Урок литературного чтения по теме "Братья Гримм. Сказка "Бременские музыканты"

Разделы: Литература


Цели:

  • продолжить знакомство с творчеством немецких сказочников братьев Гримм, жанром и видом сказки;
  • обучать сознательному, выразительному чтению произведения;
  • формировать навыки анализа поступков героев;
  • развивать связную речь.

Оборудование:

  • "волшебный" фонарь, рисунки с изображением осла, пса, кота, петуха;
  • рисунки с изображением музыкальных инструментов: гитары, барабана, скрипки, балалайки;
  • компьютер (викторина);
  • конверты с заданиям, знаки-символы, приложение.

Ход урока

1. Организационный момент: (дети стоят)

Учитель: начнём урок с приветствия:

У. Здравствуй, утро!

Дети: Здравствуй!

У. Здравствуй, солнце!

Д. Здравствуй!

У. Здравствуйте, дети!

Д. Здравствуйте!

У.Прикоснитесь ладошками друг к другу, улыбнитесь. Почувствуйте тепло и поддержку друга. Это поможет вам в работе на уроке.

Сядет тот, кто назовёт жанры устного народного творчества.

2. Речевая зарядка:

а). дыхательная гимнастика: вдох-выдох с закрытым ртом; вдох через нос, выдох через рот.

б). артикуляционная гимнастика: упражнение "улыбка-трубочка", "качели", "лошадки".

в). На доске слова:

Если ты попал в беду,
Если трудно одному,
Ты ищи себе друзей:
С ними вместе веселей!

Задание: прочитайте хором, раскройте смысл этих слов.

У. Эти слова будут эпиграфом нашего урока.

3. Актуализация опорных знаний и способов действий:

Беседа:

- С творчеством каких авторов вы познакомились на прошлом уроке?

(показ фотографии);

- Как их звали?

- Что вы запомнили из того, что услышали на прошлом уроке?

(вопросы на мониторе):

1). В какой стране жили сказочники?

2). Сами ли они сочиняли сказки?

3). Сколько сказок ими собрано?

4). Как назывались сборники сказок?

У. В этом году исполняется 225 лет со дня рождения братьев Гримм. Но сказочный свет и тепло их сказок согревают наши души и сердца и поныне. Отблеск этого волшебного света сохранился в этом старом фонаре. Подойдите, дети, ко мне. Давайте дотронемся до него. Это не простой, волшебный фонарь. Он поможет нам отправиться в сказку. Готовы? Раз-два-три!

У.

Дорогой сказок мы пойдём
За Якобом с Вильгельмом,
Теперь три раза постучим:

(Хором): "Откройтесь, сказки братьев Гримм!"

У. Хорошо ли вы знаете сказки братьев Гримм? Посмотрим , как вы справились с домашним заданием (заданием было: прочитать сказки братьев Гримм).

Задание 1. (выполняется по рядам): "Договорить название сказок"

1 ряд 2 ряд
Король:(Дроздобород) Маленькие:(человечки)
Белоснежка:(и 7 гномов) Мальчик :(с - пальчик)
Золотой:(гусь) Горшок:(каши)

Задание 2. Ответить на вопросы викторины (на мониторе вопросы):

1 вопрос: Персонаж сказки братьев Гримм был обыкновенным человеком среднего роста, но сам он считал себя храбрее всех людей на свете. Он даже не побоялся сразиться с настоящим великаном и, что самое интересное, победил его. Назовите имя персонажа и его профессию.(Портной Ганс "Храбрый портняжка").

2 вопрос: Героиня этой сказки отвергла всех женихов, насмехаясь над ними, давая им обидные прозвища. (Королевна "Король Дроздобород").

3 вопрос: В какой сказке трое персонажей, убежав от старушки,пошли путешествовать. Они пытались перебраться через ручей, но у них ничего не получилось. (Боб, Соломинка и Уголёк В одноимённой сказке).

4 вопрос: Героини какой сказки были ужасно некрасивыми: у одной имелась большая нога, у другой- большая губа, а у третьей - очень большой палец на руке ("Три пряхи" - три пряхи).

5 вопрос (всему классу): Какие четверо друзей не побоялись дважды сразиться с разбойниками и даже выгнали их из леса (Осёл, пёс, кот, петух "Бременские музыканты").

Физминутка.

4. Объявление темы и цели урока:

Вот над этой сказкой мы и будем сегодня работать - проанализируем поступки героев, определим основную мысль произведения.

5. Закрепление знаний и способов действий:

Беседа:

- Назовите главных героев сказки (прикрепить картинки осла, пса, кота, петуха на доску);

- Какую работу они выполняли у своих хозяев?

- Почему ушли от них?

- Как вы считаете, правильно ли поступили их хозяева?Встречали ли вы в жизни подобные истории?

- Что решили сделать герои, оказавшись вместе? Какая у них была мечта?

- На каких инструментах мечтали играть они?

Задание: прикрепить возле каждой картинки с изображением героя картинку с тем муз. инструментом, на котором он играл).

У. Итак, герои отправились в город Бремен. Но вот настала ночь:

Задание: найдите в тексте сказки и прочитайте эпизод о том, как устраивались на ночлег наши герои (чтение в паре).

У. Что увидел петух с высоты?

Задание: прочитать по ролям сцену, как поступили герои с разбойниками

6. Физминутка:

Давайте попробуем изобразить эту сцену:

Осёл кричит :ИА-ИА;.пёс - ГАВ-ГАВ; кот - МЯУ-МЯУ; петух - КУ-КА-РЕ-КУ! (хором, громко).

У. И что же разбойники? А наши герои?

- Кто где расположился в доме на ночь?

Задание: соединить стрелками, кто где расположился

На доске слова:

Осёл под дверью
Пёс на печи
Кот ворота
Петух сено

Задание: расскажите, использовав слова - действия из текста, о том, как один из разбойников решил посмотреть, что делается в доме.

На доске слова- действия:

  • Зашёл
  • Горят
  • Разожгу
  • Рассердился
  • Цапнет
  • Зашипит
  • Схватила
  • Лягнул
  • Закричит
  • Кинулся

У. Что же рассказал разбойник своим товарищам? (найти в тексте и выразительно прочитать)

У. Чем же закончилась сказка?

- Какова её главная мысль? Раскрывают ли слова эпиграфа эту мысль?

Задание (групповое) от "Светофорчика: (в конвертах задания):

  • 1 группа: придумать продолжение сказки;
  • 2 группа: подумать, какая русская сказка похожа на сказку "Бременские музыканты"?
  • 3 группа: собрать пословицы и сказать, о чём они.

У.Подходит к концу наше путешествие по сказке, и пришла пора погасить, конечно ненадолго, волшебный фонарь Давайте возьмёмся за руки и задуем огонь все вместе. Я надеюсь, все мы зарядились светом и теплом этого фонаря и будем намного добрее, умнее, отзывчивее.

6. Рефлексия: закончи фразы:

На уроке я узнал(а):

Теперь я знаю, что:

7. Итог: возьмите знаки- символы и выберите тот, которым вы оцениваете свою работу на уроке (дети выбирают символ и прикрепляют на доску).

У. выставляет отметки. Урок окончен.

8. Дом. задание: прочитать сказку братьев Гримм "Госпожа Метелица";

  • 1 группа: дать характеристику родной дочери;
  • 2 группа: дать характеристику падчерицы.

Презентация.