Глагол. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: формировать и совершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола.

Задачи:

  • повторить существенные признаки глагола.
  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи.
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, уважение друг к другу.

Оборудование: учебник, карточки, таблицы.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.

- Здравствуйте, сегодня у нас гости. Поприветствуем их. Первыми сядут девочки, вторыми мальчики.

Психологический настрой.

- Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое из них вам больше нравится? (ответы детей). Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, к концу урока хорошее настроение будет у всех.

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ.

Расшифруйте анаграммы, найдите “лишнее” слово.

  • УАМСМ (сумма)
  • ЬАОСТЗРН (разность)
  • АОЛЛГГ (глагол)
  • ОЕАСТЧН (частное)

(глагол – часть речи; сумма, разность, частное – название математических действий)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока (глагол)

Верно, тема нашего урока - глагол. Сегодня на уроке мы будем формировать и совершенствовать знание о существенных признаках глагола.

Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я от вас друзья не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

ЧИСТОПИСАНИЕ.

- Сравните информацию в верхних клетках и в нижних, найдите в ней логичную связь. Это даст возможность заполнить пустую клетку.

Упала крупная капля
? п с

(Капля – существительное, крупная – прилагательное, упала – глагол, значит, вместо знака вопроса должна быть буква “г”).

дом печь куст
о е ?

(В слове дом гласный звук “о”, в слове печь – “е”, а в слове куст – “у”).

1 3 13
А В ?

(В алфавитном порядке первая буква “а”, третья – “в”, тринадцатая – “л”).

- Какое слово можно составит из этих букв? (луг)

- Как превратить слово “луг” в слово “вор”?

Луг-лог-лом-ком-кол-вол-вор.

Итог: по чистописанию.

III. Работа по теме урока.

Сценка “ Глагол”. ( Книга “ Учимся играя”, стр. 333 “Глагол и его друзья” )

а) Оживите картину.

На доске: Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.

Прочитайте текст. Вставьте в предложение глаголы. Дополните текст 2-3 своими предложениями. (Наступила, уснула, погасли, качаются, пошёл, белеют ).

- Какими словами “оживили” картину? (глаголы, назовите их).

Почему именно эти слова “ оживили” картину? (Эти слова обозначают действие).

- Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов – важнейший вид слова. Ведь глагол – одна из двух частей речи, без которых не построить предложения, не передать собеседнику никаких сообщений.

Учитель: - О каких двух частях говорил автор? (о существительном и глаголе ).

По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.

б) Работа по учебнику. стр. 173 упр. 398.

- Прочитайте

- Найдите в этом стихотворении глаголы (мели, летел, текут).

- На какие вопросы отвечают эти слова? (что делали? мели; что делал? летел; что делают? текут).

- Что обозначают? (действие предмета).

- Как изменяются ? (по временам, по числам).

- Каким членом предложения являются? (сказуемым).

- Спишите, подчеркните глаголы.

Упражнение 402 (устно)

- Прочитайте, И ответьте на вопросы:

- Почему так назван текст?

(Мальчики не помогли котёнку, они гадали, что произойдёт).

- Найдите описание котёнка.

(Маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал).

- За что автор осуждает мальчиков? (за их равнодушие).

IV. Физкультминутка.

Подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, нёс, делать, вынес, сделать, написать, писать.

- Встаньте. При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.

V. Словарно-орфографическая работа.

- У вас на столах карточки. На карточках написаны слова с пропущенными орфограммами. Вам необходимо поставить пропущенную орфограмму, и от данных слов образовать однокоренные глаголы, запишите их.

Взаимопроверка.

VI. Коллективная работа.

Упражнение 399.

- Прочитайте задание.

- Давайте вспомним, на какой вопрос отвечает существительное?

- Что означает?

- На какие вопросы отвечает прилагательное?

- Что означает?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Что означает?

(У доски три ученика).

Запишите предложение под диктовку. Весной река разлилась и затопила низкие берега.

- Разберите предложение по членам, составьте схему.

- Разберите по составу: маленькие островки.

- Разберите имена существительные: спасение, зверькам, река.

Домашнее задание: стр. 214, упр. 215

VII. Итог урока.

- Расскажите о глаголе по плану:

1. Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Как изменяется? (по временам и по числам).

4. Каким членом предложения является чаще всего?

VIII. Стихотворение “Я учу глаголы”.

Я пришёл со школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
“Кричать” - кричу,
“Вертеть” - верчу,
“ Двигать” - двигаю,
“ Прыгать” - прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!..
Всем спасибо! До свидания!
Открываю: наш сосед…
(Он живёт под нами )
Не причёсан, не одет -
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
- Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
- Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы,
И учу глаголы…