковой организацией речи в произведениях художественной литературы, особенно в поэзии. Своеобразные сочетания звуков, рифмы и ритм участвуют в создании художественных образов, помогают передать эмоциональное и идейное содержание художественного текста. Так, анализируя отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Саша», можно показать, как звуки речи участвуют в передаче художественного содержания, в создании своеобразного авторского стиля. Для этого можно предложить, например, выписать глаголы, обозначающие звуковые явления, из следующих предложений: «Лес зазвенел, застонал, затрещал, заяц послушал и вон побежал... Трупы деревьев недвижно лежали; сучья ломались, скрипели, трещали, жалобно листья шумели кругом» – и указать, какие звуки в словах помогают представить гибель деревьев и передают отношение поэта к уничтожению леса.

При освоении лексических средств воспитательную роль играет работа над тематическими группами слов, имеющих нравственное или эстетическое значение: честность, правдивость, скромность, преданность; сознательный, целеустремленный, активный, трудолюбивый, бескорыстный, откровенный; уважать, благодарить, оправдать, содействовать; провоцировать, подхалимничать, заискивать, грубить. Группировка и объяснение таких слов, подкрепляемых примерами из литературных источников и жизненных наблюдений, позволяют связать лексическую работу с выявлением отношения учащихся к тем или иным качествам личности и формированием правильного отношения. Работа может сопровождаться подбором к данным словам синонимов (правдивый-…, инициативный-…, принципиальный-…), антонимов (слабоволие-…, дружелюбие-…, откровенность-…), однокоренных слов (скромничать-скромный, скромность, скромно; важничать- …,…,…; благодарить-…,…,…).

Очередным этапом должна быть работа творческого характера, которая обязывает к использованию в речи лексики, отражающей нравственные качества человека. Предварительно учащиеся вместе с учителем выбирают объект описания, ситуацию, дают оценку действующим лицам, подбирают языковые средства, характеризующие внутренние качества этих лиц. В 5-6 классах объектом описания целесообразно сделать животных.

Приобщению к нравственным категориям служит определение таких понятий, как великодушие, достоинство, предупредительность, скромность, честность и т.д. Выделяются признаки каждого из понятий. Учащиеся, например, выделяют признаки понятия «чуткость»: заботливое отношение к окружающим, внимание к ним, понимание поступков и поведения людей, тактичность в общении с ними, вежливость в обращении. В понятии «принципиальность» выделяются следующие признаки: твердость убеждений, готовность действовать в соответствии с ними, высокая требовательность к себе и к окружающим. Признаки понятий раскрываются постепенно, на нескольких уроках, учащиеся строят всевозможные словосочетания.

Работая над лексикой, надо показать учащимся, что многие слова, кажущиеся им близкими по смыслу, на самом деле резко отличаются и в речи не могут выступать как синонимичные (добрый – добренький, конь – кляча), а иногда даже противопоставляются (он не просил, а выпрашивал). Интересны задания на подбор антонимов к словам, выражающим градацию чувств: безразличие – симпатия, (…) дружба, (…) – любовь (…); от того же исходного слова (безразличие) учащиеся создают второй ряд, передающий градацию чувств и антонимичный приведенному: неприязнь (или отчуждение) – вражда-ненависть.

Специально подобранные примеры позволяют провести наблюдение над ролью устаревших слов при передаче возвышенных чувств, например:

«Прошло сто лет, и юный град, полнощных стран краса и диво, из тьмы лесов, из топи блат вознесся пышно, горделиво» (А.С. Пушкин). Богатое нравственно – эстетическое содержание несут в себе слова высокого стиля: «трепетный», «незабвенный», «отчизна», «очи», «лелеять», «жаждать», «уповать». Обращаясь к литературным текстам, надо дать учащимся почувствовать глубинный смысл таких слов. Не менее поучительно обращение к словам и низкого стиля: «ручища», «барахло», «девчонка», «прикарманить», «колошматить». Оправданное содержанием текста употребление подобных слов позволяет влиять на отношение учащихся к предметам, событиям, на их нравственное сознание, предупреждая от неуместного, бестактного употребления подобных слов.

Оценочную, в том числе и нравственно-оценочную, функцию нередко выполняют авторские неологизмы. Так, на уроке литературы целесообразно показать, что В.В. Маяковский в стихотворении «Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка», выражая свое отношение к тяжелым условиям, в которых пришлось работать строителям Новокузнецкого угольно-металлургического комбината, употребляет такие индивидуальные неологизмы, как свинцовоночие (существительное), сливеть (сливеют губы), корчь (от глагола корчить).

