Развитие интонации путем подбора репертуара на уроках музыки в коррекционной школе VIII вида

Разделы: Музыка, Коррекционная педагогика


Важнейший вид деятельности на уроке музыки в школе - хоровое пение. Одна из самых главных задач, которую ставит перед собой преподаватель при работе с хоровым коллективом - работа над строем, или интонацией. В младших классах развитие верной, чистой интонации весьма затруднительно в силу возрастных особенностей и ограниченных возможностей здоровья младших школьников. Поэтому необходим особый подход к двум самым главным составляющим, от которых зависит верный путь развития интонации - к репертуару хорового коллектива, а также к упражнениям - распевкам.

Вот некоторые требования, которых я придерживаюсь, подбирая репертуар:

- Произведения должны соответствовать определенным ступеням общего и музыкального развития детей, обеспечивать постепенность и последовательность в обучении музыкальным навыкам и закладывать основу той музыкальной культуры, которой должен обладать школьник.

- Важнейшее требование к репертуару, на мой взгляд, это его доступность. В первую очередь следует рассматривать особенности песни с точки зрения технических возможностей: диапазона, динамики, характера звуковедения, дыхания, дикции, ансамбля, строя, темпа и т.д. и возрастных особенностей.

- Всегда учитываю дидактический принцип от легкого к трудному. Может использоваться и такой прием, когда в репертуар включается одно-два заведомо сложных по техническим задачам сочинения. Цель данного приема не столько в том, чтобы выучить и исполнить сложное сочинение, сколько в процессе работы над ним дать толчок для развития музыкальных возможностей хора, в соответствии с теорией развивающего обучения.

Личная практика показывает, что в большинстве случаев двух-трех нотная песня усваивается гораздо труднее, чем более или менее развернутая мелодия, поскольку она более интересна и выразительна, чем ограниченная. Но при этом не следует забывать, что на самых первых занятиях, когда детский голос неустойчив, следует использовать именно двух-трех нотные песни с несложным ритмическим рисунком.

- Стараюсь, чтобы репертуар был разнообразен по тематике и жанрам, вызывал интерес к себе, расширял кругозор детей, будил фантазию.

- Количество произведений, находящихся в работе - в среднем 3-4, при этом в активной памяти держатся ранее изученные произведения.

Неотъемлемой частью репертуара являются вокально-хоровые упражнения.

Как известно, все вокально-хоровые упражнения делятся на две категории:

  1. те, что применяются вне связи с каким - либо конкретным исполняемым произведением. Данные упражнения способствуют достижению более высокого уровня художественного исполнения.
  2. те, которые направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании произведения.

Вот некоторые рекомендации для отборе упражнений для распевания:

  • Упражнения должны быть простыми по мелодическому и ритмическому рисунку, легко запоминаться;
  • Пение не может совсем не выражать никаких эмоций, поэтому даже при пении упражнений нужно стремиться к эмоциональной окраске голоса, лучше всего ассоциировать пение с радостным настроением, поэтому упражнения чаще даются в мажоре;
  • В начале обучения упражнения исполняются в спокойном, медленном темпе, в дальнейшем темп может меняться в зависимости от методических целей. При развитии подвижности голоса, по мере освоения навыков темп упражнения убыстряется;
  • Упражнения обычно располагаются в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх и вниз. В начале обучения при введении нового упражнения его мелодию можно поддерживать аккомпанементом. Как только интонация учеников станет устойчивой, необходимо оставлять одну гармоническую поддержку. Далее очень полезно для выработки четкой координации между слухом и голосом, для закрепления и совершенствования вокальных навыков петь упражнения без сопровождения инструмента с предварительной ладовой настройкой;
  • Начальные упражнения на центральном участке диапазона должны петься ровным по силе звуком mf;
  • Пение упражнений следует начинать с наиболее естественно, красиво и без напряжения звучащих нот в диапазоне школьников- примарных звуков. Постепенно объем звуков увеличивается до всего диапазона голоса. Формирование крайних нижних и верхних звуков может идти только на основе хорошо звучащей середины, поэтому прежде всего укрепляется средний участок диапазона.

Изучив специальную литературу, опираясь на данные требования, я составила примерный репертуар, который использовала в работе:

  1. «Котик» - русская народная песня, обр. Ж. Металлиди
  2. «Во поле берёза стояла» - русская народная песня, обр. В. Шипулина
  3. «Весёлые гуси» - русская народная песня, обр. В. Шипулина
  4. «Коровушка» - русская народная песня, обр. В. Шипулина
  5. «Весёлый музыкант» - муз. А Филиппенко, сл. Т Волгиной
  6. «Ай – я жужу» - Латвийская народная песня, сл. народные, пер. В. Винникова, обр. В. Шипулина
  7. «Берёзонька» - муз. А Филиппенко, сл. Т Волгиной
  8. «Ходила младёшенька» - русская народная песня, обр. Н. Римского-Корсакова)
  9. «Мишка с куклой» сл. и музыка В. Кочурбиной
  10. «Пастушья песня» - французская народная песня (канон), обр. Ж Металлиди
  11. «Весёлая дудочка» - муз. М. Карасёва, сл. Н. Френкеля
  12. «Кот-мореход» муз. Ж. Металлиди, сл. О. Сердобольского.
  13. «Лошадка» - сл. Н Кучинской, муз. М. Ф. Лещинской.

