Сохрани свое здоровье

Разделы: Работа с дошкольниками


Охрана здоровья всегда стояла на первом месте и провозглашалась первостепенной задачей. Сегодня появилась валеология - наука, которая в отличие от медицины, занимается "нормой" и учит человека следить за своим здоровьем и сохранять его.

Для того, чтобы быть здоровым, человек должен представлять и знать, как нужно правильно питаться, дышать, читать, сидеть за столом, отдыхать.

Надо не просто научить человека, к примеру, нажимать на какие-то точки, а рассказать ему для чего это нужно.

В настоящее время из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Очень важно не приобрести вредных привычек, а главное - научиться управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Ведь от этого зависит дальнейшая жизнь - то, какими вы вырастете, чем сможете заниматься, какая будет у вас семья и многое другое.

Здоровье - это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие компоненты, или составляющие части:

Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Основа этого - нормальная работа всех органов и систем организма (физиологический компонент)

Уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями (психологический компонент).

Стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для себя и для благополучия других людей (Нравственный компонент).

Одна из задач современной науки о здоровье (валеологии) состоит в том, чтобы помочь людям осознать связь между этими 3 компонентами.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, основой являются еженедельные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течении дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья окружающих.

Меня заинтересовала эта тема, и я решила с детьми начать изучение в этом направлении.

Работа проходила в несколько этапов:

  1. Изучение литературы по данной теме.
  2. Посещение городских мероприятий.
  3. Участие в методической работе ДОУ.
    Было дано открытое занятие на город "Путешествие на остров пяти чувств".
  4. Открытое занятие в ДОУ "Путешествие в страну Носарю".
  5. Проводились консультации для родителей и педагогов.
  6. Были составлены валеологические анализы изученных органов, а также анкеты по валеологическому самоанализу.

В ДОУ мы проводим оздоровительные интегрированные и игровые познавательные занятия.

Оздоровительные занятия проводятся по единому сюжету и способствуют решению следующих задач:

  1. Сохранение и укрепление здоровья детей.
  2. Формирование потребностей в двигательной активности.
  3. Развитие сенсорных и моторных функций.
  4. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний.
  5. Приобретению навыка правильного дыхания.
  6. Привитию навыков элементарного самомассажа..
  7. Развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентирование в пространстве).
  8. Развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
  9. Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности).

Познавательный цикл реализует следующие задачи:

  1. Ознакомление детей с важнейшими анатомо - физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях организма).
  2. Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены.
  3. Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения.
  4. Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений.
  5. Развитию творческого, критического и эвристического мышления, вариативных представлений о поведении человека в различных ситуациях.
  6. Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретных ситуациях жизни человека.
  7. Постоянное внимание к речевой культуре через проблемные обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий.
  8. Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей, умения сравнивать и обобщать.
  9. Усвоение системы культурно- гигиенических знаний об организме человека. ЯШ
  10. Содействию становлению форм естественного поведения - соблюдения правил личной и общественной гигиены в повседневной жизни детей.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Занятия по ОБЖ мы рекомендуем включать в работу в течении всего учебного года.

Оздоровительные занятия варьируются по времени, рекомендуем проводить во второй половине дня. В роли ведущего выступает музыкальный руководитель или физ. инструктор.

Игровые занятия познавательного цикла проводят воспитатели т.к. их время в режиме дня четко и регламентировано.

Занятия познавательного цикла воспитатели включают в расписание как занятия познавательной деятельности (в утренние часы) или как развлечения (в вечернее время) в зависимости от их содержания и структуры.

В структуру занятий тесно вплетены различные виды деятельности: наряду с дыхательными логоритмическими, двигательными упражнениями, психологическими этюдами ребенок поет, танцует, импровизирует.

Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели - мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.

Занятия являются в своем роде "уроками здоровья".

Они требуют специального разучивания песен, танцев, комплексов физических упражнений. На уроках здоровья дети поют и танцуют, танцы, песни, разучиваемые к праздникам на музыкальных занятиях.

Общеразвивающие упражнения и комплексы корригирующей гимнастики включаем в физкультурные занятия. Подвижные игры проводим на прогулках.

Оздоровительные паузы педагоги включают в структуру других занятий, используемые в свободной деятельности.

Помимо оздоровительных интегрированных занятий рекомендуем ежедневно проводить занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе.

В старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают знания строения организма и приобретают навыки ОБЖ, если занятия преподносятся в доступной и увлекательной форме.

Игры и занятия познавательного цикла носят рекомендательный характер. Мы используем их в дополнение к занятиям по познавательной деятельности, игровые программы по ним проводить как развлечения. В каждом занятии имеются различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указательные точки, а массажировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая ими или легко поглаживая.

Чтобы занятия проходили динамично, можно менять темы проведения различных упражнений.

Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжение всего занятия имеет интонационное разнообразие речи воспитателя.

Умение голосом передать особенности разных персонажей, выразительность и разнообразие интонации помогает создать на занятии сказочную атмосферу.

Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от оздоровительных занятий. Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Воспитатель обеспечивает эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрирует только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.