Творческий диктант на уроках развития речи по русскому языку

Разделы: Русский язык


Методике русского языка известны различные виды работ по развитию речи, которые успешно используются в школьной практике (изложения, сочинение и т.д.) Наряду с сочинением и изложением в методике русского язык разрабатываются отдельные виды диктантов, играющих важную роль в развитии речи учащихся. Особое место среди них занимает творческий диктант, который служит одновременно задачам развития речи и обучения правописанию.

С.П.Редозубов, Н.С. Поздняков относили к творческому диктанту такой вид упражнения, при котором «учащиеся составляют и записывают предложения с данными словами» А.В. Текучев указывал, что «творческий диктант – собирательное название разнообразных упражнений творческого характера. Он проводится, как правило, и с целью развития речевых навыков учащихся. Вот схема упражнений типа творческого диктанта: придумываются или записываются слова – примеры на определенную орфограмму. Одно или несколько слов записываются на доске. Из записанных слов учащиеся составляют предложения». С точки зрения М.В. Ушаков, творческий диктант «предполагает такую запись диктуемого, при которой учащиеся вводят в текст определенные слова или словосочетания или заменяют одни формы слов другими». Т.А. Ладыженская, вслед за М.В. Ушаковым, относит к творческим диктантам «такой вид упражнений, при котором учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст слова или словосочетания другими, близкими по значению грамматическими категориями».

По мнению М.Р. Львова, «под названием «творческий диктант» подразумеваются разные упражнения. Один вариант: в соответствии с изучаемой грамматико – орфографической темой подбираются и разбираются слова; с ними составляются предложения и связный текст на заданную тему; эти слова могут употребляться как в исходной, так и в заданной форме. Другой вариант: прочитывается текст, разбирается, выделяются обязательные для использования слова; затем текст записывается учащимися свободно, творчески, но указанные слова должны быть употреблены. Творческий диктант имеет много общего с изложением по опорным словам, со сводным диктантом».

Думается, при некотором изменении подхода возможности творческого диктанта можно расширить. Творческий диктант можно определить как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи школьников, который предполагает частичное самостоятельное конструирование текста (на данной основе) с целью выяснения стилистических функций грамматических категорий.

Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине.

Если творческий диктант проводится как контрольный, то стилистическая правка текста и совершенствование написанного происходит на следующем уроке (после проверки ученических работ). В дальнейшем же школьникам можно предложить написать сочинение – описание природы по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». После такой подготовки сочинения учащихся отличаются богатством содержания, образностью и выразительностью.

Таким образом, в творческом диктанте заложены большие лингвометодические возможности для развития речи школьников в процессе обучения родному языку. Хотелось бы, чтобы учителя регулярно использовали этот вид диктанта в практике своей работы в школе.

Урок русского языка. Развитие речи.

Класс: 6 класс.

Тема урока: Творческий диктант по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Цели урока:

  1. Воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи и музыке.
  2. Обучающая – научить учащихся пользоваться определенными группами слов (прилагательными), научить их точно, красиво и ярко описывать предметы с помощью слов и словосочетаний; помочь им овладеть навыками описания изображенного на картине пейзажа; формировать у учащихся умение строить текст в определенной композиционной форме, научить систематизировать собранный материал и определять основную мысль высказывания; предупредить речевые недочеты и грамматические ошибки в работах; подготовить к сочинению по картине.
  3. Развивающая – развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного.

Оборудование: картина К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», книга «К.Ф. Юон»,

Эпиграф урока:

«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года».
А. С. Пушкин.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа – по картине.

2. Вопросы классу:

- Как строится описание?

- Каковы задачи художественного описания?

Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка. Своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось воплотить этот замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение), и передать свое отношение к пейзажу на картине, те чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.

- Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать? (сравнения, метафоры, слова в переносном значении).

- Какая часть речи помогает вам точно и ярко описывать признаки предметов? (Имя прилагательное).

3. Слово учителя:

Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника, создателя глубоко национальных образов русской природы Константина Федоровича Юона, с его картиной «Конец зимы. Полдень». Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся полнее и точнее о ней рассказать, а затем вы напишите творческий диктант по этой картине.

К.Ф.Юон (1875 – 1958) родился в Москве, здесь же окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил изображать конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Нежное голубое небо, голубовато-розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это предстает на полотнах К.Ф. Юона. Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» создают праздничное, жизнерадостное настроение.

4. Беседа по картине.

- Рассмотрим картину К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

- Каково обще впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства, желания рождает пейзаж? Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?

- Каков, по - вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Конец зимы…»

Эта картина о том своеобразном настроении, какое испытывает человек в зимы: все истомилось и ждет тепла и света, но, все же жаль уходящей зимы, с ее красотой и забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром она называется «Конец зимы. Полдень».

- Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем лане? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане? На что решился живописец, чтобы снег оказался хорошо освещенным? Какую позицию по отношению к солнцу он занял? Какими кажутся при этом предметы (все, кроме снега)?

Все тянется к теплу и свету. Куры деловито копают снег. Солнышко их выманило. Березы, стройные, статные, тянут к солнцу свои руки-ветки. Солнце золотит поленницу дров и ласкает стволы берез. Лыжники подставили лица солнцу. Художник сел против солнца, отчего все предметы на картине затенены, нет ярких пятен. Ничто не должно отвлекать от главного замысла – показать красоту снега, освещенного солнцем.

- А как выглядит снег на переднем плане картины Юона? Каким изобразил художник небо?

