Мини-проект «Организация работы с одаренными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики»

Разделы: Математика, Внеклассная работа


На протяжении тысячелетий общество волновал вопрос происхождения и природы различий между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Наверное, поэтому, по мнению древних, выдающийся человек (гений) - счастливый избранник богов, посланный на землю для того, чтобы преодолеть обыденные представления и силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию.

Мы работаем учителями математики в СОШ №1 г. Сарани. Школа наша адаптивная, т.е. в ней обучаются дети различных категорий. В городе нет гимназий, лицеев. Зато у нас есть "звёздочки", которые уже сейчас прославили не только нашу школу и город, но и нашу Республику. Так, например, Анненков Василий, которым после успешного участия в Республиканской олимпиаде по физике, заинтересовались в школе для одарённых детей "Дарын". Он успешно ее закончил, при этом не единожды став призёром и победителем международных олимпиад. Наверное, именно такие дети заставили нас вплотную заняться данной проблемой, и теперь мы хотим поделиться своими наработками.

Цель  проекта: Выявление одарённых детей и   создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент, может быть, еще не проявилась, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.

Задачи:

1. Познакомиться с научными данными о психологических особенностях одаренных детей и методических приемах работы с ними.

2. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического, творческого развития одаренных детей.

3. Познакомиться с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики.

4. Провести отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

5. Предоставить возможность учащимся совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, через самостоятельную работу.                      

6. Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

7. Создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.

Этапы:

1. Подготовительный

2. Аналитический;

3. Организационно-деятельностный;

4. Этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Гипотеза: Если планомерно и систематически реализовывать указанные цели и задачи, то возникнут благоприятные условия для создания творческой образовательной среды, способствующей выявлению и развитию одаренных детей.

Объект исследования: деятельность учителя и ученика в процессе развития одаренности у школьника.

Предмет исследования: цели, содержание, формы и методы деятельности учителя в процессе развития одаренности у школьника.

Ожидаемый результат: при условии успешного решения поставленных задач произойдет рост познавательного интереса, повышения мотивации одаренных детей к учебной деятельности, а также их интеллектуального и творческого развития.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

- количественный и качественный рост одаренных детей по математике;

- рост призовых мест в городских и областных предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах;

- рост количества выпускников, получивших при поступлении в ВУЗы Образовательные гранты;

- создание мониторинга результативности работы с одаренными детьми.

Диагностический инструментарий:

- интеллектуальные тесты и творческие задания для выявления одаренных детей;

- исследование уровня мотивации одаренных детей к учебной деятельности;

- проведение олимпиад и интеллектуальных конкурсов, участие в исследовательской деятельности;

- ведение мониторинга результативности работы с одаренными детьми.

В настоящее время общепризнанное определение "одаренности" отсутствует. Произнося "одарённые дети", мы допускаем возможность существования некой особой группы детей, которые качественно отличаются от сверстников.

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными:

  • дети с высокими показателями по специальным тестам;
  • дети с высоким уровнем творческих способностей;
  • дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты, спортсмены и др.), эту категорию чаще всего называют талантливыми и для них создают специальное образовательное пространство;
  • дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

В нашей школе разработана программа "Развитие одарённости школьников", которая начинает работать уже в начальной школе и даже дошкольных учреждениях. Ведя карту развития ОД, мы наглядно видим динамику роста или спада интересов, и можем прогнозировать успехи учащихся в каких-то областях знаний. При переходе из начальной школы в среднее звено проводится педконсилиум, где учителя и психолог дают подробную характеристику всех видов психических и познавательных процессов, которые отслеживаются на протяжении всего периода обучения. Одаренные дети нуждаются во внимательном, доброжелательном отношении, во вдумчивом педагогическом руководстве, в психолого-педагогической поддержке, в развитии своих способностей. С этой целью мы создаём творческую среду, способствующую формированию личности, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.

В качестве инновационной педагогической технологии в преподавании математики в 2007-2008 учебном году в нашей школе выбрали стратовую технологию дифференциации обучения, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход.

Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.

Как выясняется в процессе реализации стратовой технологии, она способствует успешной подготовке учащихся к дальнейшему профильному или углубленному обучению, а также повышению эффективности работы отдельных учителей и учебного заведения в целом.

