Занятие кружка изобразительной деятельности по теме "Жар-птица"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: Научить создавать неповторимый образ жар - птицы, используя нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

  • Развивать творческое воображение на основе сложившихся обобщенных представлений о птицах.
  • Развивать цветовое восприятие, посредством подбора цветовой гаммы рисунка.
  • Коррекция мелкой моторики рук.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на результаты своего творчества.

Оборудование: альбомные листы, акварельные краски, гуашь, небольшие губки, кисточки, емкости с водой на каждый стол, мокрые тканевые салфетки для рук; иллюстрации к сказке П.Ершова "Конек-Горбунок", русской народной сказке "Иван - царевич и серый волк", дидактический материал "Птицы", технологическая карта Приложение 1, картинки с изображением декоративных птиц.

Речевой материал: Жар-птица, отпечаток, разноцветные, нетрадиционный.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Специальный коррекционный прием, настраивающий на осмысленную работу "Отгадай загадку".

К нам на пестрые страницы
Прилетели две: (синицы).
На шесте дворец
Во дворце певец, а зовут его :(скворец).
Непоседа птица эта -
Одного с березой цвета. (Сорока.)

2. "Узнай по описанию". Коррекционно-развивающее упражнение на развитие слухового и зрительного восприятия.

- У этой птицы длинная шея, клюв, ноги. Хвост пышный, и короткий. Окрас перьев серый, хвост черный. На голове красная шапочка.(Журавль.)

- У этой птицы длинная шея, ноги и клюв. Хвост короткий. Перья белые. Концы крыльев и хвост черные. (Аист.)

- У этой птицы крепкий клюв, ноги с цепкими когтями и пестрая окраска. На голове черные, красные, белые перышки. Крылья черно-белые. Грудка белая, желтый и красный живот. (Дятел.)

- Окраска этой птицы черная, с белой грудкой. У нее маленький клюв и короткие ножки. Крылья длиннее тела. Хвост раздвоенный. (Ласточка.)

Дети слушают описание птицы, подходят к столу и выбирают нужную картинку с изображением птицы.

3. Моделирование "Что общего у птиц".

- Назовите сходные признаки птиц (величина, длина клюва, хвоста, ног, окраска перьев).

- А чем они похожи?

Дети составляют модель общих признаков птиц.

II. Введение в тему.

1. Рассматривание картинок с изображением реальных и сказочных птиц. Специальный прием. Определение детьми темы занятия.

- Определите птиц не похожих на обычных.

- Чем они отличаются от реальных птиц?

- Где встретить таких птиц?

- В каких сказках вы встречали необычных птиц?

- Как их называют? Почему их назвали Жар-птицами?

- Назовите тему занятия. (Жар-птица).

2. Изображение Жар-птицы необычным способом рисования. Рисуем ладонью. (Показывается прием рисования с элементами аппликации.)

3. Работа по технологической карте. Порядок выполнения работы. Приложение 1

4. Коррекционная игра для развития цветового восприятия "Цвета радуги".

- Представьте, что идет дождь. Вы сидите у окна, слушаете шум дождя. Внезапно дождь прекратился, засияло солнышко, и на небе появилась радуга. Но что это? Все цвета в радуге перемешались. Помогите расположить цвета в нужном порядке. Вам поможет стишок-подсказка.

5. Релаксационная пауза. (Звучит музыка.)

Закройте глаза. Представьте, что вы лежите на мягком, теплом облаке. Облако плавно поднимается с земли и медленно несет вас по воздуху. Сверху на вас глядит доброе, ласковое солнышко, каждый лучик которого, согревает вас. Нежный ветерок обдувает вас. Доносится пение птиц. Вам хорошо, приятно, спокойно. Открывайте глаза, приступайте к работе.

III. Самостоятельная практическая работа.

В процессе работы воспитатель оказывает только косвенное воздействие на рисование. Следит за последовательностью выполнения работы. Напоминает, если потребуется.

ФИЗМИНУТКА

- Вы рисовали, рисовали, немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик:

  • коснулся глаз - откройте глаза;
  • коснулся лба - пошевелите бровями;
  • коснулся носа - наморщите нос;
  • коснулся губ - пошевелите губами;
  • коснулся подбородка - пошевелите челюстью;
  • коснулся плеч - приподнимите и опустите плечи;
  • коснулся рук - потрясите руками;
  • коснулся ног - пошевелите ногами.

Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся.

- Продолжаем работу.

IV. Рефлексия.

Рассмотреть несколько рисунков.

- Какие особенности Жар-птицы сумели передать в рисунках?

- Какие цвета выбрали? Почему?

- Что получилось? Что не получилось?

Воспитатель обращает внимание на интересные дополнения, которые дети внесли в рисунки.

- Какие чувства, какое настроение вызывает образ Жар-птицы?

- Что вам больше всего понравилось?

Литература.

  1. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям.- Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  3. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Разноцветный мир.1 класс - М.: Баласс, 2006.
  4. Пегги Дэвидсон Дженкинс Мэри Энн Кол Нетрадиционный виды рисования.
  5. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра. Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,1997.
  6. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2002.