Его величество театр

Разделы: МХК и ИЗО


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Развивать представление о деятельности художника, раскрыть сущность театрального
  • слова, показать, в чем проявляется фантазия художника и зрителя;
  • Расширить и закрепить знания о театральном искусстве и его воспитательной роли;
  • Формировать устойчивый эстетический вкус и воспитать у учеников интерес к театру:
  • Воспитание положительных качеств в понимании прекрасного;
  • Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью;
  • Закреплять знания о композиционных законах построения рисунка.

Задача: познакомить с особенностями работы художника в театре.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  • репродукции художников разных поколений и стран по теме «Художник и зрелище»;
  • манекены (или куклы) в театральных костюмах (готовятся на уроках технологии);
  • стенд «Эскизы художника В.М. Васнецова к опере Римского-Корсакова Н.А. «Снегурочка»;
  • на доске панно «Сказки Пушкина» (коллективная работа учащихся);
  • Театральные маски;
  • музыка к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила»;
  • Плакат: «Сила театра в том, что он коллективный художник» К.С. Станиславский;
  • макет декорации спектакля (коллективная работа учеников);
  • театральные билеты (подготовлены заранее);
  • Театральная программа урока:
  • ключевые слова урока (по теме урока);
  • номера мест в зрительном зале и их названия;
  • художественные материалы для урока.

Ход мероприятия

Класс оформлен как зрительный зал театр: «балкон», «амфитеатр», «бельэтаж», «партер». Каждый ряд имеет свои места. Билеты оформлены как театральные: с названием места нахождения, ряда, места, контроля, У входа в класс находится Касса, продающая билеты.

В класс – театральный зал пропускает Контролер.

Ученики входят в класс по билетам, занимают свои места. Входит Учитель, выполняющий роль Помощника режиссера.

УЧИТЕЛЬ. Представим себе, что мы в театре. Медленно гаснет свет. Звучит вступительная мелодии…

Тихо начинает звучать музыка из оперы Глинки М.И. «Руслан и Людмила». 

УЧИТЕЛЬ. Тонкий пронзительный луч освещает фигуру Актера. Начинается спектакль, начинается чудо…

Выходит Актер (приглашенный актер драматического театра города или старшеклассник, играющий роль актера).

АКТЕР (в образе)

У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ;
ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ НА ДУБЕ ТОМ;
И ДНЕМ И НОЧЬЮ КОТ УЧЕНЫЙ
ВСЕ ХОДИТ ПО ЦЕПИ КРУГОМ;
ИДЕТ НАПРАВО – ПЕСНЬ ЗАВОДИТ,
НАЛЕВО – СКАЗКУ ГОВОРИТ.
ТАМ ЧУДЕСА: ТАМ ЛЕШИЙ БРОДИТ;
РУСАЛКА НА ВЕТВЯХ СИДИ;.
ТАМ НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ
СЛЕДЫ НЕВИДАННЫХ ЗВЕРЕЙ;
ИЗБУШКА ТАМ НА КУРЬИХ НОЖКАХ
СТАИТ БЕЗ ОКОН БЕЗ ДВЕРЕЙ;
ТАМ ЛЕС И ДОЛ ВИДЕНИЙ ПОЛОН;
ТАМ НА ЗАРЕ ПРИХЛЫНУТ ВОЛНЫ
НА БРЕГ ПЕСЧАНЫЙ И ПУСТОЙ,
И ТРИДЦАТЬ ВИТЯЗЕЙ ПРЕКРАСНЫХ
ЧРЕДОЙ ИЗ ВОД ВЫХОДЯТ ЯСНЫХ,
И С НИМИ ДЯДЬКА ИХ МОРСКОЙ;
ТАМ КОРОЛЕВИЧ МИМОХОДОМ
ПЛЕНЯЕТ ГРОЗНОГО ЦАРЯ;
ТАМ В ОБЛАКАХ ПЕРЕД НАРОДОМ
ЧЕРЕЗ ЛЕСА, ЧЕРЕЗ МОРЯ
КОЛДУН НЕСЕТ БОГАТЫРЯ;
В ТЕМНИЦЕ ТАМ ЦАРЕВНА ТУЖИТ,
А СЕРЫЙ ВОЛК ЕЙ ВЕРНО СЛУЖИТ;
ТАМ СТУПА С БАБОЮ ЯГОЙ
ИДЕТ, БРЕДЕТ САМА С СОБОЙ;
ТАМ ЦАРЬ КАЩЕЙ НАД ЗЛАТОМ ЧАХНЕТ,
ТАМ РУССКИЙ ДУХ…ТАМ РУСЬЮ ПАХНЕТ1
И ТАМ Я БЫЛ, И МЕД Я ПИЛ
У МОРЯ ВИДЕЛ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ
ПОД НИМ СИДЕЛ, И КОТ УЧЕНЫЙ
СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ.
ОДНУ Я ПОМНЮ: СКАЗКУ ЭТУ
ПОВЕДАЮ ТЕПЕРЬ Я СВЕТУ…

