Урок письма "Письмо строчной и прописной букв г, Г"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить правильно писать строчную и прописную буквы согласных Гг;
  • отрабатывать умение писать слоги, слова, предложения с использованием строчной и прописной букв гГ;
  • формировать графические и орфографические умения; развивать речь, наблюдательность, внимание; воспитывать интерес к природе, окружающему миру.

Оборудование: иллюстрация леса; виды съедобных и ядовитых грибов; табличка с написанием образцов буквы; пропись №3 в электронном варианте; электронные физминутки.

1. Организационный момент.

    Ну-ка, посмотри. Дружок,
    Ты готов начать урок?
    Все ль на месте, все ль в порядке:
    Ручка, пропись, карандаш?
    Все ли правильно сидят?
    Все ль внимательно глядят?

2. Освоение строчной буквы.

Отгадайте загадку:
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь-
Чистоплотный серый: (гусь)

- Какой звук вы слышите в начале слова? (звук / г/)

- А что гусь держит в руках? (гитару)

- А в этом слове какой звук в начале слова? (звук /г'/)

- Два звука /г/ и /г'/. Что вы знаете об этих звуках?

(согласный, звонкий, твердый или мягкий)

3. Постановка цели урока.

- А какой буквой на письме обозначаются два звука /г/ и /г'/?

(буквой г).

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать строчную и прописную буквы гГ. (вывешивается табличка с буквами)

4. Анализ образца букв.

1) Посмотрите на печатные большую и маленькую буквы.

На что похожа буква? (показ рисунка)

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.

Печатные похожи, но отличаются размером самих букв.

2) А теперь посмотрите на письменные буквы. Они совсем разные по написанию.

Давайте скажем из каких элементов состоит строчная буква г? (из короткой прямой линии с закруглением вверху и внизу)

3) Посмотрите, как я буду ее писать.

Начинаем писать чуть ниже первой линии помощницы, доводим до линии, закругляем, переходя в прямую линию, которую ведем до рабочей строки, закругляя линию влево.

4) Письмо в воздухе под счет.

Поставим ручку на доску и пишем, считая и-раз-и.

5) Обведите букву на строчке и на поле картинки по серому цвету. Обозначим выделенный звук под звуковой схемой в начале страницы.

6) Письмо букв в строчках.

На 1-й стр.- обведите по серому цвету, по штрихам и самостоятельно допишите до конца.

На 2-й стр. - самостоятельная запись учащимися.

7) Ребята, рассмотрите соединение новой буквы с последующими:

Первая г - без соединения. Почему? (т.к. может стоять в конце слова)

вторая г - соединение нижнее. Какую можно написать букву?

(букву л)

Третья г - соединение среднее. Какую запишем здесь букву?

(букву е)

Четвертая г - соединение верхнее с дополнительной черточкой. Какую запишем здесь букву? (и)

пятая г - соединение верхнее с дополнительным элементом с петелькой. Какую здесь запишем букву? (а)

8) Обведите по серому цвету соединения новой буквы со следующими. (самостоятельно)

- Прочитаем какие слоги получились?

5. Физминутка.

Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Посмотрел он вправо, влево.
Повороты сделал смело.
Пощипал немного пух,
И с разбегу вводу плюх?

9) Письмо слов под диктовку: гусь, гусята. (на доске)

На 1-й строке - схематическая запись

На 2-й строке записываются слова под диктовку.

6. Электронная физминутка для глаз.

7. Освоение прописной буквы.

1.  Посмотрите на картинку стр. 36 и скажите:

  • Кто шел по тропинке? (ребята)
  • Назовите их имена? (Это Гена и Галя)
  • Куда они шли? (Гена и Галя шли в лес)
  • Какие первые звуки в именах детей вы слышите? (г',г)
  • Какую нам нужно научиться писать букву, чтобы написать имена детей? (Прописную букву Г).

2. Из каких элементов состоит прописная буква Г?

  • Из длинной прямой линии с закруглением внизу вправо, и сверху из надстрочного элемента прямой линии с закруглением.
  • Посмотрите, как я буду писать ее на доске(показ).
  • Письмо в воздухе: я на доске и вы вместе со мной.

Ребята, давайте выясним начало письма буквы на ваших строчках в прописи.

Обведите элементы букв. Теперь сами буквы по серому цвету, по штрихам и допишите до конца строки эту же букву.

3. Самостоятельное письмо буквы во второй строчке.

4. Рассмотрите соединение прописной буквы с последующими.

1-я стр. - соединение нижнее, допишем букву л.

2-я стр. - соединение среднее, допишем букву е.