Данный список рекомендуемого репертуара для второго класса отвечает следующим требованиям отбора, которые определились при изучении методической литературы с учётом возрастных особенностей и ограниченных возможностей здоровья:

  1. Удобный диапазон (секста, септима). Возможность постепенного его расширения.
  2. Регистр до1 – ля1 (редко си малой – си1).
  3. Несложный ритмический рисунок, возможность его постепенного усложнения.

Далее передо мной стояла цель – установить исходный уровень развития интонации у детей на отобранном мною репертуаре.

Для определения уровня развития интонации у детей я руководствовалась следующими задачами:

  1. Чистота интонации
  2. Ритмическая точность
  3. Способность воспроизводить мелодию с сопровождением и без сопровождения.
  1. Для определения уровня чистоты интонации учитывалась способность самостоятельно точно и чисто исполнять мелодию песни, попевки.
  2. Для определения уровня ритмичности воспроизведения мелодии учитывалось количество сделанных детьми ритмических ошибок, а так же способность более или менее самостоятельно, ритмически правильно исполнять незнакомую попевку.
  3. Последний критерий определялся по способности воспроизводить мелодию с сопровождением и без сопровождения.

Первоначальный уровень интонирования по перечисленным выше критериям определялся следующим образом: детям было предложено два задания:

  1. Исполнение знакомой песни (один или два куплета).
  2. Исполнения разученной только что попевки с сопровождением и без сопровождения.

При выполнении данных заданий проверялись интонация и умение держаться в тональности, память, а часто и музыкальная среда, в которой растёт ребёнок (видна по репертуару, которым владеет ребёнок).

После прослушивания в специальной тетради делалась запись о каждом ребёнке. Пока один поёт, все остальные - слушают. Такой своеобразный «концерт» очень нравится детям. Это анализ способностей учащихся, который является отправной точкой для дальнейшего развития интонации у детей.

Данный этап проводился в течение первых нескольких уроков.

Для многих детей первое задание оказалось достаточно сложным, они не смогли вспомнить ни одной песни. В данном случае было предложено несколько «шлягеров» из репертуара детского сада. Ещё одной сложностью стало то, что некоторые дети не смогли точно воспроизвести мелодию знакомой им песни, в результате чего очень трудно было узнать истинную мелодию. Многие дети не пели знакомую песню, а проговоривали слова в ритме этой песни.

Второе задание оказалось ещё более сложным, поскольку детям надо было не только чисто спеть предлагаемую попевку, но и запомнить её. Большинство детей достаточно успешно справились с заданием, показав неплохой уровень музыкальной памяти, но среди них оказались и такие, которые так и не смогли справиться с поставленной перед ними задачей.

В результате проведённого задания был выявлен исходный уровень чистоты интонирования у каждого ребёнка. В итоге дети были распределены на три группы : с высоким, средним и низким уровнем интонации.

Высокий уровень (В) оценивался по следующим критериям: ребёнок интонационно правильно исполняет знакомую ему песню и предложенную попевку и исполняет её ритмично. Его песенный репертуар достаточно обширен, пение эмоционально и выразительно. Оценка данного уровня от 4 до 5 баллов.

Средний уровень (С) оценивался по следующим критериям: ребёнок недостаточно точно интонирует, совершает ритмические ошибки, исполняя песню и предложенную для разучивания попевку, но с помощью учителя исправляет неточности; испытывает затруднения при пении без сопровождения. Песенный репертуар такого ребёнка недостаточно широк, а исполнение недостаточно эмоционально. Оценка данного уровня от 3 до 3,9 баллов.

Низкий уровень (Н) оценивался по следующим критериям: ребёнок не может чисто исполнить песню и только что разученную попевку не только с сопровождением, но и без него, «гудит» в низком регистре, совершает много ритмических погрешностей при исполнении, не может вспомнить ни одну песню, разученную ранее, зажат при исполнении. Оценка такого уровня составляет 0-2,9 балла.

Таким образом, составив репертуар, установив исходный уровень развития интонации началась работа по формированию навыков точного интонирования, развитию чувства ритма. Следует отметить, что в своей работе с детьми я опиралась на методы ведущих педагогов-музыкантов, а также использовала свои наработки, которые явились результатом моего личного опыта. Всё это способствовало проведению полноценных занятий с детьми, в которых поэтапно прорабатывались все задачи, поставленные мною.