УЧИТЕЛЬ. Простите, господин Актер, но вы рано вышли на эту сцену – ваш спектакль не готов.

Актер уходит

УЧИТЕЛЬ. Ребята, а вам хотелось бы посмотреть спектакль дальше? Но я прерываю начало представления. Ведь спектакль действительно не готов. Как вы думаете – почему?

Ответы учеников

– Нет декораций…

– Нет афиши…

– Не готовы костюмы…

– Нет занавеса…

УЧИТЕЛЬ. Совершенно верно! Спектакль нужно построить, создать, чтобы зритель, покупая входной билет отправлялся в театр, как в изумрудный город, где живет Гудвин Великий и Ужасный и все исполнить желания.

Что же это за странная и загадочная страна – театр?!

На сегодняшнем уроке мы поговорим и вспомним все, что мы знаем об этой стране и сами будем участниками создания спектакля.

Критик Виссарион Белинский писал: «Театр! Любите ли вы театр, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением к которому только способна пылкая молодость…Какое из всех искусств владеет

Такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть так самовластно…В театре тысячи глаз устремлены на один предмет, тысячи сердец бьются одним чувством, тысячи я сливаются в одно я…»

Театр…Его символ – маски. Таинственный предмет, очаровательная безделушка. А стоит вам ее надеть и вы теряете свое имя, ваша жизнь – чистый лист, вы живете другой жизнью.

Как же вы представляете себе театр? Какие воспоминания связаны у вас с театром? Вспомните и поделитесь с нами. Пожалуйста, кто первый?

Разговор с учениками (примеры ответов).

1. Я помню первое свое впечатление от посещения театра. Мне было 6 лет, и я вместе с родителями смотрел спектакль-сказку «Два клена». Каждый раз. Когда поднимался занавес, передо мной открывался мир сказочный. Необычный. И мне казалось, что все , что я видел – было на самом деле.

2. А для меня театр – это праздник. Огни, музыка, необыкновенные представления – это так интересно. И я всегда жду, когда мы пойдем в театр.

3. Я люблю время, когда ты сидишь в зале и ждешь: «Когда же все начнется?»Весь зал ждет чего-то необычного, неведомого…

4. А мы после каждого посещения театра играли в театр, воображали себя актерами и во дворе показывали свои спектакли малышам. Наряжались. Делали декорации из одеял и занавесок, придумывали костюмы, взяв у мамы какие-то вещи…

5. Я всегда думаю, что театр – особый мир. Для меня в нем все необычно. Я вижу декорации, нарисованные художником. Вижу людей. Которые выходят насцену. Но когда начинается действие – я обо всем забываю: и о декорациях и об артистах. Я переживаю вместе героями их неудачи и праздную их победы

УЧИТЕЛЬ. Очень интересные у вас воспоминания. А сколько вы сказали новых слов, связанных с театром. Давайте вместе повторим их. Итак. Что же означает слово «ТЕАТР»?