Большой запас нравственных оценок заключен в фразеологических оборотах. Учащимся надо не только показать различия между свободным словосочетанием и фразеологическим, но и помочь им вникнуть в те нравственные нормы, к которым имеют отношение многие из фразеологизмов. Набрать в рот воды – это не просто молчать, а молчать тогда, когда человек должен говорить, к тому же фразеологизм выражает по этому поводу неудовольствие говорящего. Сломя голову, спустя рукава, ни рыба ни мясо, морочить голову, вылететь в трубу, стереть с лица земли и многие другие обороты, передавая то или иное понятие, создавая образ, в то же время выражают отношение говорящего к предмету высказывания. Обучая их употреблению, преподаватель учит школьников и нравственным оценкам, нормам этических отношений. Работа эта достигает своего результата, когда учащиеся способны бывают сами выявить оценочную функцию употребленного в тексте фразеологизма и использовать его в этой роли в собственной речи.

Проникновение в нравственно-эстетическое содержание языковых средств может иметь место при овладении грамматическим строем русского языка. Оно значительно облегчается таким подходом к методике обучения, при котором в центре внимания постоянно находятся функциональные стили языка.

Ярко выраженное оценочное значение нередко придают слову те или иные значимые части (конь-коняга, писатель-писака). Очень часто в целях создании экспрессии используются уменьшительно-ласкательные суффиксы, способные придавать слову самые разнообразные оттенки умиления, восхищения (премиленькая девчушечка), учтивости, вежливости (Дяденька), пренебрежения, неодобрения (прескверная собачонка), иронии, насмешки.

Основная мысль авторского текста усиливается объединением слов с одним и тем же словообразовательным элементом (Наша участь такая – пробивать, прогрызать, прорубать; полугерой, полуневежда…). Средством усиления экспрессии может служить повторение и однокоренных слов (Воля и труд человека дивные дивы творят).

Работа над стилистическими возможностями грамматических средств может быть продолжена на уроках литературы. Нередко стилистическую нагрузку несут имена собственные – таких, например, персонажей, как Скотинин, Акакий Акакиевич, Манилов, Собакевич. Большую роль в художественном произведении играют варианты имен: Катюша Маслова (суффикс говорит о принадлежности к горничным), Дунечка у Достоевского (полубарышня, полугорничная), Павка Корчагин (представитель простого народа), Динушка в «Кавказском пленнике» Л.Н. Толстого (выражает благодарное отношение к ней Жилина).

Известную стилистическую окрашенность имеют и местоимения. Так, местоимение мы, употребленное вместо я, может передавать атмосферу скромности или, наоборот, торжественной важности. Он (она, они), обозначающее собеседника, передает неодобрение, презрение, унижение (Он еще будет отказываться!), однако при обращении взрослого к ребенку может выражать и сочувствие (Мой маленький! Он ручку ударил!). Нарочито употребленное ты выражает презрение, а вы, произнесенное вместо ты в кругу близких людей,- холодную официальность, отчуждение, иронию. Местоимения мы, мой, наш часто употребляются с положительной эмоциональной оценкой (Как мы себя чувствуем? Иди, сын, мой), а местоимения твой, свой, ваш – с отрицательной оценкой (Уберите ваши руки!). Отрицательную оценку могут выражать неопределенные местоимения какой-то, какой-нибудь (Какая-то Иринка), этот (Посмотри на эту Машу).

Большими стилистическими возможностями располагает глагол. Глаголы дают большой материал для подбора синонимов и синонимических рядов. Учащиеся находят глаголы, употребляющиеся в торжественной речи, подбирают к просторечным глаголам (Так потчевл сосед Лука соседа Фоку) нейтральные синонимы, указывают стилистические различия глаголов (смотреть, глазеть, созерцать).

В создании стилистической окрашенности речи участвуют и служебные слова. Так, бессоюзие создает экспрессию, передает стремительность действия. При повелительном наклонении частицы могут выражать раздражение, ласку, настойчивость, уступку.

Неисчерпаемыми возможностями для придания речи различных стилистических оттенков располагает синтаксис. Тесную связь со стилистической направленностью текста, с характеристикой действующих лиц в произведении, с выражением авторского отношения к ним имеют обращения. Классическим образцом тому могут служить, например, обращения в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», великолепно характеризующие не только персонажей пьесы, но и отношения между ними.

Элементами стиля выступают и вводные слова, насыщающие текст отношением автора к тому, о чем он пишет, воздействующие на собеседника. Важно научить подростков употреблению слов и оборотов речевого этикета, нередко являющихся вводными (если хотите, простите, пожалуйста и т.п.).