3-я стр.- соединение верхнее с дополнительной чертой, букву У.

4-я стр. - соединение верхнее с дополнительным элементом с петелькой, допишем букву о.

Обведите следующие элементы соединений по серому цвету с выбором нужного соединения.

Давайте прочитаем, что же у нас получилось? (слоги).

Прочитаем хором.

8. Физминутка для пальцев.

9. Закрепление письма строчной и прописной букв.

1. Беседа о лесе.

- Ребята, мы с вами сказали, что Гена и Галя пошли в лес. Посмотрите в руках у них корзины.

- А как вы думаете, для чего дети пошли в лес? (собирать грибы). (вывешивается картинка леса)

- Правильно, в лесу можно собирать грибы, ягоды.

- Скажите, а какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные) (на доску вывешиваются картины грибов).

- Посмотрите на картинки грибов съедобные и ядовитые грибы. Здесь написаны их названия, (называет учитель). Вот некоторые названия ядовитых грибов, которые опасны для жизни человека. Поэтому собираясь идти в лес за грибами, люди должны хорошо уметь отличать съедобные грибы от ядовитых.

- А как надо правильно собирать грибы?

(срезать под корень, чтобы не повредить грибницу).

2. Давайте запишем первое слово между картинками.

- Посмотрите, что это за слово? (дети читают)

- С какого звука начинается слово? ( /г/).

- Какой буквой обозначим? (буквой г).

- А как нужно правильно написать слово Галя? (с большой буквы)

- Впишите прописную букву Г и обведите слово по буквам.

3. Прочитайте 2 слово(грибы).

- С какого звука начинается слово? ( со звука /г/).

- Какой буквой обозначим? (буквой г).

- С какой буквы начнете писать слово? (со строчной буквы г).

4. Как думаете, какие ягоды дети нашли в лесу?

- Ребята эти ягоды называются калина.

- Посмотрите на картинку (показ на икт).

- Гроздья ягоды ярко-красного цвета. Их употребляют в пищу после первых заморозков. Калина- лекарственное растение. В ягоде много витаминов. Из ягод делают сироп, желе, кисель, мармелад.

- Прочитайте 3 слово между картинками. С какого звука начинается слово? (со звука /к/)

- С какой буквы начнете писать слово? (с буквы к).

5. Прочитайте предложение под картинкой.

В корзине грибы.

- А в чем ягоды? (в лукошке). Ребята лукошко берут для сбора ягод и грибов, корзинка для грибов. Так объясняются эти слова в словаре Ожегова(показ).

- Какие буквы нужно написать в словах? (к и г).

-Подчеркнем в предложении "Опасные места". Сколько их?(7).

- Обведите предложение по серому цвету, вписывая недостающие буквы.

- С какой буквой дружит буква г? Почему вы так думаете? ( парные согласные).

10. Итог урока.

а) Впишите на серую черту в рамке изученные буквы.

Какие звуки они обозначают?

Обведите по серому цвету известные буквы Кк. Какие звуки они могут обозначать?

б) Оценка каждым учеником своей работы.

в)Чему научились на уроке?

Что нового узнали?

Резерв

"Угадай загадку- напиши отгадку"
Царь грибов на толстой ножке
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он :(белый).

Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (гриб)

Под сосною на опушке
Преют рыжие макушки.
В мох душистый две косички
Прячут хитрые :(лисички)

Будто смазанные маслом,
Мы блестим на солнце красном.
Как лесные дошколята,
Под сосной растут :(маслята)

Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (мухомор)

Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (опята)

Лета первая примета
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (подберезовик)

Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (подосиновик)

После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпы разноцветные-
Самые заметные. (сыроежки)

  • В народе говорят:
    Лесу нет, и гриб не родится.
  • Под большим деревом и гриб вольготней живет.
  • Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок.
  • И зимой съел бы грибок, да снег глубок.
  • Где один гриб, там и другой.
  • Первый туман лета- верная грибная примета.
  • Не поклоняясь до земли, и грибка не поднимешь.
  • Назвался груздем, полезай в кузов.
  • Поздний грибок - поздний снежок.
  • Появились опенки - лето кончилось.
  • Надо раньше вставать, чтобы грибов набрать.
  • Коли грибы уродятся - и на хлеб урожай.

ЭТО ИНТЕРЕСНО.

  • Белка заготавливает на зиму до 600г сухих грибов.
  • Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик - по 4-5 см в сутки.
  • Каждый год на гектар леса падает свыше двух тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.
  • Лисички и луговые опенки - единственные грибы, которые почти никогда не бывают "червивыми".