  • 1 этап - подготовительный. На этом этапе дети учатся правильно брать дыхание, слушать своё пение и пение поющих рядом детей, овладевают навыками пения в унисон, а также учатся внимательно следить за дирижёрскими жестами педагога.
  • 2 этап посвящён развитию и закреплению приобретённых на первом этапе навыков, а также работе над выразительностью пения при изучении репертуара.
  • 3 этап – итоговый. Он посвящён развитию умения детей объективно оценивать своё исполнение, а также насколько оценка ребёнка сходится с оценкой педагога..

На первых уроках много рассказывала о хоре, как большом, сплоченном певческом коллективе, роли дирижера, который один руководит множеством певцов-музыкантов. Много внимания уделяла работе над дыханием

Практически ни один человек не смог с первого раза правильно дышать. Поэтому я попросила детей наклонить туловище вперёд и руками достать коленки. Такая позиция чрезвычайно удобна для взятия диафрагмального дыхания и заставляет работать брюшные мышцы.

Постоянно использовала упражнения, которые при определённой фантазии можно разнообразить и превратить в увлекательную игру. Одно из таких упражнений называется «Самолёт». Детям предлагается изобразить звук самолёта, который набрал высоту и летит из одного города в другой. «Чтобы наш самолёт летел долго, нужно много топлива и расходовать его надо экономно» Дети изображают звук летящего самолёта на звук «ж» и пытаются экономно расходовать своё дыхание. Ещё одно упражнение называется «Шар». Детям предлагается представить, что внутри них воздушный шар и в этом шаре появилась маленькая дырочка. «Как будет выходить воздух из шарика? - спрашиваю я детей, - быстро или медленно, постепенно». Дети дают правильный ответ и на звук «с» постепенно, но с силой выдыхают воздух. Во время выполнения этого упражнения дети очень часто совершают ошибку, поднимая плечи. Поэтому я сразу говорю им, что плечи должны быть неподвижны, как будто их кто-то придерживает и не даёт им подняться. Если не получается, я предлагаю ребенку лечь на парту, ибо в таком положении при пении плечи будут неподвижны и каждый сможет прочувствовать работу диафрагмального дыхания.

Эти упражнения полезны, поскольку вырабатывают умение экономно расходовать дыхание.

На каждом уроке мною достаточно много времени уделялось распеванию. Значение распевок очень важно, поскольку подготавливает голосовой аппарат к пению более сложных произведений, а так же вырабатывает определённые певческие навыки. В качестве материала для распевок мною на уроках были использованы небольшие попевки, которые усложнялись по мере наработки того или иного навыка. Сначала это были попевки на одном-двух звуках, на восходящем и нисходящем поступенном движении. Например, «Кошкин дом», «Андрей-воробей» (на одном звуке), «Дин-дон» (на двух) «Ёжик-ёжик», (на четырёх) . Затем более сложные с использованием скачков по устойчивым ступеням: «Дождик», «Эхо», «Белые гуси», «Звоны».

Особо следует сказать о так называемых «гудошниках». Певческий диапазон таких детей очень ограничен, они не могут «настроить» свой голосовой аппарат на правильную позицию и координировать звуки. Для работы с этими детьми мною были разработаны следующие упражнения:

  1. Сказка «Волк и семеро козлят», которую можно «превратить» в игру. Волк (ребёнок - «гудошник») должен «подточить» свой голос, чтобы козлята (дети с достаточно хорошей интонацией) открыли ему дверь, приняв волка за маму-козу.
  2. Игра в «Колокольчик», в которой детям предлагается «зазвучать» как маленькие колокольчики с ясным, светлым звуком и как большие колокола со звуком густым и насыщенным. Следует отметить, что это упражнение можно применить и к детям, неспособным воспроизвести низкие звуки.
  3. Игра в «Больших и маленьких зверей», в которой детям предлагается изобразить голосом звуки высокого и низкого регистров. Например: голос мышки и голос медведя, мамы-кошки и маленького котёнка. Дети сами выбирают, каких зверей им больше нравится изображать.

Данные упражнения хороши тем, что заставляют учащихся почувствовать разницу между звуками высокими и низкими. Они интересны им, поскольку проводятся в игровой форме и дети не утомляются, выполняя эти трудные для них задания.

На каждом уроке мною были использованы приведённые выше упражнения и попевки. В результате я сделала вывод, что дети стали гораздо лучше контролировать своё пение, научились слушать себя и друг друга, что позволило мне в дальнейшем ставить перед ними более сложные задачи.