Небо нежное, все светится, переливается нежно-розовым цветом. Снег впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными, перламутровыми оттенками розового, голубого, зеленого. На снегу короткие темные тени от берез, глубокие синие человеческие следы. (Учитель показывает школьникам морские раковины, обращает внимание на их окраску: они белые, цвета слоновой кости, перламутровые. Трудные для написания слова написаны на доске. Проводится сопоставление цвета раковин и снега.)

-Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины? Какие краски преобладают на заднем плане? Почему автор дал задний план в темных, холодных тонах?

-На заднем плане царство зимы. Солнце не проникает в чащу, снега е тронуты, косогоры заснежены. Путем контраста автор подчеркивает нежность и красоту снега на переднем плане.

5. Прослушивание музыкальной пьесы.

-Богатством красок и звуков весна привлекла и замечательного художника К. Ф. Юона, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 г. написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите. Это «Март. Песня жаворонка».

После небольшой паузы класс отвечает на вопросы:

  1. Что представляете вы, когда слышите эту музыку?
  2. Как звучит мелодия в музыке П. Чайковского?
  3. Понравилась ли вам эта музыка и чем?
  4. Что общего между картиной Юона и музыкальной пьесой Чайковского?

Чайковский передал в звуках то же, что Юон красками, - пробуждение природы, наступление весны.

6. Работа со стихотворениями, пословицами, поговорками, загадками о весне.

-Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихотворения о весне вы знаете?

Учитель обращает внимание детей на эпиграф урока (он записан на доске):

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

(А. С. Пушкин)

-Почему А. С. Пушкин называет весну «утром года»? Как природа встречает весну?

7. Речевая подготовка. (Словарная работа).

-Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.

Задание 1. Подберем синонимы к словам.

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.

Картина – полотно, репродукция.

(Картина) чудесная – замечательная, прекрасная.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует).

Блестит – искрится, сияет, сверкает.

(Небо) голубое – лазоревое, светло-синее.

(Березки) стройные – статные.

(Настроение) праздничное – бодрое, жизнерадостное.

Задание 2. Можно ли при описании картины воспользоваться следующими образами? Объясните, почему нельзя?

Снег, как цветной ковер; белоснежный ковер.

Задание 3. Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение? (Снег играет, солнце льет свет, задумчивые березки, суровая зима…)

-Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать свое описание образным, выразительным.

8. Чтение текста диктанта.

Обращаем внимание на то, что текст очень обедняет картину. Это объясняется тем, что в нем почти нет прилагательных, которые указывают на признаки изображенных предметов.

- Но описание картины можно сделать более полным и ярким, если обогатить текст определенными словами, называющими признаками изображенных предметов и действий.

Наша задача – распространить предложения за счет определений (прилагательных), но так, чтобы употребленные слова соответствовали изображенному на картине, чтобы определения были яркими, образными и выразительными.

Перед чтением диктанта разбираются два предложения, записанные на доске. Предложения: (Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, теплый).

Имена прилагательные подчеркиваются.

Учитель обращает внимание детей на правописание наречий, обозначающих местоположение: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали и др. (они записаны на плакате).

- А теперь я буду читать предложения и ставить вопросы к словам, к которым нужно подыскать прилагательные. Посмотрим, как от этого изменится текст.

К. Ф. Юон больше всего любил изображать на своих полотнах (русскую весеннюю) природу. Наступлению весны он посвятил картину «Конец зимы. Полдень».

(Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, теплый). Небо нежное, все светится, переливается (розовым, голубоватым) цветом . На картине не изображено солнце, но мы чувствуем (золотистый, солнечный) свет на (тонких, стройных, статных, белоствольных, задумчивых) березках, (пышных, колючих) елях, на бревнах деревенской избы. Даже лыжники подставили лица солнцу!

В центре картины (пестрые, веселые, деловитые) куры выискивают зернышки в (талом, рыхлом) снегу. Справа красуются (островерхие, пушистые, вечнозеленые) ели. Слева (большой, бревенчатый, деревянный) дом, с его крыши сползает (огромная, белая-белая) шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в (солнечный зимний) день. Здесь, на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками (розового, голубого, зеленого, бирюзового, лазоревого), как морская раковина.

Вдали виднеется (большой, темный) лес. Там еще царство зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому снег (белый-белый), как мел. Путем контраста Юон подчеркнул нежность и красоту снега не переднем плане.

Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создает (весеннее, праздничное) настроение. Художник хорошо показал конец (долгой, суровой) зимы.

9. Запись текста диктанта.

10. После записи диктанта двое-трое учеников читают получившийся у них текст.

-Какой вывод вы можете теперь сделать? Как и почему изменился текст диктанта? (Делается вывод о значении имен прилагательных в нашей речи.)

Далее весь класс привлекается к обсуждению прочитанных вариантов. Учащиеся отмечают неудачные вставки, предлагают свои, более точные и выразительные определения.

Одно из предложений диктанта заново записывается после обсуждения.

Стилистическая правка. Совершенствование написанного.

Учитель диктует новые предложения:

  1. На снегу четко отражаются (короткие, темные, голубоватые) тени от берез.
    Весь класс обсуждает варианты вставки, и все записывают текст с наиболее подходящими прилагательными.
  2. В центре картины, на солнце, стоят (белоствольные, стройные) березы с (голыми, тонкими) веточками и ждут весны.
  3. Художник писал свою картину о наступлении весны (яркими, солнечными) красками, поэтому она вызывает чувство радости у каждого, кто на нее смотрит.

Литература

  1. Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М., 1963. – с.5.
  2. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988. – с. 205.
  3. Редозубов С.П., Поздняков Н.С. Методика преподавания русского языка. – М., 1952. – с. 49.
  4. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980. – с. 272.
  5. Балашова Т.Ю. Творческий диктант на уроках развития речи. Журнал «Русский язык в школе» 1998, № . с. 17 -21.

Презентация.