Особенности организации внеурочной деятельности в работе с одаренными детьми

Разделы: Работа с дошкольниками


Психологическим изучением детской одаренности и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей до сравнительно недавнего времени в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребенка можно "сформировать" любые нужные качества. Только с демократизацией нашего общества проблема различий между детьми по одаренности "вышла из тени" и вызывает большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы.

Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для ее поддержки? В решении таких вопросов накоплен немалый опыт. С 1975 г. существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию незаурядных детей. В теоретическом плане российская психология имеет свои серьезные накопления в области изучения способностей и одаренности. Такие ученые как Б.М. Теплов и С.Л. Рубинштейн, многое прояснили в понимание именно индивидуальных различий по одаренности.

Словом "одаренность" обозначают высокий уровень способностей. Одаренность в самом общем виде можно определить как индивидуальный, познавательный, мотивационный, организаторский и межличностный потенциал, позволяющий ребенку достаточно высокого уровня развивать свои способности в соответствующих видах социальной активности, добиваться высоких результатов в различных видах деятельности, общении и взаимодействия с людьми.

При благоприятных обстоятельствах каждый ребенок может проявить 00себя как одаренное существо. Чем больше создается возможностей для творческого само проявления всем детям, тем больше шансов обнаружения и выращивания в общей массе одаренных, редких, ярких и сильных разнообразных талантов. И тогда я задалась вопросом, как сделать хореографическое обучение наиболее интересным и результативным. Танец слишком заметное проявление творческой, жизненной силы, чтобы можно было пренебрегать им без существенного ущерба для целостности развития личности. Вот поэтому следующим этапом моего опыта стало изучение и применение креативных методик и инновационных направлений в обучении искусству танца (партерная гимнастика, самомассаж, элементы детской адаптированной йоги, психогимнастические этюды, пальчиковый игротренинг, рисование танца ит.д.)

Из моего личного опыта я заметила, что дошкольники, живущие в современном мире, испытывают на себе повышенные психологические и физические нагрузки, и как следствие этого эмоциональная невыразительность. В связи с этим я стала работать по проблеме: "Эмоциональная невыразительность у детей дошкольного возраста". Опыт разрабатывался на основе профилирующих программ, исследований Л.П.Выготского и методических разработок Г.М.Бреслава. В связи с этим я разработала и защитила модифицированную программу раннего развития по танцевально-игровой деятельности "Танцующие карапузы" для детей 2-3 лет.

Для реализации моего опыта мною были изучены необычные способы танцевания, подобран наглядный и изобразительный материал, изучены и отобраны методы развития эмоциональной сферы, ведь ранняя двигательная активность имеет огромное влияние на интеллектуальное созревание, а непосредственно на развитие творческих способностей. Таким образом, в обучении танцу детей, и, в особенности, дошкольников, необходимо практиковать два принципа: ориентация на возрастные физические возможности ребенка и творческий подход, постоянное создание радостной атмосферы, отношение к танцу как к средству общения и способу познания мира. С особым вниманием отношусь к подбору музыкального материала, т.к. считаю, что дети должны получать возможность самовыражения через танец только под высокохудожественную музыку, развивающую музыкально-художественный вкус. В результате чего у детей появляется достаточный запас эмоциональных впечатлений, формируется эмоциональная отзывчивость к происходящему, повышается эмоционально-танцевальная активность, развиваются творческие проявления ребенка в движении. Базой для развития этого направления явились результаты работы, организованного мной хореографического кружка "Ручеек".

Такой разносторонний подход к проблеме по созданию условий для самореализации личности талантливого ребенка привел к повышению интереса детей на занятиях по хореографии. Наиболее высоких результатов я достигла за период с 2006 - 2009 г.г., используя в своей работе интегрированные занятия, включающие в себя различные виды деятельности (слушание музыки, стихов, художественной прозы, просмотр слайдов, видеоматериалов, изодеятельности). Использование на занятиях по хореографии произведений искусств способствует интеллектуальному созреванию ребенка. Все это повышает развитие танцевальных и творческих способностей у дошкольников.

Увеличился процент творческой активности и участия детей в различных мероприятиях детского сада и города. Воспитанники реализуют свой творческий потенциал, выступая перед младшими детьми, показывая кукольные театры, концерты, участвуя героями в утренниках.

Для приобщения детей к танцевальной, музыкальной и театральной культуре, обогащая их внутренний мир, мы посещаем театры нашего города: ТЮЗ, Астраханский Государственный театр кукол, Астраханский Государственный Музыкальный Театр. Дети с удовольствием смотрят балетные спектакли, где проникаются атмосферой волшебного мира танца.

Мои воспитанники ежегодно являются лауреатами районных и городских фестивалей детского творчества. Они сохраняют любовь к танцевальному творчеству в течении жизни, успешно поступают и обучаются в центрах дополнительного образования школах искусств и школах одаренных детей, реализуя уже там свои творческие способности и возможности.

Диагностические обследования детей, проводимые по итогам каждого года работы, позволяют сделать вывод: интегрированные занятия по хореографии, слушание музыки, посещение театров и музеев оказывает значительное обогащающее воздействие на общее и художественно-эстетическое развитие детей, формирование и реализацию их творческих способностей.

Я пришла к выводу, что такая система работы, с использованием новых методик и программ, способствующих самореализации талантливых детей, эффективна не только в плане развития эмоциональности детей и их художественной культуры, но и в плане их общего психического (развития мышления, речи, креативности) и физического развития, а значит в воспитании гармоничной и талантливой личности.

На основании выше сказанного хотелось бы особенно подчеркнуть то обстоятельство, что сама культура танца, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения прививает ребенку особый образ жизни. Это и большое внимание к своему внешнему виду, к поведению и отношениям со сверстниками. Это совсем другой уровень творческого восприятия музыки, танца, собственные реализации в мире взрослых. С раннего возраста малыш приобщается к прекрасному миру, посредством гармоничного движения и красивой музыки.

Разум ребенка это волшебная палочка, при помощи которой мы, педагоги-волшебники просто обязаны открыть для ребенка этот удивительный и по-настоящему сказочный мир танца, некогда подаренный человечеству великой Айседорой Дункан!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.П. О развитии воображения у детей" //Начальная школа, 1997, №5.
  2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990
  3. Е.Черемнова "Танцетерапия" Танцевально-оздоровительные методики Ростов 2008
  4. Васильева Т.К. "Секрет танца" СПб 1997