Работа с таблицей сложения однозначных чисел

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Создать справочник-таблицу для индивидуального пользования.
  2. Формировать вычислительные навыки.
  3. Развивать память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
  4. Воспитывать интерес к математике.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Встаньте и поздоровайтесь с нашими гостями.

1) Психологический настрой.

Скажем "Здравствуйте!" руками
Скажем "Здравствуйте!" глазами
Скажем "Здравствуйте!" мы ртом
Станет радостно кругом.(слайд 1)

- А если отгадаете загадку, то узнаете кто ещё у нас в гостях. (слайд 2)

Днем молчит
Ночью кричит. (сова) (слайд 3)

- Молодцы! Да, наша гостья тётушка Сова и она нам предлагает путешествовать по стране математики на этом паровозе. (слайд 4)

- И первая станция называется "Устный счёт".

II. Устный счет (слайд 5)

1) Рассмотрите ряд чисел: 3,9,14,7,0.(Слайд 6)

- Найдите лишнее число и докажите. (I вариант:0 - это не натуральное число, II вариант: 14 - это двузначное число).

- Назовите к каждому из данных чисел последующее число. (4, 10, 15, 8, 1.)

2) - Тётушка Сова приготовила ещё одно интересное задание (слайд 7).

Внимательно послушайте. Вова ищет друзей, которые спрятались от него. Вдруг он замечает, что из-под дощатой перегородки виднеются 8 ног. Сколько детей стоит за перегородкой? (4)

- Молодцы! Докажите, почему думаете, что именно 4 друзей стояли за перегородкой? (Потому, что у каждого по 2 ноги.)

- А тётушка Сова говорит, что вы, наверно, устали и предлагает нам немножко отдохнуть. И следующая станция "Физминутка".

- Молодцы! Тётушка Сова шепнула мне в ушко, что очень приятно с вами путешествовать. И предлагает дальше продолжить наш путь.

- И нас ждёт следующая станция "Новая тема".(слайд 8)

- Тётушка Сова желает, чтоб мы поработали по учебнику.

III. Работа по теме урока.

- Откройте учебники на странице 48 и найдите задание 108.

Задание 108.

- Откройте тетради и запишите условно сегодняшнее число. Скажите, какое сегодня число? Какой день недели? Запишите суммы в тетрадях и найдите значение сумм.

4+1=5      6+1=7
5+1=6      7+1=8      (Дети самостоятельно работают в тетрадях.)

- Сравните в каждом равенстве первое слагаемое и значение суммы. Что вы заметили? (Слагаемое увеличивается на 1 и значение суммы увеличивается на 1.)

- Нужно ли заучивать эти равенства? Почему? (Если к любому числу прибавить 1, то получится следующее число) Зачеркните эти равенства на своих листочках, которые лежат у вас на партах. - Можно ли что-то изменить в таблице, чтобы она стала удобной и меньше? (У каждого ученика листочки с таблицей сложения и они зачеркивают эти равенства.) (Слайд 9.)

2+1=3
1+2=3
3+1=4
2+2=4
1+3=4
4+1=5
3+2=5
2+3=5
1+4=5
5+1=6
4+2=6
3+3=6
2+4=6
1+5=6
6+1=7
5+2=7
4+3=7
3+4=7
2+5=7
1+6=7
7+1=8
6+2=8
5+3=8
4+4=8
3+5=8
2+6=8
1+7=8
8+1=9
7+2=9
6+3=9
5+4=9
4+5=9
3+6=9
2+7=9
1+8=9

- Внимательно рассмотрите таблицу. Как её можно ещё сократить для удобств?(Используя переместительное свойство сложения.)

- Молодцы! Давайте мы с вами используя переместительное свойство сложения сократим таблицу.

- Молодцы! У нас остались эти равенства. (слайд 10)

2+2=4
3+2=5
4+2=6
5+2=7
6+2=8
7+2=9

3+3=6
4+3=7
5+3=8
6+3=9

4+4=8
5+4=9

- У вас получилась карточка -справочник. И эту таблицу вам нужно будет запомнить.

- А тётушка Сова говорит, что вы, наверно, устали и предлагает нам немножко отдохнуть. И следующая станция "Физминутка". (Слайд 11)

- Отдохнули и мы можем продолжить наш путь по страницам нашего учебника.

IV. Работа по учебнику

Задание 112.

- А теперь используя нашу таблицу найдите значение сумм 5+2, 4+2, 3+2.

- Почему значение каждой следующей суммы меньше предыдущего? (Потому, что первое слагаемое каждой следующей суммы меньше предыдущего на 1.)

- Какие ещё равенства таблицы сложения подойдут к записанным? Найдите и запишите их в тетрадях. (7+2=9, 6+2=8, 2+2=4).

Зарядка для ума.

- Вы молодцы, ребята! Вы проявили свою смекалку и облегчили себе работу, мы сократили таблицу.

- Мы с вами сделали зарядку для рук и для ног, а теперь сделаем зарядку для ума. Внимательно посмотрите на доску и прочтите задание.(слайд 12)

Росло 2 вербы, на каждой вербе 2 ветки. На каждой ветке - по 2 груши. Сколько всего груш? (Нисколько, т.к. на вербе груши не растут.)

- А теперь возвращаемся обратно к страницам нашего учебника.

- Давайте, отдохнём. Потому, что подъезжаем к станции "Физминутка".(слайд 13)

Физминутка

- А теперь возвращаемся обратно к страницам нашего учебника.

- Тётушка Сова тоже отдохнула и приготовила ещё одно интересное задание. Это наша любимая игра "Тетрамино".

Задание 113.

- А теперь мы с вами разделимся на три группы для того, чтобы быстрее выполнить это задание. В 1- ой группе будут работать Саша, Илюша и Аня. Ваше задание: У вас на партах лежат готовые детали тетрамино и вы должны из этих деталей собрать фигуру, которая дана в учебнике.

Во 2-ой группе будут работать Эльвина, Вова и Оля. Вам я начертила данную фигуру на отдельных листочках, а вы должны выделить и раскрасить детали тетрамино на этой фигуре.

В 3-ей группе будут работать Жасмина, Настя и Паша. Вам нужно начертить другую фигуру, состоящую из этих же деталей и раскрасить детали указанным цветом.

- Давайте ещё раз покажем тётушке Сове какие мы с вами умные и выполним последнее её задание.

Зарядка для ума.

- Молодцы! У вас на партах лежат 7 палочек. Ваша задача: составить из этих одинаковых палочек 2 одинаковых квадрата. (слайд 14.)

- А теперь проверьте. У кого так получилось? Молодцы! И на этом заканчивается наше путешествие по стране математики. Тётушка Сова очень довольна вами и благодарит вас за урок.

V. Итог урока.

Рефлексия.

- Молодцы! Что вам понравилось на уроке? (То, что мы сократили таблицу сложения и она стала удобной.)

- Какие суммы вы записали в таблицу сложения? Если вам понравился урок нарисуйте в своих тетрадях смайлик с улыбкой, а если не понравился, то нарисуйте грустный смайлик.

- До свидания! Спасибо за урок. (слайд 15)

Презентация.