На вопросы отвечают ученики

6. Слово «театр» означает искусство изображения драматических произведений на сцене, а также называют помещения, где происходят такие представления.

УЧИТЕЛЬ. Что означает слово «СПЕКТАКЛЬ»?

7. Спектакль – зрелище, театральное представление.

УЧИТЕЛЬ. Что означает слово «СЦЕНА»?

8. Сцена – площадка, на которой происходят театральные представления.

УЧИТЕЛЬ. Что означает слово «ЗРИТЕЛИ»?

9. Это люди, которые смотрят спектакль, пьесы в театре.

УЧИТЕЛЬ. На прошлом уроке я просила вас найти крылатые выражения великих писателей, поэтов, режиссеров. Нашли7 Тогда кто первый?

10. ТЕАТР ДОЛЖЕН БЫТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ВОСПИТАТЕЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОСОБЕННО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. Луначарский В.

11. УМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ НИКОГДА И НИЧЕГО БЛАГОРОДНЕЕ И ПОЛЕЗНЕЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗРЕЛИЩ НЕ ИЗОБРЕТАЛ… Вольтер

12. ИСКУССТВО И ТЕАТР ИМЕЮТ МНОГО КРАСОК,
ВСЕ КРАСКИ ЗАИГРАТЬ ДОЛЖНЫ ТЕПЕРЬ У НАС.
И Я ЖЕЛАЮ СТАТЬ ТЕАТРУ МАСОК
ТЕАТРОМ ШИРОЧАЙШИХ МАСС.
Лебедев-Кумач В.

14. ЕДИНСТВЕННЫЙ ЦАРЬ И ВЛАДЫКА СЦЕНЫ – ТАЛАНТЛИВЫЙ АКТЕР. Станиславский К.С.

15. ТЕАТР – ЕСТЬ ИСКУССТВО ОТРАЖАТЬ ЖИЗНЬ. ТЕАТР – ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ОБЩЕНИЯ НАРОДОВ МЕЖДУ СОБОЙ, ДЛЯ ВСКРЫТИЯ И ПОНИМАНИЯ ИХ ОТКРОВЕННЫХ ЧУВСТВ. Станиславский К.С.

16. Отрывок из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

ТЕАТР УЖ ПОЛОН, ЛОЖИ БЛЕЩУТ,
ПАРТЕР И КРЕСЛА – ВСЕ КИПИТ,
В РАЙКЕ НЕТЕРПЕЛИВО ПЛЕЩУТ
И, ВЗВИВШИСЬ, ЗАНАВЕС ШУМИТ.
БЛИСТАТЕЛЬНА, ПОЛУВОЗДУШНА,
СМЫЧКУ ВОЛШЕБНОМУ ПОСЛУШНА,
ТОЛПОЮ НИМФ ОКРУЖЕНА,
СТОИТ ИСТОМИНА, ОНА,
ОДНОЙ НОГОЙ КАСАЯСЬ ПОЛА,
ДРУГОЮ МЕДЛЕННО КРУЖИТ,
И ВДРУГ ПРЫЖОК, И ВДРУГ ЛЕТИТ,
ЛЕТИТ, КАК ПУХ ИЗ УСТ ЭОЛА;
ТО СТАН СОВЬЕТ, ТО РАЗОВЬЕТ,
И БЫСТРОЙ НОЖКОЙ НОЖКУ БЬЕТ, ВСЕ ХЛОПАЕТ…

17. Игорь Кобзев

КАК Я ЛЮБЛЮ В ТЕАТРЕ ТЕ МГНОВЕНЬЯ,
КОГДА ПАРТЕР ЕЩЕ НЕ ОТШУМЕЛ
И ЗАНАВЕС, КОЛЕБЛЕМЫЙ ВОЛНЕНЬЕМ,
ЕЩЕ КРЫЛАТОЙ ПТИЦЕЙ НЕ ВЗЛЕТЕЛ.
О, ЭТА ЯРКОВТЬ ПРАЗДНИЧНЫХ НАРЯДОВ!
БИНОКЛИ. ВОЗГЛАСЫ. ВОСТОРГА ПЕРЕХЛЕСТ!
ТУРНИР СМУЩЕННЫХ И ВЛЮБЛЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ
И ЖАДНЫЙ ПОИСК НЕОТКРЫТЫХ ЗВЕЗД!