Кроме того, интонационные упражнения, описанные выше, позволили мне целенаправленно работать над хоровым репертуаром: его освоением и усложнением. На начальном этапе дети освоили следующие песни репертуара:

  • «Котик» - русская народная песня
  • «Во поле берёза стояла» - русская народная песня

«Весёлый музыкант» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.       Данные песни не очень сложны интонационно. Так, например, песня «Котик» построена на одном звуке. Когда дети осознали это, им стало неинтересно. Но после прослушивания песни с аккомпанементом пение мелодии на одном звуке даже привлекло их. Кроме того, когда учащиеся прослушали, а затем выучили текст песни, речь зашла о выразительности исполнения. Дети открыли для себя тот факт, что один звук тоже можно исполнять по-разному, следуя за словами песни. В работе над данным произведением я поставила задачу добиться унисона и выразительности звучания при исполнении на одном звуке. Для этого пригодились упражнения и попевки, которые дети разучивали на предыдущих уроках.

Песня «Весёлый музыкант» гораздо сложнее для исполнения. Здесь достаточно широкий диапазон, разнообразие мелодического и ритмического рисунка. Пригодились попевки и упражнения со скачками в мелодии. Освоение этих попевок пригодилось в работе над интонацией в данной песне.

Слова этой песни очень интересны, их можно не только спеть, но и изобразить. Именно поэтому песня очень понравилась детям. После того как песня была практически выучена я предложила детям изобразить как музыкант играет сначала на скрипке, потом на балалайке и барабане. Задание это очень понравилось детям, и они с удовольствием пели песню и изображали все действия.Продолжая работать над интонацией, много внимания уделяля выразительности звучания в разучиваемых песнях и работе над ритмом.

Работа над ритмом неизбежна, поскольку репертуар становится более сложным, с достаточно трудным ритмическим рисунком. На уроках дети знакомятся с ритмическими длительностями, учатся различать их. В работе над ритмом я использовала традиционные ритмослоги, такие как «та» - четверть, «ти-ти» - восьмые, «ти-ри» - шестнадцатые, «ту» - половинная. В качестве наглядного пособия для освоения ритма были использованы ритмические карточки. Детям предлагалось прохлопать ритмический рисунок с названием ритмослогов. С большим удовольствием дети играли в игру «Ритмическая почта»: каждый из учащихся получал карточку с небольшим по продолжительности ритмическим рисунком. Ребёнок должен был прохлопать ритм для своего соседа по парте, а тот, в свою очередь, его точно повторить и наоборот. Основной трудностью при исполнении этого задания было точно прохлопать ритм. Обычно произнесение ритмослогов вслух очень помогает детям. В этом же случае слоги приходилось произносить про себя. Поэтому многие не справились с заданием с первого раза. Для того чтобы облегчить задачу, я предложила не произносить слоги вслух, а проговаривать их про себя, но с чёткой артикуляцией (детям очень понравилось название такого задания: «на рыбьем языке»). После этого проблем с неправильным воспроизведением ритмического рисунка не возникало. Разновидностью такого задания служит и прохлопывание ритма знакомой попевки с названием ритмослогов или со словами. Таким образом, использование различных приёмов и упражнений с целью выработки правильного дыхания, чистоты интонации, качественного голосоведения и ритмичности помогло мне в достижении главной цели. Дети стали лучше интонировать и, как следствие, это сыграло большую роль в разучивании песен из предложенного репертуара.

Итак, применение адекватных состоянию и возможностям каждого ребенка педагогических воздействий способствует в значительной степени не только общему музыкальному развитию детей, но и коррекции имеющегося у них недоразвития восприятия, внимания, памяти. Положительные сдвиги происходят и в умственном развитии воспитанников: их представления об окружающем мире существенно обогащаются, становятся более полными, устойчивыми, эмоционально окрашенными. Овладение навыками исполнительства, участие в музыкальной деятельности расширяют возможности детей, положительно влияют на их личностный облик.

Литература:

  1. Апраксина О.А., Орлова Н.Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними//Музыкальное воспитание в школе: Сб.статей/Сост. Апраксина О.А. – Вып.10.-М.: Музыка,1975.
  2. Вопросы вокальной педагогики. - Вып. 6.- Л.: Музыка, 1982.
  3. Гарбузов Н. Внутризонный интонационный слух и методы его развития.-М.-Л.:Музыка, 1951.
  4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики//М.: Музгиз
  5. Кулагина В.Л. Формирование певческо - слуховых навыков у школьников на основе духовно-эмоционального интонирования музыки: Учебное пособие.- Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2002.
  6. Менабени А.Г. Методы вокальной работы в школе//Музыкальное воспитание в школе : Сб. статей/ Сост. Апраксина О.- Вып.11-М.: Музыка
  7. Морозов В. Вокальный слух и голос. -Л.: Музыка,1967.
  8. Тевлина В. Вокально - хоровая работа //Музыкальное воспитание в школе: Сб. статей /Сост. Апраксина О.