Использование групповой технологии на уроках биологии и географии как условие для успешной самореализации личности

Разделы: Общепедагогические технологии


Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа готовит человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества. Поэтому, роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна. Современное общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, поэтому выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности:

  1. Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения различных проблем.
  2. Самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности, быть способным творчески мыслить.
  3. Грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимую информацию, анализировать ее, делать обобщения, формулировать аргументированные выводы, решать новые проблемы и т.д.)
  4. Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группа, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя их них.
  5. Самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Чтобы решить эти задачи, школа должна создать условия для формирования этих качеств личности. Это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности:

  • Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, применение приобретаемых знаний на практике, и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
  • Совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения.

Это возможно, если учитель будет применять в своей практике современные технологии обучения, одной из которых является групповая технология.

Методическая тема, над которой мы работаем – “Использование групповой технологии на уроках биологии и географии как условие для успешной самореализации личности школьника”.

Цель работы – теоретически обосновать и практически применить данный метод работы на уроках биологии и географии, чтобы выявить, насколько эффективна работа в группе, какие преимущества дает данная технология перед другими технологиями.

Данная технология легко вписывается в учебный процесс, позволяет достичь поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету. Она обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное, и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность, желание помочь другим.

Эта технология – личностно-ориентированная, предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных ее качеств.

Групповая технология отражает гуманистическую направленность, сущность педагогики, она значительно лучше готовит детей к жизни. Это не только обучающая, но и воспитывающая технология, она способствует формированию самостоятельности мышления, принятия решений.

Применение групповой технологии на уроках биологии и географии целесообразно, так как данная технология отражает задачи личностно – ориентированного подхода к учащимся. Групповая форма учебной работы способствует развитию мышления, интересов и склонностей учащихся, реализует их потребности в общении со сверстниками, способствует формированию умений работать в коллективе.

Существует ряд преимуществ использования данной технологии перед другими:

  1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поныли новый или ранее пройденный материал. При работе в группе ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
  2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
  3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, применять их в конкретных заданиях.
  4. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
  5. Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.
  6. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
  7. Развивается чувство товарищества и взаимопомощи.

Но для успешной работы группы учащихся необходимо, чтобы каждый школьник владел элементарными умениями самостоятельной познавательной деятельности. Особое значение в данном случае имеют умения работать с учебником, проводить лабораторные и практические работы по инструкциям, умения наблюдать, фиксировать полученные результаты и на их основе делать выводы. Поэтому важно, чтобы учитель перед началом групповой работы достаточно четко представлял уровень самостоятельной познавательности как отдельных учащихся, так и класса в целом, а на начальных этапах работы с группами уделял особое внимание формированию приемов самостоятельной деятельности. С этой целью учителю следует проводить более подробный инструктаж, раскрывающий последовательность действий учащихся при выполнении работы, давать дополнительные консультации отдельным группам, чаще осуществлять систематизацию и коррекцию знаний и умений учащихся при изучении темы.