Суть технологии в следующем: при сохранении основных структурных единиц (классов) происходит распределение учащихся в рамках одной параллели на несколько (в зависимости от количества классов в параллели) страт по каждому из выделенных для такой формы обучения предметов (например, математика).

Первая страта (высокий уровень) комплектуется прежде всего из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями учебной успешности, высоким уровнем развития познавательного интереса к предмету.

Это позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, разработать ориентированную на "зону ближайшего развития" каждого школьника педагогическую технологию, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности их обучения.

Проведённый анализ применения данной технологии для обучения математике на протяжении трёх лет показывает:

1) положительную динамику развития всех психических процессов;

2) учащиеся 8-9-х классов, обучаясь в первой страте, являются победителями и призёрами городских олимпиад по математике;

3) учащиеся первых страт в 5-7-х классах являются не только постоянными участниками различных интеллектуальных конкурсов и олимпиад (например, "А?-Бота", "Кенгуру-математик", "ФизМат"), но и занимают призовые места;

4) в 2009-2010 учебном году 58% выпускников 9-х классов, обучавшихся по данной технологии, поступили в колледжи Республики Казахстан на бюджетные отделения, а 25% учащихся (из них 90% - это ученики первой страты) продолжили обучение в СОШ№1 в 10-м классе естественно-математического направления, показывая хорошие результаты в изучении всех дисциплин данного профиля и становясь победителями и призёрами городских олимпиад по математике, физике, химии, биологии, географии.

Применение стратовой технологии обучения является частью работы, проводимой с одарёнными детьми и учащимися с ПУС.

Для создания эффективных методов работы с одаренными детьми учитываем основные факторы и механизмы, определяющие развитие одаренности, а также особенности развития познавательной сферы и психосоциального развития.

Нами в составе школьного методического объединения разработана система работы с одаренными детьми и с учащимися с повышенными учебными способностями. Приведем конкретные примеры из нашей педагогической практики.

1. Мы активно работаем в рамках реализации городской программы "Одарённые дети". Поэтому, считаем вправе рекомендовать проведение серии интеллектуальных игр: 7-8-е классы - "О, счастливчик!", 9-10-е классы - "Эрудицион". Эти игры объединяют детей всех школ города, которых мы относим к категории одарённые дети.

2. Работая с ОД 11-13 лет в летней школе, педагог ставит цель: повышение мотивации у ребёнка к предмету, к достижению которой ведут следующие шаги: опережающие задания, задания повышенной трудности, решение практических задач на местности, применение компьютерных технологий.

3. Придать исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности позволяет работа над научными проектами. Учебный процесс в этом случае строится на основе самостоятельного поиска ребёнком новых познавательных ориентиров. Здесь мы используем следующие формы: краткие сообщения - пятиминутки, разработка и конструирование наглядных пособий по теме, самостоятельное составление прикладных задач по теме с использованием материала из жизни, подготовка докладов, написание рефератов, индивидуальные и групповые исследовательские работы (например, практические работы), научные проекты. За последние несколько лет наши учащиеся являются постоянными участниками и призерами городских научно-практических конференций.

4. Целью внутришкольных олимпиад мы ставим не только выявление одарённых учащихся и повышение интереса к предмету, но и привлечение их к систематическому углубленному изучению математики. Стараясь активизировать мыслительный процесс, предлагаем учащимся задачи разной степени сложности. Победители участвуют в городской олимпиаде. Для достижения более высокого результата мы ежегодно проводим с учениками СОШ№1 занятия математической школы олимпийского резерва, а на протяжении нескольких лет участвовали в работе городской школы олимпийского резерва, где проводили занятия по различным темам для одарённых детей.

5. Логическая культура не является врожденной, её надо воспитывать. Этому эффективно способствует изучение основ логики, как предмета образования.

Вот уже третий год нами ведется кружок "Логика". Мы предположили, что если реализовать этот курс, то уровень логического мышления учащихся позволит им стать более мобильными, адаптированными к жизненным ситуациям.