А ЗАПАХ КРАСКИ! А ШУРШАНЬЕ КРЕСЕЛ!
А ЭТА РОБОСТЬ, СКРЫТАЯ ДОТОЛЬ, –
КАК БУДТО В НОВОЙ НЕИЗВЕСТНОЙ ПЬЕСЕ
МЫ ВСЕ ИГРАЕМ ОСНОВНУЮ РОЛЬ.

НАМ ПРЕДСТОЯТ ПОБЕДЫ И СТРАДАНЬЯ,
БЛАГОДАРЮ АКТЕРОВ И АКТРИС
УЖ ЗА ЭТУ СЛАДОСТЬ ОЖИДАНЬЯ
С ДУШИСТЫМ ВЕТЕРКОМ ИЗ-ЗА КУЛИС.

УЧИТЕЛЬ. Молодцы! Какие хорошие вы слова нашли и прочитали нам.

А сегодня мы с вами будем работниками театра. Ведь вы видите на стенде слова Константина Сергеевича Станиславского нашего великого режиссера, основателя системы театрального искусства: «Сила театра в том, что он коллективный художник». Театр – это живой организм. Его можно сравнить с оркестром, в котором при безусловном руководстве Режиссера, Актер и Художник – первая и вторая скрипка. А оркестранты – это Драматург, Композитор, Оркестранты, Декораторы, Оформители сцены, Костюмеры, Бутафоры, Гримеры, Реквизиторы, Звукооператоры, Осветители, Портные, Конструкторы, Рабочие сцены, Контролеры, Кассиры, Гардеробщицы, Работники буфета, Киоскеры (все эти ключевые слова находятся на стенде и входят в оформление класса к уроку).

И мы сегодня – художники театра. Как вы думаете. Какова роль художника в театре. Нужен ли он в театре?

Ответы учеников.

И действительно. Художники часто оказывались в плену волшебства театра. От великого Леонардо да Винчи до русских живописцев, Александа Бенуа, Ивана Билибина, Василия Васнецова и до художников наших дней. Спектакль для художника – как картина. И работа его идет в несколько этапов.

I ЭТАП. После прочтения пьесы драматургом, режиссером, художник делает эскизы в карандаше - первые наброски будущего спектакля.

II ЭТАП, После посещений репетиций спектакля – исправления и работа в цвете, где уже понятны стиль, эпоха. Это эскизы декораций. костюмов, грима, занавеса.

III ЭТАП. Делается макет со всеми элементами декораций, включая мебель (макет декорации есть в оформлении класса).

IV ЭТАП. Выполняются чертежи, после чего работы передаются в мастерские, где есть конструкторы, плотники, слесаря, которые изготовят все необходимое для спектакля.

V ЭТАП. Рисуют афишу, разрабатывают эскиз программки, билета.

Таким образом можно сказать, что язык изобразительного искусства в театре используется очень широко. Итак. Вы – художники театра. У нас бригады, которые работают над определенным заданием.

Первая бригада – выполняет афишу. Что означает слово «АФИША»?

18. Афиша – это объявление о спектакле, концерте, лекции.

УЧИТЕЛЬ. Вторая бригада – разрабатывает эскиз занавеса. Что означает слово «ЗАНАВЕС»?

19. Занавес – полотнище, закрывающая сцену от зрительного зала.

УЧИТЕЛЬ. Третья бригада – это художники-декораторы они выполняют эскизы декораций спектакля. Что означает слово «ДЕКОРАЦИЯ»?

