Дифференцированный подход в обучении

Разделы: Начальная школа


Современная стратегия начального образования предусматривает формирование у детей младшего возраста способов мышления, обеспечивающих высокий уровень интеллектуального развития. Для этого необходима специальная система обучения, которая требует дифференцированного подхода в образовании учащихся начальных классов. Основная задача учителей начальных классов раскрыть индивидуальность ученика, помочь развиться, проявиться, обрести устойчивость к социальным воздействиям .Дифференцированный подход к образованию позволяет выстроить методическую логику усвоения темы спланировать наиболее сложные приемы определения результативности учебы на этих этапах. Учебные возможности школьников различны по разным предметам. Кроме того, они могут меняться, что бывает связано с разнообразными обстоятельствами. Так при правильно организованном учебно-воспитательном процессе повышается успеваемость учащихся, что свидетельствует о возрастании их учебных возможностей.

Задача педагога - внимательно следить за этими изменениями и вносить коррективы в  организацию  процесса обучения и воспитания.  Каждая  типологическая группа требует адекватного стиля  организации  ее познавательной деятельности.

Ученики с высшими  учебными   возможностями  усваивают новый материал быстро, они   свободно выполняют упражнения, решают задачи, с большим интересом работают над различными источниками знаний. У этих учащихся проявляется высокая самостоятельность. Они  стремятся решать оригинальные познавательные задачи, которые приносятим  удовлетворение. У этих учеников, как правило, развиты стержневые интересы к познанию закономерностей природы и мира,они  отличаются высокой (относительно возраста) начитанностью. Владея навыками самостоятельной работы   лучше своих одноклассников, они   могут свободно работать без постоянного надзора учителя. Эти учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности.

Ученики с высокими учебными   возможностями  имеют прочные знания, служащие реальной основой для успешной деятельности на занятиях. Они   обладают несколько меньшим потенциалом, чем ученики первой группы, но усваивают материал почти на том же уровне. Они владеют навыками самостоятельной работы , свободно анализируют материал, выделяют существенное, обладают способностью к абстракции. Одни из них не уступают первой группе в усвоении материала, но не всегда тщательно закрепляют изученное, так как не обладают высокой учебной   работоспособностью. Другие помедленнее усваивают материал, не сразу схватывая ключевые положения, но достигают хороших результатов благодаря самоотверженной работе   по достижению поставленных целей. Они   тщательно все анализируют, совершая разнообразные умственные операции. Эти учащиеся хорошо учатся, работают в быстром темпе. Однако нуждаются в некотором корректировании их  деятельности, периодическом контроле за их  учебными   действиями.

В третью группу входят учащиеся со средними учебными  возможностями . Они  при соблюдении всех требований дидактики могут учиться нормально. Отдельные из них , обладая высокой обучаемостью, характеризуются низкой учебной  работоспособностью. У них  нет прилежания, высокой целеустремленности в учебной   деятельности. Эти ученики нуждаются в том, чтобы их  деятельность тщательно направлялась, осуществлялся оперативный контроль за  их   работой . В этой же группе ученики с типичными средними показателями в обучаемости и  учебной   работоспособности.  Они  не всегда имеют нужный фонд действенных знаний, который бы служил верной опорой для усвоения новых знаний. Не в достаточной мере владея способностью к анализу, выделению существенного, а также не отличаясь высокой умственной самостоятельностью в познавательной деятельности, эти учащиеся нуждаются в оперативной поддержке и  помощи   педагога. Учитель должен обстоятельно планировать  их   учебно-познавательную   деятельность, оказывать поддержку,  помощь  и осуществлять оперативный контроль за их   работой . Эти учащиеся медленнее, чем их одноклассники из первой группы, усваивают понятия и всю систему знаний в целом, приобретают умения и навыки. В процессе  учебной  деятельности  они  не всегда могут напряженно работать, тщательно выполняют задания учителя только некоторые из  них .

При  организации   учебной  деятельности учащихся этой группы необходимо строго соблюдать постепенность перехода от простых к сложным и оригинальным видам деятельности. Этим учащимся  учебный  материал должен разъясняться основательно, с тщательным разбором, обстоятельной аргументацией всех положений.  Они  должны в строгой последовательности постепенно идти от упражнений по образцу до упражнения творческого характера. Причем им   необходимо выполнить большое число стандартных упражнений, позволяющих отработать способы деятельности и приобрести определенные навыки.

Четвертая группа - ученики с низкими  учебными   возможностями .  Они  отличаются от третьей группы тем, что имеют низкий уровень обучаемости или  учебной   работоспособности. Ученики с низкой обучаемостью слабо принимают материал, не владея должным образом умственными операциями анализа, синтеза, обобщения и выделения существенного. Эти ученики без  помощи   учителя работать не могут, они   не проявляют умственной самостоятельности в анализе явлений, обобщений, выделении существенного и абстрагировании.  Они   отличаются низким темпом усвоения знаний. Эти учащиеся не имеют прочных опорных знаний, что вызывает затруднения в анализе нового материала.

Другая группа учеников, располагая необходимыми данными в обучаемости, не всегда желает и не всегда умеет работать. У них   низкая  учебная   работоспособность. Нужен тщательный контроль за  их  деятельностью. Только благодаря  ему  можно заставить  их  ритмично работать, достигая положительного результата в познавательной деятельности.

Чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся, необходимо осуществлять на отдельных этапах урока дифференцированное обучение.

Многими педагогами на уроках и других занятиях используется дифференцированно-групповая форма  учебной    работы . Она предполагает  организацию  деятельности овладению знаниями разных групп учеников  с   учетом   учебных   возможностей .

При формировании знаний она используется в комплексе с фронтальной.  Работа  организуется следующим образом. Преподаватель сначала излагает материал всем. Затем ученикам 1 и 2 групп предлагает работать с другими источниками знаний, а с учащимися3, четвертой групп разбирает материал вторично, уточняя отдельные моменты, еще раз аргументируя основные положения. На этом этапе ум ученики со средними и низкими  учебными    возможностями , отвечая на вопросы учителя, обобщают и систематизируют знания. Ученики с высокими  учебными    возможностями , отличающиеся познавательной самостоятельностью, расширяют и углубляют знания. Для  них  обычная воспроизводящая деятельность вместе со всеми малоэффективна.

Работа  же над дополнительными источниками обогащает  их   знания, эффективно способствует   формированию умений и навыков.

В зависимости от трудности  учебного   материала, общего уровня подготовленности учеников возможен и другой способ дифференциации обучения.

На отдельных этапах урока целесообразно ученикам с высшими  учебными    возможностями  давать специальные задания, а с основным составом класса работать над единым заданием. Кратко объяснив  учебный  материал всем, преподаватель трем-пяти ученикам с высшими  учебными   возможностями   дает особое задание, а со всеми еще раз разбирает только что объясненный материал. Такая форма дифференциации оправдана при изучении трудного материала.

При изучении легкого материала можно сначала объяснить  его  всему классу, а затем построить  работу   дифференцированно: всем ученикам, кроме слабых, дать задание для совместной работы, а слабым объяснить материал вторично. Формирование умений и навыков осуществляется в большинстве своем через выполнение разных типов упражнений.

Все упражнения в различных сборниках конструируются  с   учетом   постепенного усложнения типов заданий. Сначала даются упражнения по образцу, за  ними  - упражнения, рассчитанные на репродуктивно-поисковую деятельность, дальше - упражнения реконструктивно-вариативного характера, затем - творческие упражнения. Сначала ученики выполняют упражнения звеньями, советуясь друг с другом. Затем учитель дает всем одинаковые задания, но дифференциацию осуществляет за счет оказания  помощи  нуждающимся: учеников 1и 2 групп включает в самостоятельную  работу , а другим учащимся дает инструктивные карточки, позволяющие успешно выполнить задание.

Преподаватель может проводить и более тонкую дифференциацию обучения, предлагая задания соответствующего типа  каждой   группе учеников. Эта форма дифференциации практикуется на последнем этапе формирования умений и навыков. Внимательно наблюдая за  работой  учащихся, учитель обнаружит, что часть из  них   свободно решает задачи, упражнения.  Им  можно дать творческую  работу  по составлению задач, упражнений. Ученикам второй группы следует подобрать специальные задачи оригинального типа, третьей группы - задачи, упражнения сложного типа, четвертой группы - задачи и упражнения средней сложности.

Определив группам задания разных типов, преподаватель наблюдает за самостоятельной  работой   учеников. Особенно внимательно  он   следит за учащимися с низкими  учебными    возможностями . В необходимых случаях  приходит    им   на    помощь.

Организация   учебной   работы   школьников    с  учетом    учебных   возможностей    каждого   способствует    их  интеллектуальному развитию. При этой  работе  все испытывают моральное удовлетворение от сделанного, что создает высокий эмоциональный настрой, вызывает у учеников радость переживания за свои успехи.

При дифференцированной форме обучения  каждому  ученику определяется вариант задания, который nbsp;он  должен выполнить.

Одновременно сообщается, что  его  успешная деятельность позволит  ему  избрать другой вариант. Перед  каждым   учащимся раскрывается  возможность   проявить себя при выполнении сложных заданий.

Это превращается в своеобразный стимул в  учебной   деятельности. Но от учителя тщательного изучения индивидуальных особенностей учеников, правильного определения  их   учебных   возможностей.

Недооценка  учебных    возможностей  ученика может нанести вред  его   развитию.

Дифференцированный подход к обучению предполагает такое планирование учебной деятельности разных типологических учащихся, при котором задания для групп отличаются не объемом, а типом конструкции. Это требует от учителя тщательного подбора познавательных задач, планирования работы учеников в соответствующем их учебным возможностям темпе.

При проверке выполнения домашнего задания также следует прибегать к дифференциации. Если всем ученикам давалось единое задание, то целесообразно проверку провести следующим образом. Ученикам с высокими и высшими  учебными   возможностями  следует предложить выполнить упражнения, решить задачи, примеры того же типа, а у учащихся со средними и низкими  учебными   возможностями   проверить сделанное, заставив  их   объяснить ход решения задачи, способы выполнения упражнения. Практикой подтверждается, что в тех случаях, когда средним и слабым учащимся дважды объясняется или дважды с  ними  разбирается  учебный  материал, все ученики усваивают  его.

Дифференцированный подход в обучении позволяет каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.