"Литосфера". Итоговый урок

Разделы: География


Цели:

  • закрепить основные теоретические знания по теме “Литосфера”;
  • выполнить задания для проверки и закрепления знаний в соответствии с требованиями госстандарта образования по географии;
  • воспитывать в учащихся чувство патриотизма, любовь к родному краю, родной природе.

Оборудование: физическая карта мира, физическая карта России, атласы, карточки-задания для проверки знаний и умений, контурные карты.

Тип урока: урок-зачет

План урока:

  1. Разминка. Устные ответы на вопросы учителя.
  2. Работа со схемой “Строение литосферы”
  3. Работа с заданиями на карточках, контурных картах, определение географических координат вулканов.
  4. Работа с атласами и настенной географической картой.
  5. Сообщение о рельефе Волгоградской области (при помощи учителя).
  6. Кроссворд “Литосфера”.
  7. Итог урока.

Литосфера.
Долгое, долгое время
Она грохотала, дымилась,
В складки сминалась.
В других же местах –
В равнины она превращалась.

Ход урока

  1. Разминка. Устные ответы на вопросы учителя.
  2. Каково внутреннее строение Земли?
  3. Что такое горные породы и на какие группы они делятся?
  4. Что такое землетрясение? Каковы его причины?
  5. Чем отличаются действующие вулканы от потухших?
  6. Что такое рельеф?
  7. Какие основные формы рельефа вам известны?
  8. Чем гора отличается от холма?
  9. Какие равнины бывают по форме?

Работа со схемой “Строение литосферы”

- Что такое литосфера? Из чего состоит?

- Какова средняя толщина?

- На какие части разделяется?

 

а – осадочные породы

б – гранитный слой

в базальтовый слой

- Какие характерны природные явления?

Работа с заданиями на карточках, контурных картах, определение географических координат вулканов.

Класс делится на четыре группы и каждой группе предлагается задание на карточках, в контурных картах и атласах.

Карточка 1.

На контурной карте обозначьте горы: Анды, Кавказ; равнины: Русскую и Амазонскую.

Карточка 2.

Определите координаты вулканов: Везувий, Этна, Ключевская Сопка. (41° с. ш. 16° в. д., 38° с. ш. 14° в. д., 56° с. ш. 161° в. д.)

Карточка 3

Определите формы рельефа и проставьте цифры, обозначенные на рисунке против названия соответствующей формы рельефа.

Горы – (3)

Низменность – (1,5)

Возвышенность – (2,7)

Плоскогорье – (4)

Впадина - (6)

Карточка 4.

На рисунке соответствующими цифрами обозначьте формы рельефа дна океана: 1) материковая отмель (шельф), 2) материковый склон, 3) котловина, 4) срединно-океанический хребет, 5) глубоководный желоб.

Работа с атласом и настенной географической картой.

Найти в картах атласа следующие объекты: Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Уральские горы, Гималаи, Марианский желоб. Показать на настенной карте с комментарием их географического положения.

Рассказ о рельефе Волгоградской области (сообщение). Приложение1

Кроссворд “Литосфера”

    л ь б р у с                  
а в н и н а                      
  о р с т                        
          4п о л е з н ы е          
        5п л о с к о г о р ь я      
                6 ф и з и ч е с к о е
                е й з е р ы      
                о р д и л ь е р ы
                    а г м а      
  1. Самая высокая гора на Кавказе.
  2. Бывает Западно-Сибирская и Русская…
  3. Приподнятый, обычно вытянутый участок земной коры, образовавшийся вследствие тектонических движений.
  4. Ископаемые горные породы, используемые человеком в его хозяйственной деятельности.
  5. Обширные выровненные участки с абсолютной высотой более пятисот метров.
  6. Выветривание под действием колебания температуры.
  7. Горячие источники, вытекающие или бьющие из земли.
  8. Горная система, протянувшаяся с севера на юг в западной части Северной Америки.
  9. Расплавленная каменная масса в недрах земли.

Подведение итога. Нужно ли изучать литосферу и какое она имеет значение для человека?