20. Декорация – устанавливаемые на сцене живописные или архитектурные изображения места и обстановки театрального действия.

УЧИТЕЛЬ. Четвертая бригада – выполняет эскизы костюмов главных героев спектакля.

Что означает слово «КОСТЮМ»?

21. Костюм – одежда актера, которая должна отображать ту эпоху, которая отображена в пьесе.

УЧИТЕЛЬ. Спектакль, который мы будем готовить – это поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Что вы знаете об этом произведении?

22. Поэма «Руслан и Людмила» была написана Пушкиным в 1820 году. После выхода в свет поэмы поэт Василий Жуковский подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученике от побежденного учителя».

23. Незадолго до смерти Пушкина драматург Шаховской посоветовал композитору Михаилу Ивановичу Глинке написать оперу «Руслан и Людмила». Опера была написана и поставлена на сцене Большого театра 27 ноября 1842 года.

24. Поэт Одоевский писал: «Блеск и великолепие этого спектакля превосходили все . что доныне видели на российских сценах».

УЧИТЕЛЬ. Вот эти слова и дают вам старт, чтобы вы показали. В чем заключается работа театрального художника. Начинайте свою работу.

Самостоятельная работа учеников класса под музыку М.И. Глинки

По окончании эскизов ученики показывают всем выполненные работы. (См. Приложение)

УЧИТЕЛЬ. Жизнь спектакля мимолетна, 2-3 часа. И вы видите сколько сил вложено в него. От драматурга – к режиссеру, от режиссура – к художнику, композитору. актеру, и далее по цепочке – к главному судье, и главному своему участнику – ЗРИТЕЛЮ.

И БЛАГОДАРЯ ДУХОВНОЙ БЛИЗОСТИ ВСЕХ ЭТИХ ЛЮДЕЙ РОЖДАЕТСЯ ЧУДО СПЕКТАКЛЯ. А потом спектакль начинает жить не только на сцене…

Тихо звучит музыка М.И. Глинки (Финал оперы)

УЧИТЕЛЬ. Господин Актер, Ваш выход! Спектакль готов!

Выходит Актер

АКТЕР. Андрей Дементьев

В ЭТОТ САМЫЙ ТАИНСТВЕННЫЙ МИГ,
ПЕРЕД ТЕМ, КАК РАСПАХНУТА СЦЕНА,
ДО ТОГО. КАК ЕЩЕ НЕ ВОЗНИК
МИР, В КОТОРОМ ТВОРИТ МЕЛЬПОМЕНА.

ДУХ ТЕАТРА ВОЛШЕБНОЙ ИГРЫ,
ПРОБУЖДЕНИЙ, НАПОЛНЕННЫЙ ЗАЛОМ,
И НЕВИДИМЫЙ ВАМ ДО ПОРЫ,
Я ВЗЛЕТАЮ НАД СТАРЫМ ПОРТАЛОМ.

ВОЗНИКАЮ Я В СТУКЕ СЕРДЕЦ
И ВО ВЗМАХЕ ИГРЫ ДИРИЖЕРА
ПЕРЕД ТЕМ. КАК ПРИЙТИ, НАКОНЕЦ,
К ВАМ В ЗНАКОМОМ ОБЛИЧЬЕ АКТЕРА.

Музыка громче. Аплодисменты.

УЧИТЕЛЬ. Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами узнали какова роль художника в театре и еще раз окунулись в мир кулис и волшебства. Спасибо всем. Урок окончен. До свидания.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Детская энциклопедия. Издательство Академии педагогических наук РСФСР. Москва, 1961.
  2. Энциклопедический словарь юного зрителя. Москва, Педагогика, 1990.
  3. Н.Н. Булыко. Большой словарь иноязычных слов «Мартин» Москва, 2004.
  4. Ю. Молчанов. Первые уроки театра. Москва, «Просвещение», 1986.
  5. В. Максимова… И рождается чудо спектакля. Москва, 1980.