Урок окружающего мира "Какая бывает вода". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • познакомить детей с понятием вода и её состоянием в природе;
  • в процессе опытов познакомить учащихся с некоторыми свойствами  воды;
  • формировать умения вести наблюдения за особенностями воды в жидком и твёрдом состоянии и делать выводы по результатам наблюдений;
  • способствовать пониманию роли  воды  в жизни человека;
  • развивать внимание, память, устную речь и пополнять словарный запас.

Оборудование:

  • учебник “ Окружающий   мир . 1 класс”,тетрадь “Окружающий мир” (под ред.
  • Н.Ф. Виноградовой);
  • мультимедийный проектор;
  • презентация (приложение);
  • сосуды различных размеров и форм, наполненные  водой  (у учителя и у группы учащихся экспериментаторов).

Ход  урока

I. Организационный момент

Учитель.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Ну-ка дети, в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки

– Каким бы вы хотели видеть наш урок?

– Какие качества надо проявить, чтобы получился такой урок? (ответы детей)

– Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.

Слайд1

– Ребята, сегодня ученики нашего класса разделятся на три группы: экспериментаторы, аналитики, иллюстраторы.

Учитель. На уроке мы с вами отправимся в путешествие в экспериментальную лабораторию Снежной королевы. И помогать нам будет её верные слуги –экспериментаторы.

II. Актуализация знаний учащихся.

Изменения произошедшие в природе с наступлением зимы

Учитель. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Дети. На прошлом уроке мы говорили о том, что наступила зима.

Учитель. Снежная королева нам принесла загадку.

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
(Декабрь)

Слайд 2

Учитель. Что вы знаете об этом времени года? Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?

Дети. Декабрь первый зимний и последний месяц в году.

– Температура воздуха опускается ниже нуля

– Замерзают водоёмы и идёт снег.

Учитель. Что такое снег?

Дети. Это снежинки.

Слайд 3

Учитель. Рассмотрите изображение снежинок.

Что вы можете о них рассказать?

Дети. Снежинки похожи на шестиконечные звезды, но очень разные. У них разный размер и форма.

Учитель. Летят снежинки ажурные, серебристые, белые, пушистые, нежные. Это подарок, который подарила нам природа. Когда идет снег, мы подставляем ладошку и стараемся поймать снежинку, но как только она приземлится, сразу превращается в …

Дети. …капельку  воды.

Слайд 4

III. Сообщение темы  урока 

Учитель. Сегодня мы будем говорить о  воде . Нет на земле другого такого вещества, значение которого для человека было так велико и необходимо. Вода нужна всему живому на земле. Сколько раз в день вы пьете? (ответы детей)

Учитель. А сколько могли бы прожить без  воды ? (ответы детей).

Учитель. Человек может жить без пищи два месяца, но без  воды  не может прожить и 4-5 дней. И сегодня на  уроке  мы узнаем, что такое  вода ,  какая  она  бывает  и узнаем как человек ее использует

Слайд 5

IV. Изучение нового материала.

(Создание проблемной ситуации.)

Какая   бывает   вода 

Учитель. Прежде чем попасть в экспериментальную лабораторию Снежной королевы её верные слуги – иллюстраторы приготовили нам первое испытание – загадки.

Шел долговяз,
В землю увяз. (Дождь)

Зимой в поле лежал,
А весной в речку побежал. (Снег)

Мост, как синее стекло.
Скользко, весело, светло. (Лед)

На дворе переполох,
С неба сыплется горох. (Град)

Не колючий,
Светло – синий,
По кустам развешен…(Иней)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали. (Роса)

Над рекой, над долиной,
Повисла белая холстина. (Туман)

Без рук, без ног,
А в верх ползет. (Пар)

Отгадывая загадки мы должны построить схему “ Какая   бывает   вода ”. Слайд 6

Учитель: Аналитики подводят итог.

Дети:– Мы с вами узнали что и дождь и снег и лед и град и иней и роса и туман и пар – все это вода, но только в разных состояниях.

V.Физкультминутка

VI. Проведение опытов. Свойства воды.

Учитель. И вот наконец мы с вами пришли в лабораторию. Что такое вода мы с вами говорили, а теперь узнаем свойства воды. Для этого мы проведем несколько опытов и составим таблицу “Свойства воды” (экспериментаторы).

Опыт № 1

  • Переливание воды в сосуды разной формы.
  • Что произошло с водой?
  • Какое свойство вы обнаружили?

Вывод: жидкое текучее вещество, которое принимает форму сосуда. (аналитики)

Опыт № 2

  • Определение цвета воды при помощи кисточки, окрашенной в какой-либо цвет.
  • Имеет ли вода цвет?

Вывод: вода бесцветна, ее можно окрасить. (аналитики)

Опыт № 3

  • Возьмите стакан с водой. Опустите в него цветные предметы.
  • Видна ли они?

Вывод: вещество прозрачно. (аналитики)

Опыт № 4

  • В стакан – сахар, в химические стаканы мел, песок. (Размешать)
  • Видим ли мы теперь сахар?
  • Что произошло?

Нельзя пробовать незнакомое вещество, а если очень нужно, то капельку, чтобы убедиться, что это не опасно. (консультанты)

  • Попробуйте на вкус. Какой вкус стал у воды?
  • Все ли вещества растворились?
  • Что произошло с веществами, которые растворились?

Вывод: вода может растворять некоторые вещества.(аналитики)

Опыт № 5

  • Дети пробуют воду на вкус (из стакана).
  • Какой вкус имеет вещество?

Вывод: вещество не имеет вкуса.(аналитики)

Опыт № 6

Учитель. Перед нами жидкость неизвестного происхождения. Она может быть с резким, неприятным запахом. Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности и безопасности: Сосуд находится на некотором расстоянии, рукой совершают волнообразные движения (как бы “подгоняя” к себе воду над сосудом постепенно, при необходимости приближая сосуд).

  • Имеет ли вода запах?

Вывод: вещество не имеет запаха.(аналитики)

Свойства воды Жидкая Твердая (снег, лед) Газообразная (пар)
Цвет      
Прозрачность      
Запах      
Форма      

Слайд 7

VII. Проверка первичного понимания знаний учащихся.

Учитель. Рассмотрите составленную схему.

Какие свойства нашей жидкости мы установили?

Дети. Доказали, что наша жидкость вода?

Учитель подводит итог.

– Вода окружает нас везде: в ручьях, в реках, в морях, в океанах. Все это водные богатства. Даже когда мы идем в школу кругом снег и лед, а это тоже вода.

Зачем нужна  вода 

Учитель. А зачем и для чего нужна  вода  нам расскажут иллюстраторы, составив схему “Зачем  нужна вода” Работа по учебнику стр. 89

Аналитики. Все люди, животные и растения пользуются  водой .

– Работа в тетради “Окружающий мир” стр.33.Сделайте рисунки “Какая бывает вода?”

VIII. Итог  урока 

Учитель. Давайте повторим все что мы узнали о  воде ? (ответы детей)

И в заключении ребята приготовили для вас стихотворение.

“Всё хорошо в природе, но вода – красота всей природы" С.Т. Аксаков

Вода умеет принимать разную форму:
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А всё это просто вода.

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности это вода.

Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега
А время придёт всё растает,
И будет просто вода.

IX. Рефлексия.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовал, что…
  8. Я приобрел…
  9. Я научился…
  10. У меня получилось …
  11. Я смог…
  12. Я попробую…
  13. Меня удивило…
  14. Урок дал мне для жизни…
  15. Мне захотелось…

Слайд 8

Слайд9