Куда текут реки?

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные: закрепление знаний о планете Земля, ее форме и движении в пространстве, расширение и уточнение представлений о реках и морях, пресной и морской воде.
  • Воспитательные: продолжить воспитание чувства гордости и любви к Родине, бережного отношения к природе, водным ресурсам, экологического воспитания. Содействовать эстетическому воспитанию школьников, заботиться о профилактике утомляемости на уроке, воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.
  • Развивающие: продолжать развитие памяти и внимания, развивать умение сравнивать, логически мыслить, самостоятельно преодолевать трудности, решать проблемные ситуации, а также развитие эмоций учащихся, познавательного интереса.

Оборудование: физическая карта полушарий, глобус, учебник (Плешаков “Мир вокруг нас”), тетрадь к учебнику, магнитофон, диск (песня “Море”). На каждого ученика конверт с мозаикой, два стакана с водой (в одном – пресная, в другом – соленая), ложечка, соль.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все – и млад, и стар,
Что она большущий шар.

Дети: Земля.

Учитель: А вот вторая загадка:

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.

Дети: Глобус.

Учитель: Земля имеет форму шара, это видели космонавты. Можно совершить кругосветное путешествие вокруг Земли. Глобус – это модель Земли.

Учитель: Третья загадка:

Меня пьют, меня льют
Всем нужна я.
Кто я такая?

Дети: Вода.

Учитель: Сегодня мы будем говорить о воде, о бережном отношении к ней. Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то какого цвета он кажется?

Дети: Голубого.

Учитель: А все потому, что этой краски на нем больше всего: больше чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша.

Инсценировка:

Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Расой искрилась поляна,
– Откуда ты? – спросил росу.
– Издалека, из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты? Ты кто такой?
– И я, дружок из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в слезинке, и в дождинке,
И в росинке – нам откликнется всегда
Океанская вода!

Учитель: – Может ли человек использовать эту воду? (Нет.)

– Почему? Какая вода нам нужна? (Пресная.)

Мы сегодня будем говорить не только об океанах и морях, но и о реках.

Пресной воды в природе не так уж много. На каждые 100 л воды приходится 2 л пресной. Соленой воды в 50 раз больше, чем пресной. Не вся пресная вода может быть использована. Большая часть ее находится в виде недоступных, огромных ледников Антарктиды.

– Где находится пресная вода? (В реках, озерах.)

Мой вопрос: “Куда текут реки?”. Реки впадают в моря и океаны.

Учитель: Я хочу прочитать вам рассказ А.А. Плешакова “Вода – путешественница”.

Я вам буду читать, а вы следите как течет река по рисунку на стр. 42–43 учебника.

Работа по учебнику:

Учитель: плывем по реке Осетр. Куда впадает эта река?

Дети: в реку Оку.

Учитель: плывем по реке Оке. Проплываем под мостом. Посмотрите какая еще река несет свои воды в Оку.

Дети: река Москва.

Учитель: куда впадает река Ока?

Дети: в Волгу.

Учитель: Волга могучая и широкая русская река. Куда впадает Волга?

Дети: в Каспийское море?

Там где есть жизнь – всегда есть вода.
Вода – важное для организма вещество.
Тело человека состоит на 60–70% из воды. У человека потеря 10% воды вызывает целый ряд расстройств, а потеря 20% – смерть. Общий объем воды, необходимый человеку в сутки – 2–2,5 л.

Физкультминутка:

Петляет речка
На лугу:
Колечко сделала,
Дугу...
И вдруг стрелой
Вонзилась в лес
Большой реке
Наперерез


(Эмитация движений.)

Самостоятельная работа.

Открыть рабочую тетрадь на стр.17, № 1. Собрать мозаику.

Учитель: Чем различаются река и море?

Дети: У реки видны два берега, а у моря другого берега не видно, так оно очень большое.

Учитель: Как называется город, в котором мы живем? А у нас есть река? Как она называется?

Учитель: Вы слыхали о воде? Говорят она везде.

Первая капелька.

В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.

Вторая капелька.

Ледником в горах зовется
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.

Третья капелька.

На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.

Учитель:

Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.

Капелька:

Без меня вам не умыться,
Не наесться, ни напиться!

Учитель:

Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.

Учитель: А вода в реке и море одинаковая или нет?

Прочитайте вывод мудрой черепахи на с.43 учебника.

Физкультминутка.

Ребята, как образуется большая река? (Из ручейков. Дети встают в колонну, берутся за руки и “текут”.)

Речка течет на запад, поворачивает на юг. И вот река попадает в озеро (Идут по кругу). А из озера вытекают ручейки. (Дети идут колоннами к своему месту. Выполняется под тихую музыку).

Практическая работа.

Учитель: Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?

Вам хорошо знаком вкус хлеба, молока, яблок?

Можно ли назвать воду сладкой, соленой, кислой, горькой?

  1. На столе два стакана. Определите: в каком стакане речная вода, в каком морская.
    Дети пробуют воду на вкус (первый стакан – питьевая вода, второй – подсоленная пищевой солью).
  2. Приготовьте морскую воду (дети насыпают в стакан с пресной водой пищевую соль, размешивают и пробуют на вкус).

Учитель: Мы с вами использовали пищевую соль, а настоящую морскую соль можно купить в аптеке.

Вывод.

Учитель: Какая вода в реке? (Не соленая.) Такую воду пьют? (Да.) А в море, океане какая вода? (Соленая.) Соленую воду пьют?

Отгадайте загадку:

Кругом вода,
А с питьем – беда.

Дети: море.

Итог.

Учитель: Что нового о воде вы узнали на уроке?

Почему воду нужно беречь и охранять?

– Вода входит в состав любого организма;
– Вода – это жизнь, красота и здоровье;
– Количество воды ограничено;
– Вода – помощник человека;
– Вода загрязняется.

О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?

Вывод: Не расходуйте воду напрасно, берегите ее.

Воду попусту не лей, дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

Мимо разных дворов и крылечек,
Где-то рядышком и вдалеке,
Вьётся множество маленьких речек,
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, сливаясь в колечки,
Путь-дорога у них нелегка...
Если высохнут малые речки,
Обмелеет большая река.
(В.Орлов)

Технологии – оборудование.

Фотоаппарат, лазерный диск, компьютер(-ы), принтер, другие типы интернет-соединений.

Используемая литература:

  1. А.А. Плешаков “Мир вокруг нас”, 5-е издание. Москва, Просвещение 2007.
  2. Г.Н. Шевченко “Поурочные разработки”. Изд-во “Учитель”. Волгоград, 2008.
  3. Н.В. Лободина “Экологическое воспитание в начальной школе. Изд-во “Учитель”. Волгоград, 2007.
  4. Т.Б. Кропочева “Родной край”. Новокузнецк, 2006.
  5. А.В. Михеев, К.В. Пашканг “Охрана природы”. Москва, Просвещение, 2006.
  6. Энциклопедии для детей младшего школьного возраста. “Все обо всем”, 1999, “Я познаю мир”, 2002.