Во всех рассмотренных случаях грамматический анализ сливается со стилистическим, с проникновением в сферу оценок, отношений, социально-этических и эстетических норм, выраженных в речи.

Проникновение в нравственный и эстетический смысл, который приобретают в речи языковые элементы, должно являться одной из существенных сторон работы с текстом. Анализ конкретных образцов текста и работа по составлению связных высказываний позволяют научить подростков различать подлинный смысл понятий, скрытых в таких, например, словах, как грубость и прямота, внимательность и угодничество, восхищаться и радоваться. Слово помогает не только понять и различить хорошее и плохое в жизни, но и почувствовать то и другое.

Важнейшим шагом в мир прекрасного является познание красоты слова. Слово выступает связующим звеном между прекрасным в действительности и человеком, одухотворяет человека, пробуждает в нем чувство радости, гордости от того, что он ощущает, переживает, мыслит. Должна развертываться работа по воспитанию красоты слова в художественном произведении: его звучности и мелодичности, силы выражения, разнообразия языковых средств. Учитель может сказать, что в русском языке более пяти тысяч слов, передающих настроения и чувства человека. Хорошо удается иллюстрировать эстетические качества слова и развивать языковой эстетический вкус на романтических произведениях: детали в них более выпуклы, языковые краски более ярки. Подросткам надо дать почувствовать завораживающую красоту, музыкальность, гармонию поэтического слова.

Стихотворные тексты, нуждающиеся в проникновенном чтении, в специально подготовленном эстетическом восприятии, а возможно, и заучивании наизусть (по желанию учащихся), есть в школьных учебниках русского языка. Таковы, например, стихотворные строки Н.А.Заболоцкого (5 кл.), Ф.И. Тютчева (5 кл.), Б. Дубровина (6 кл.), И.А. Бунина (6 кл.) и др.

Задача учителя не пройти мимо них без внимания, помочь учащимся воспринять их красоту, создать для этого благоприятный настрой в классе; прежде чем читать, предложить учащимся описать картину, гармонирующую с содержанием стихотворного текста.

Выразительное чтение, языковой анализ и собственное творчество учащихся обогащают их память образами, созданными посредством слов. Образы эти заставляют мыслить, пробуждают новые, неведомые чувства.

Сведения о русском языке, включенные в учебники, представляют большие возможности для патриотического воспитания учащихся. Этому способствуют включенные в тексты упражнений учебников высказывания о достоинствах русского языка. Таковы высказывания М.В. Ломоносова, В.Г. Белинского, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, К.Г. Паустовского и др. В яркой и выразительной форме говорится в них о богатстве, меткости, силе русского языка, о выполнении им роли средства межнационального общения. К этим высказываниям можно добавить слова русского писателя Л.Н. Толстого: «Русский язык – настоящий и сильный, где нужно – нежный и трогательный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – бойкий и живой»; «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара.»

Для того чтобы высказывания эти сыграли свою роль в воспитании чувства патриотизма, недостаточно только прочитать их и подготовиться писать под диктовку. В некоторых упражнениях задания предлагают назвать особенности и качества русского языка, отмеченные в высказываниях, произвести определенные грамматические и орфографические действия.

Работая с учащимися над высказываниями о русском языке, учитель должен, прежде всего, обеспечить полноценное их восприятие. Надо помочь школьникам правильно понять каждое слово, словосочетание. Так, текст Паустовского, используемый в 5 классе, хотя и не содержит устаревших или заимствованных слов, представляет для учащихся большие трудности. Дан во владение, меткий, поистине волшебный, истинная любовь немыслима, учиться языку, учиться непрерывно – эти и другие словосочетания и обороты могут быть не поняты. Учитель сразу же после прочтения текста выясняет, как школьники понимают выражения: нам дан во владение («мы владеем» или « у нас»), не мыслима («не может быть», «не бывает») и т.д. Приемами способствующими осмыслению текста, служат передача содержания каждого из предложений своими словами и ответы на вопросы, выявляющие понимание прочитанного. В данном случае учитель может спросить:

  1. Какие качества русского языка называет Паустовский?
  2. Какую он видит связь между любовью к своей стране и своему языку?
  3. Что он говорит об изучении языка?

Высказывания о языке, сосредоточенные в том или ином упражнении, не обязательно использовать сразу все. Некоторые из них можно записать и разобрать до или после выполнения данного упражнения. Кроме того, учитель может использовать и другие материалы о языке. Для подтверждения мысли о меткости русского языка целесообразно использовать народные пословицы о поговорки, в том числе и о языке: Язык до Киева доведет; Без языка и колокол нем; Владеющий речью владеет людьми; Сердечное слово до сердца доходит; Хочешь узнать человека – вслушайся в его речь.