На занятиях решаем логические задачи разных типов, учимся искать закономерности. Увидев разнообразие задач, учащиеся создали электронное пособие по теме "Логика перебора", которое можно использовать как учащимся 6-х классов, так и более старшего возраста. Ребята могут работать по данному пособию как самостоятельно, так и вместе с учителем.

6. Конкурс "Кенгуру" мы проводим, начиная с 2000г. в рамках школы, а с 2003г. наши учащиеся являются не только активными участниками, но и его победителями.

Кроме того учащиеся нашей школы являются активными участниками конкурсов "А?-Бота", олимпиад, проводимых РСФМШИ, Дарын и ВУЗ-ми Республики Казахстан и России.

7. В качестве ещё одного критерия оценки ожидаемых результатов можно выделить и такой результат нашей работы с учащимися с ПУС - рост количества выпускников, получивших образовательные гранты РК для обучения по техническим и экономическим специальностям.

Чемезова Анастасия, являясь неоднократным призёром и победителем городских олимпиад, в 2004 году поступила в КарГУ на физико-математический факультет по образовательному гранту, в 2008 году с отличием его окончила и сейчас работает преподавателем математики в Саранском Гуманитарно-Технологическом Колледже.

8. Всем известно изречение, что "только творческий педагог может воспитать творческую личность" и все предметные недели, проводимые ежегодно учителями математики, не похожи одна на другую и вызывают огромный интерес у учащихся, отклик у родителей, одобрение коллег и администрации. Этому есть несколько причин: во-первых, максимальный охват детей, начиная с начальной школы; во-вторых, изобилие наглядного материала, изготовленного детьми, родителями, которым завешаны стены рекреаций; в-третьих, это нестандартные конкурсы: "Биржа знаний", "Математический калейдоскоп", "Антикроссворд", "Аукционы", "Математическая ярмарка", "Математическое кафе", "КВН между учащимися и учителями гуманитарного цикла" и др. Главный результат мероприятий - появление новых "звёздочек", открытие нового и неизведанного, и, конечно же, ценные призы детям. Наши новоявленные "пифагоры" поступают в заботливые руки школьных психологов, которые продолжают с ними работу.

Несмотря на накопленный опыт в обучении одаренных детей, многие важные проблемы остаются нерешенными, а именно, проблемы сохранения физического и психического здоровья детей в условиях интенсификации обучения, психологические последствия использования новых информационных технологий.

При реализации данного проекта в СОШ №1 мы столкнулись с рядом проблем, возникающих и в работе учителей, обучающих данную категорию учащихся:

1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

2. Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения.

3. Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.

4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители этих детей.

5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в  создании условий для развития природных задатков школьников.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный  потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Поэтому проблема обучения и развития одарённых детей  требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности.

Конечно, перечислить все формы и методы при работе с одаренными детьми невозможно. Педагогический опыт показывает, что вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способны творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. А при   всех   существующих трудностях в  системе   общего  среднего образования  сегодня   открываются  новые  возможности  для развития личности учащегося и одаренной личности в частности.

Мы считаем, что наш проект     предусматривает    целенаправленную   работу   с    одаренными учащимися,  начиная  с   начальной школы  и  до  осознанного   выбора жизненного пути. Ведь мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Только тогда раскрываются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения. 

Приложение 1

Список используемых источников

  1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО "Центр социального проектирования "Возрождение" , 2004
  2. Блинков А.Д., Лови О.В. Стратовая дифференциация обучения // Завуч. - 1998. - № 4.
  3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. - М., 1997. - N 4. - С.11-17.
  4. Индивидуализация и дифференциация обучения. Инге Унт. Москва: Педагогика,1990.
  5. Практика обучения: Современные образовательные технологии. Д.Г.Левитес. Москва-Воронеж,1998.
  6. Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение.- Ярославль: Академия развития, 2004.-352с.
  7. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе.- Екатеринбург: У-Фактория, 2004-272с.
  8. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/ Авт.-сост. Н. И. Панютина и др. - Волгоград: Учитель, 2007.-204с.
  9. Яковлева Е.В. Система стратовой дифференциации обучения и воспитания младших школьников на основе личностно-ориентированного подхода. Монография. - Череповец: ЧГУ, 2004.